 Когда-то, только начиная свой путь в церкви, я решила сделать серию статей из интервью с батюшками на самые-самые простые темы. Естественно, те, которые меня волновали в первую очередь. Ведь как хорошо – спрашивать умных людей о том, чего сам не знаешь! Да еще и делать вид, что это работа такая…
Когда-то, только начиная свой путь в церкви, я решила сделать серию статей из интервью с батюшками на самые-самые простые темы. Естественно, те, которые меня волновали в первую очередь. Ведь как хорошо – спрашивать умных людей о том, чего сам не знаешь! Да еще и делать вид, что это работа такая…
Позвала отца Иоанна, иеромонаха Оптиной Пустыни. Умный, интеллигентный батюшка, по первому консерваторскому образованию-скрипач. После первой публикации, от которой он долго и упорно отказывался, он позвонил и сказал: «Мне все понравилось. Я правда не понимаю, почему так много прихожан с восторгом принесли мне журналы с моими речами, ведь точно то же самое я пытаюсь сказать им на проповеди!» Мы с ним посмеялись, но и порадовались нашему первому творческому успеху. А первый мой вопрос – как начинающей христианки – был такой: «Почему в Библии написано, что я должна слушаться своего мужа? Да еще «убояться»? А если я умнее, образованнее, больше зарабатываю в конце концов?» Отец Иоанн всегда любил говорить очень конкретными метафорами. Он сказал: «Понимаешь, это как в армии. В армии невозможно, если вся власть не будет у вышестоящего, война будет проиграна. А в семье благодать передается от вышестоящего – мужа – к нижестоящему!»
Ну хорошо, подумала я. Сформулировал здорово. Но как быть с этой армейской субординацией в смысле: а кто это решил, что муж – вышестоящий? Я начала социологический опрос населения. Как нарочно, мне попадались счастливые спокойные семьи, где мудрые жены отвечали: не знаю… мой муж гораздо умнее меня, так что такого вопроса у нас нет. «Как это нет?» - возмущалась я. Мне никогда не внушала доверия ситуация «тишь да гладь да Божья благодать»! мне хотелось анализа, исследования, бунта в конце концов!
Много лет спустя мы сидели с подругой, она плакалась мне о том, что семья распадается. Много противоречий, кризис. Она спросила: Что держит твою семью так долго на плаву? Я серьезно задумалась, искала умные слова, морщила лоб. Не веря, что я это говорю – но это говорила именно я – ответила: «Знаешь, кажется, благодать…» Мне было стыдно, как-то слишком елейно получалось, подруга была совсем что называется не церковная… но мой ответ был совершенно искренним, более того – я думала, как почестнее ответить. Увы, простые ответы иногда самые честные.
Однажды мы с мужем и тремя детьми отдыхали в чужой стране на море, и, не желая прерывать игру старших в саду, отошли в магазин, с младшим в коляске. Возвращаемся. Идет старший Даниил, шесть лет. Ведет дочку Дашу – четыре года. Даниил крепко держит сестру за руку и горько плачет. Маленькая пушистая дочь идет рядом вприпрыжку и мурлычет песенку. «Где вы были, - кричит при виде нас Данилка. – Я подумал, что вы потерялись!» Как мы можем потеряться, дорогой? – утешаем мы дрожащего от волнения сына, но он не сразу может успокоиться: «Я подумал: вот родители потерялись, и мне всю жизнь, ну просто всю жизнь надо будет кормить эту маленькую прожорливую Дашу!» Дочь обняла нас, совсем беспечальная. Ну, будет ее кормить всю жизнь этот большой ответственный мужчина, о чем же плакать? Я смотрела на нее и думала: милые мои жены, а что, может, оставим все как есть, передадим благодать вышестоящему? Все равно ответы на вопрос: почему он главный? – у всех будут разные. Мне нравится «теория передачи благодати», озвученная когда-то отцом Иоанном…
«Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
У нас в студии были директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый и насельница женского монастыря в честь Державной иконы Богородицы в Калининградской области монахиня Амвросия (Хромова).
Разговор шел о подвиге новомучеников, а также о поэме нашей гостьи «Бутовский реквием», посвященной людям, расстрелянным за веру на Бутовском полигоне в 30-е годы прошлого века.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Четвертая беседа с Игорем Гарькавым была посвящена людям, пострадавшим на Бутовском полигоне (30.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
 
                                    
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День памяти жертв политических репрессий;
— Служение священников в зоне военных действий;
— Современные Российско-Китайские отношения;
— Диалоги культур разных стран;
— «Наивные» вопросы о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 31.10.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
 
                                    
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Кира Лаврентьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианская культура Востока;
— Свидетельство о Христе и мученичество;
— Материалы Академии журнала «Фома» ко дню рождения Ивана Алексеевича Бунина;
— Жизнь и служение Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал



 
 



