Когда-то, только начиная свой путь в церкви, я решила сделать серию статей из интервью с батюшками на самые-самые простые темы. Естественно, те, которые меня волновали в первую очередь. Ведь как хорошо – спрашивать умных людей о том, чего сам не знаешь! Да еще и делать вид, что это работа такая…
Позвала отца Иоанна, иеромонаха Оптиной Пустыни. Умный, интеллигентный батюшка, по первому консерваторскому образованию-скрипач. После первой публикации, от которой он долго и упорно отказывался, он позвонил и сказал: «Мне все понравилось. Я правда не понимаю, почему так много прихожан с восторгом принесли мне журналы с моими речами, ведь точно то же самое я пытаюсь сказать им на проповеди!» Мы с ним посмеялись, но и порадовались нашему первому творческому успеху. А первый мой вопрос – как начинающей христианки – был такой: «Почему в Библии написано, что я должна слушаться своего мужа? Да еще «убояться»? А если я умнее, образованнее, больше зарабатываю в конце концов?» Отец Иоанн всегда любил говорить очень конкретными метафорами. Он сказал: «Понимаешь, это как в армии. В армии невозможно, если вся власть не будет у вышестоящего, война будет проиграна. А в семье благодать передается от вышестоящего – мужа – к нижестоящему!»
Ну хорошо, подумала я. Сформулировал здорово. Но как быть с этой армейской субординацией в смысле: а кто это решил, что муж – вышестоящий? Я начала социологический опрос населения. Как нарочно, мне попадались счастливые спокойные семьи, где мудрые жены отвечали: не знаю… мой муж гораздо умнее меня, так что такого вопроса у нас нет. «Как это нет?» - возмущалась я. Мне никогда не внушала доверия ситуация «тишь да гладь да Божья благодать»! мне хотелось анализа, исследования, бунта в конце концов!
Много лет спустя мы сидели с подругой, она плакалась мне о том, что семья распадается. Много противоречий, кризис. Она спросила: Что держит твою семью так долго на плаву? Я серьезно задумалась, искала умные слова, морщила лоб. Не веря, что я это говорю – но это говорила именно я – ответила: «Знаешь, кажется, благодать…» Мне было стыдно, как-то слишком елейно получалось, подруга была совсем что называется не церковная… но мой ответ был совершенно искренним, более того – я думала, как почестнее ответить. Увы, простые ответы иногда самые честные.
Однажды мы с мужем и тремя детьми отдыхали в чужой стране на море, и, не желая прерывать игру старших в саду, отошли в магазин, с младшим в коляске. Возвращаемся. Идет старший Даниил, шесть лет. Ведет дочку Дашу – четыре года. Даниил крепко держит сестру за руку и горько плачет. Маленькая пушистая дочь идет рядом вприпрыжку и мурлычет песенку. «Где вы были, - кричит при виде нас Данилка. – Я подумал, что вы потерялись!» Как мы можем потеряться, дорогой? – утешаем мы дрожащего от волнения сына, но он не сразу может успокоиться: «Я подумал: вот родители потерялись, и мне всю жизнь, ну просто всю жизнь надо будет кормить эту маленькую прожорливую Дашу!» Дочь обняла нас, совсем беспечальная. Ну, будет ее кормить всю жизнь этот большой ответственный мужчина, о чем же плакать? Я смотрела на нее и думала: милые мои жены, а что, может, оставим все как есть, передадим благодать вышестоящему? Все равно ответы на вопрос: почему он главный? – у всех будут разные. Мне нравится «теория передачи благодати», озвученная когда-то отцом Иоанном…
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер