
2 Тим., 294 зач., II, 20-26.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если Церковь свята, почему в ней есть нехорошие люди? Как к этому относиться? И что делать с негодованием и возмущением по этому поводу? Отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Церковь — это очень неоднородное общество. Есть в ней святые, но есть в ней и люди духовно немощные. Те, кто продолжает в своём поведении, в своих чувствах и мыслях возвращаться в то время, когда в их судьбе ещё не произошла встреча со Христом. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он приводит красочный образ. По его словам, хозяин в доме держит разную посуду. Одна для праздничных обедов, другая для повседневного употребления. Есть в его хозяйстве и ёмкости для отходов. Так и в Церкви. Есть здесь сосуды, наполненные Духом Святым, есть те, кто стабильно держится середины, а есть хулиганы и разбойники, которые постоянно наполняются разного рода нечистотой. Однако Господь терпит их по одним ведомым Ему причинам. Ведь каждому отведена своя роль в замысле Бога. Христос терпел даже Иуду, хотя видел его сердце и знал наперёд, какой выбор он сделает. Но вместо того, чтобы выгнать предателя, Спаситель дал событиям развиваться своим собственным чередом. Он словно подчинился им. Полностью доверился Своему Небесному Отцу. Об этом доверии Господь произносит и притчи. Так, например, притча о пшенице и плевелах рассказывает о том, что добрые злаки и сорняки растут вместе. И отделяют их друг от друга лишь во время жатвы. О том же говорит и притча о неводе. Рыбаки набирают в сеть рыб всякого рода. И лишь тогда, когда вытаскивают её на берег, начинают отбирать подходящее. Этими образами Христос, а вслед за ним и апостол Павел говорят о том, что не наше дело судить об окружающих. Окончательный суд находится в руках Божиих. Отдадим этот суд Господу. Как это сделать? Очень просто — сосредоточиться на своей миссии, а не на тех реальных или воображаемых проблемах, которые нам могут принести окружающие.
Именно поэтому во второй части отрывка Павел призывает каждого из нас следить за собой: воздерживаться от похоти, споров, озлобленности. Стремиться быть со всеми приветливыми, незлобивыми, кроткими. Развивать в себе такие качества, как веру, любовь, миролюбие. Это необходимо, по словам Павла, чтобы мы были годными на всякое доброе дело, то есть чтобы Бог во всякий момент, во всякой ситуации, со всяким человеком мог использовать нас в Своих целях. Иными словами, христианин призван всякий момент своей жизни быть готовым исполнить евангельскую заповедь приносить пользу окружающим его людям. И в первую очередь тем, кто в этом остро нуждается. А больше всего это именно те самые хулиганы и разбойники. Им нужна моя любовь, моя поддержка и моя милость.
Если мы настраиваем себя на подобное служение, если каждый день мы начинаем с молитвы, в которой просим Бога дать нам шанс быть полезным хотя бы одному бедолаге, то парадоксальным образом мы перестаём судить о людях. Нас перестаёт беспокоить, почему Бог терпит того или иного человека или почему Он попустил случиться тому или иному событию. В нас рождается понимание, что это Его планы и зона Его ответственности. А Он всё устроит наилучшим образом. Мы же должны исполнять Евангелие. И тогда наша душа наполнится миром и покоем. Здесь на земле ей откроется Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема