Второе послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.

Глава 1.

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,

2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,

9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,

10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,

11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,

17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Главное, к чему призывает своего ученика Тимофея апостол Павел, выражено в 14-м стихе: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас». Очередная ситуация, когда все слова знакомы, а вот смысл — совершенно неясен. Что же, будем раскапывать!

Но для начала — точнее, для контраста — хочу вспомнить одну историю. Когда в начале ХХ века этнографы познакомились с обрядом у айнов, жителей Курил, под названием «иёманте» — ритуального убийства медвежонка — учёные пытались выяснить, зачем каждый год они совершают это чудовищное действо? В чём его смысл? Но, увы, никто даже из старшего поколения не смог внятно объяснить, зачем мучают и убивают медвежонка. Они ссылались на традицию и говорили: «Так делали наши деды и предки, так будут делать и наши потомки!»

Каким же было изумление энтографов, когда они вскоре познакомились с археологическими открытиями археологов во Франции, где в пещерах были обнаружены наскальные рисунки, в точности воспроизводящие... события праздника «иёманте!» Прошли тысячи лет — а обряд, который практиковали ещё неандертальцы, остался сохранным — при полной утрате понимания его смысла!

Вся эта история — прелюдия к завету апостола «хранить добрый залог Духом Святым». По единогласному мнению святых отцов, апостол говорит о сохранении Предания — неписанных традиций, подходов, обычаев, ритуалов — всего того, что и составляет тело религиозности как таковой. И теперь — самое главное. Без действия Духа в сердцах христиан весь церковный ритуал легко может превратиться в такое же бессмысленное «иёманте», как у современных айнов. Формы в религии — любой! — достаточно устойчивы и могут существовать веками и тысячами лет сами по себе. Но если у этих форм нет наполнения содержанием — они становятся опустошёнными.

Апостол молит своего ученика прежде всего заботиться о том, чтобы действие Духа Божьего было явным образом передаваемо от старших младшим — и таким образом сохранялось Священное Предание не только по форме, но и по сути своей!

И теперь — вопрос к каждому из нас. Есть ли в нашей религиозной жизни ситуации, похожие на «иёманте» — или всё же мы служим нашему Богу разумно?

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем