2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостольские послания, будучи написанными по совершенно определённым поводам, не дают нам исчерпывающих сведений относительно событий, которые происходили в ту эпоху. Так, читая об оппонентах апостола Павла, мы не имеем возможности с уверенностью сказать о том, кем именно были эти люди и в чём состояла суть их учения. Однако мы знаем, что само христианское учение в те годы подвергалось не меньшим нападкам, чем в наши дни. Знаем мы и то, что в известной нам современной критике христианства нет ничего нового, все эти критические замечания и насмешки известны Церкви как минимум со второго века по Рождестве Христовом. Конечно, может меняться их выражение, может модифицироваться содержание, но суть их всегда одна: критики пытаются доказать, что наша вера — пустышка, что сами христиане — люди, как минимум, недалёкие, а как максимум — злые и лживые. Апостол Павел и его поколение христиан жили среди подобных нападок, и они вынуждены были каким-то образом на них реагировать. Как именно они это делали, можно узнать, к примеру, из 1-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею. Отрывок из этой главы звучит сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
В этом отрывке Послания к Тимофею мы не найдём инструкций относительно того, какие действия необходимо предпринимать тогда, когда христиане подвергаются нападкам, нет здесь и примера защитительных слов. У апостола Павла не было иллюзии, будто бы какие-то правильные слова или действия способны устранить критическое отношение к христианам. Такое, в самом деле, невозможно, хотя бы по той причине, что Сам Христос, не сделавший никакого зла, в конечном итоге оказался пригвождённым ко Кресту. Поэтому апостол не полемизирует, а пишет о том, каким образом нужно настраивать самого себя, чтобы никакое внешнее давление не послужило причиной сомнений в вере во Христа.
Во-первых, Павел вспоминает о том, что Бог ему открыл, что есть настоящая и нескончаемая жизнь. Такая жизнь возможна только во Христе, и она не ограничивается рамками физической земной жизни, она простирается в вечность.
Далее апостол написал о том, что он, как и другие апостолы, был призван Христом. Эти слова Павла напоминают нам о словах Самого Христа из Евангелия от Иоанна: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Тот факт, что мы в Церкви, что мы верим во Христа, указывает на призвание от Бога-Отца, а потому факт нашей собственной, пусть иногда и очень слабой, веры — это доказательство истинности Евангелия.
Эти две причины побуждают апостола Павла не стыдиться тех страданий, которые он претерпевает за проповедь Христа Воскресшего. Говоря об этом, апостол использует очень интересный образ, он пишет так: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:12). Относительно упомянутого Павлом таинственного залога у толкователей нет единого мнения, кто-то полагает, что речь здесь идёт о душе апостола, которую он доверил Христу, кто-то считает, что под залогом следует понимать доверенную апостолу Христом евангельскую проповедь, высказывались так же предположения, что залог означает «все труды и страдания святого Павла за благовестие Евангелия», ещё одно предположение видит в залоге благодать Духа Святого, данную апостолу.
Впрочем, во всех перечисленных толкованиях есть и нечто общее: залог — это то, что было дано для сохранения и преумножения, это может быть и жизнь апостола, которая обрела своё истинное предназначение и смысл в вере во Христа, это может быть и евангельская проповедь, которую необходимо сохранить и преумножить, чем и занимался апостол Павел на протяжении большей части своей земной жизни, но это его дело не было бы успешным, если бы не содействие благодати Духа Святого.
Если же мы примем во внимание дальнейшие слова Послания к Тимофею, которыми апостол призывает своего ученика «держаться образца здравого учения», то станет ясно: залог — это само Христово учение, которое дано нам как некое сокровище, и которое христиане должны хранить и преумножать, не взирая на все перипетии изменчивого мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.