2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» есть такой эпизод. Однажды объектом опыта Евгения Базарова, который, как мы помним, увлекался естественными науками, становится лягушка. Главный герой собирается ее препарировать. На вопрос удивленного деревенского мальчика, зачем он это делает, Базаров отвечает: «я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается». До сих пор для многих людей — это оптимальный алгоритм получения знания. Для того, чтобы добыть о предмете достоверную информацию, необходимо его расчленить, атомизировать и в итоге описать при помощи четкой научной формулы. Вероятно, это не плохо работает именно в случае с лягушкой. Но совершенно не подходит, когда речь идет о мире духовном, к которому отчасти относится и человек. Поэтому в том отрывке, который мы только что услышали, апостол Петр, говоря о цели человеческой жизни, как о познании Бога, предлагает совершенно иной алгоритм.
Для него познание не просто умножение сведений о предмете. Настоящее знание становится доступным лишь в результате личного контакта с тем, кого ты познаешь. Через соединение с ним вплоть до взаимопроникновения. Поэтому и Бога нельзя познать только через чтение книг или наблюдение за внешним миром. Все это лишь умножает знание о Нем, но не имеет прямого отношения к знанию того, Кто Он есть. Настоящее знакомство с Творцом происходит исключительно через соединение с Ним и уподобление Ему. Здесь работает хорошо всем знакомый закон: подобное познается к подобным. Поэтому апостол Петр описывает этот процесс познания, как приобретение человеком разного рода качеств, которые роднят его с Богом: вера, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и, наконец, вершиной всего является любовь. Именно приобретая любовь мы узнаем, кто есть Бог, а вместе с тем и достигаем цели христианской жизни.
Но и это еще не все. Тот, кто хоть немного узнал Бога лично, в той же степени приобретает подлинное знание о всем том, что наполняет этот мир. Ведь весь он содержится в руке Творцом. И это не просто овладение суммой статистических данных. Речь идет о способности проникнуть в самую суть происходящих явлений, увидеть их подлинные цель и причину, то есть то, что о них мыслит Сам Господь. Вот к чему, по мысли апостола Петра, призван каждый христианин. Лишь подобное знание, которое открывается исключительно на пути приобретения евангельских добродетелей, способно дать человеку силы твердо стоять на ногах в этой жизни. А потому и каждому из нас апостол искренне желает: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.