
2 Тим., 294 зач., II, 20-26.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если Церковь свята, почему в ней есть нехорошие люди? Как к этому относиться? И что делать с негодованием и возмущением по этому поводу? Отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Церковь — это очень неоднородное общество. Есть в ней святые, но есть в ней и люди духовно немощные. Те, кто продолжает в своём поведении, в своих чувствах и мыслях возвращаться в то время, когда в их судьбе ещё не произошла встреча со Христом. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он приводит красочный образ. По его словам, хозяин в доме держит разную посуду. Одна для праздничных обедов, другая для повседневного употребления. Есть в его хозяйстве и ёмкости для отходов. Так и в Церкви. Есть здесь сосуды, наполненные Духом Святым, есть те, кто стабильно держится середины, а есть хулиганы и разбойники, которые постоянно наполняются разного рода нечистотой. Однако Господь терпит их по одним ведомым Ему причинам. Ведь каждому отведена своя роль в замысле Бога. Христос терпел даже Иуду, хотя видел его сердце и знал наперёд, какой выбор он сделает. Но вместо того, чтобы выгнать предателя, Спаситель дал событиям развиваться своим собственным чередом. Он словно подчинился им. Полностью доверился Своему Небесному Отцу. Об этом доверии Господь произносит и притчи. Так, например, притча о пшенице и плевелах рассказывает о том, что добрые злаки и сорняки растут вместе. И отделяют их друг от друга лишь во время жатвы. О том же говорит и притча о неводе. Рыбаки набирают в сеть рыб всякого рода. И лишь тогда, когда вытаскивают её на берег, начинают отбирать подходящее. Этими образами Христос, а вслед за ним и апостол Павел говорят о том, что не наше дело судить об окружающих. Окончательный суд находится в руках Божиих. Отдадим этот суд Господу. Как это сделать? Очень просто — сосредоточиться на своей миссии, а не на тех реальных или воображаемых проблемах, которые нам могут принести окружающие.
Именно поэтому во второй части отрывка Павел призывает каждого из нас следить за собой: воздерживаться от похоти, споров, озлобленности. Стремиться быть со всеми приветливыми, незлобивыми, кроткими. Развивать в себе такие качества, как веру, любовь, миролюбие. Это необходимо, по словам Павла, чтобы мы были годными на всякое доброе дело, то есть чтобы Бог во всякий момент, во всякой ситуации, со всяким человеком мог использовать нас в Своих целях. Иными словами, христианин призван всякий момент своей жизни быть готовым исполнить евангельскую заповедь приносить пользу окружающим его людям. И в первую очередь тем, кто в этом остро нуждается. А больше всего это именно те самые хулиганы и разбойники. Им нужна моя любовь, моя поддержка и моя милость.
Если мы настраиваем себя на подобное служение, если каждый день мы начинаем с молитвы, в которой просим Бога дать нам шанс быть полезным хотя бы одному бедолаге, то парадоксальным образом мы перестаём судить о людях. Нас перестаёт беспокоить, почему Бог терпит того или иного человека или почему Он попустил случиться тому или иному событию. В нас рождается понимание, что это Его планы и зона Его ответственности. А Он всё устроит наилучшим образом. Мы же должны исполнять Евангелие. И тогда наша душа наполнится миром и покоем. Здесь на земле ей откроется Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер