2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостольские послания, будучи написанными по совершенно определённым поводам, не дают нам исчерпывающих сведений относительно событий, которые происходили в ту эпоху. Так, читая об оппонентах апостола Павла, мы не имеем возможности с уверенностью сказать о том, кем именно были эти люди и в чём состояла суть их учения. Однако мы знаем, что само христианское учение в те годы подвергалось не меньшим нападкам, чем в наши дни. Знаем мы и то, что в известной нам современной критике христианства нет ничего нового, все эти критические замечания и насмешки известны Церкви как минимум со второго века по Рождестве Христовом. Конечно, может меняться их выражение, может модифицироваться содержание, но суть их всегда одна: критики пытаются доказать, что наша вера — пустышка, что сами христиане — люди, как минимум, недалёкие, а как максимум — злые и лживые. Апостол Павел и его поколение христиан жили среди подобных нападок, и они вынуждены были каким-то образом на них реагировать. Как именно они это делали, можно узнать, к примеру, из 1-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею. Отрывок из этой главы звучит сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
В этом отрывке Послания к Тимофею мы не найдём инструкций относительно того, какие действия необходимо предпринимать тогда, когда христиане подвергаются нападкам, нет здесь и примера защитительных слов. У апостола Павла не было иллюзии, будто бы какие-то правильные слова или действия способны устранить критическое отношение к христианам. Такое, в самом деле, невозможно, хотя бы по той причине, что Сам Христос, не сделавший никакого зла, в конечном итоге оказался пригвождённым ко Кресту. Поэтому апостол не полемизирует, а пишет о том, каким образом нужно настраивать самого себя, чтобы никакое внешнее давление не послужило причиной сомнений в вере во Христа.
Во-первых, Павел вспоминает о том, что Бог ему открыл, что есть настоящая и нескончаемая жизнь. Такая жизнь возможна только во Христе, и она не ограничивается рамками физической земной жизни, она простирается в вечность.
Далее апостол написал о том, что он, как и другие апостолы, был призван Христом. Эти слова Павла напоминают нам о словах Самого Христа из Евангелия от Иоанна: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Тот факт, что мы в Церкви, что мы верим во Христа, указывает на призвание от Бога-Отца, а потому факт нашей собственной, пусть иногда и очень слабой, веры — это доказательство истинности Евангелия.
Эти две причины побуждают апостола Павла не стыдиться тех страданий, которые он претерпевает за проповедь Христа Воскресшего. Говоря об этом, апостол использует очень интересный образ, он пишет так: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:12). Относительно упомянутого Павлом таинственного залога у толкователей нет единого мнения, кто-то полагает, что речь здесь идёт о душе апостола, которую он доверил Христу, кто-то считает, что под залогом следует понимать доверенную апостолу Христом евангельскую проповедь, высказывались так же предположения, что залог означает «все труды и страдания святого Павла за благовестие Евангелия», ещё одно предположение видит в залоге благодать Духа Святого, данную апостолу.
Впрочем, во всех перечисленных толкованиях есть и нечто общее: залог — это то, что было дано для сохранения и преумножения, это может быть и жизнь апостола, которая обрела своё истинное предназначение и смысл в вере во Христа, это может быть и евангельская проповедь, которую необходимо сохранить и преумножить, чем и занимался апостол Павел на протяжении большей части своей земной жизни, но это его дело не было бы успешным, если бы не содействие благодати Духа Святого.
Если же мы примем во внимание дальнейшие слова Послания к Тимофею, которыми апостол призывает своего ученика «держаться образца здравого учения», то станет ясно: залог — это само Христово учение, которое дано нам как некое сокровище, и которое христиане должны хранить и преумножать, не взирая на все перипетии изменчивого мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Малые дороги России». Юрий Веденин
У нас в студии был доктор географических наук Юрий Веденин.
Разговор шел о малых дорогах России, как путешествия по ним помогают понимать историю родной земли, ее святынь и памятников культуры. Кроме того мы говорили о том, как меняется отношение к дорогам и путешествиям, как исчезают малые населенные пункты и дороги и можно ли их сохранять и возрождать.
Все выпуски программы Светлый вечер