
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел говорит Тимофею о последних временах. Учитывая, что с тех пор прошло почти две тысячи лет, а конец ещё не наступил, можно решить, что апостол в данном случае пророчествует, то есть говорит о будущем, которое наступит перед Вторым пришествием. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, неужели люди, которые окружали Павла, не были самолюбивыми, сребролюбивыми, гордыми... то есть не обладали всеми теми качествами, о которых он говорит? Во-вторых, почему апостол просит Тимофея удаляться от всех этих людей, если речь идет о действительно последних временах, то есть о конце света?
Учитывая, что во все времена встречались люди, которые вели себя безнравственно, да и советы апостола не похожи на теоретические, но адресованы совершенно конкретным людям, приходится признать, что он был уверен в наступлении последних времён очень скоро. Если не при собственной жизни, то при жизни Тимофея точно.
Благочестивых людей это может смутить. Мы привыкли, что авторы книг Священного Писания не ошибаются, а тут вдруг апостол, которому мы верим, предсказывает последние времена и его предсказание не сбывается? Если же он ошибся здесь, в чём ещё он мог ошибаться?
Кажется, вполне верное рассуждение. Только действительно ли ошибался апостол? Попробуем посмотреть на учение о последних временах его глазами.
Во время земной жизни Спаситель открывал апостолам истины веры. Павла с ними не было, но в своих посланиях он утверждает, что многие вещи Христос открыл ему через благодатные дары Святого Духа. Между тем, есть в проповеди Христа один вопрос, ответ на который Он прямо не отвечал. Это вопрос о времени наступления последних времён. Господь указывал на массу косвенных признаков, некоторые из которых вполне конкретны, но от прямого ответа на вопрос о времени прямо уходил, говоря, что это не дело апостолов. Единственное, к чему он точно призывал, — ожидать последних времён и Его возвращения всегда. Что ж. В таком случае, не поступил ли апостол Павел именно так, как заповедал ему Господь? Он не называл конкретных дней, месяцев, лет — то есть не давал никаких лжепророчеств. Единственное, к чему он призывал: быть бдительными и не вступать в общение с людьми безнравственными. В этом нет ничего унижающего его апостольское достоинство. Более того, подобное ожидание было характерно для всего апостольского века... Верующие ждали возвращения Христа очень скоро и иногда это очень заметно по тому, что они говорят.
Но как же понять, почему они ошибались? Почему ждали, если ничего не произошло. Они не ошибались, но в точности выполняли волю Христа... Но, может быть, Спаситель ошибся? Нет, конечно, не ошибался. Он не называл дат, а значит волен прийти тогда, когда это будет целесообразно.
Дни, в которые мы живём, должны быть последними не с точки зрения истории, которая от нас сокрыта, а с точки зрения практики нашей жизни. Уже сейчас, как в последние времена, мы должны удаляться греха, уже сейчас наполнить свою жизнь добрыми делами.
Во всей полноте Бог откроется миру в конце времён, но живя по законам Его Царства в истории, мы становимся причастны вечности уже здесь и сейчас.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер