2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел говорит Тимофею о последних временах. Учитывая, что с тех пор прошло почти две тысячи лет, а конец ещё не наступил, можно решить, что апостол в данном случае пророчествует, то есть говорит о будущем, которое наступит перед Вторым пришествием. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, неужели люди, которые окружали Павла, не были самолюбивыми, сребролюбивыми, гордыми... то есть не обладали всеми теми качествами, о которых он говорит? Во-вторых, почему апостол просит Тимофея удаляться от всех этих людей, если речь идет о действительно последних временах, то есть о конце света?
Учитывая, что во все времена встречались люди, которые вели себя безнравственно, да и советы апостола не похожи на теоретические, но адресованы совершенно конкретным людям, приходится признать, что он был уверен в наступлении последних времён очень скоро. Если не при собственной жизни, то при жизни Тимофея точно.
Благочестивых людей это может смутить. Мы привыкли, что авторы книг Священного Писания не ошибаются, а тут вдруг апостол, которому мы верим, предсказывает последние времена и его предсказание не сбывается? Если же он ошибся здесь, в чём ещё он мог ошибаться?
Кажется, вполне верное рассуждение. Только действительно ли ошибался апостол? Попробуем посмотреть на учение о последних временах его глазами.
Во время земной жизни Спаситель открывал апостолам истины веры. Павла с ними не было, но в своих посланиях он утверждает, что многие вещи Христос открыл ему через благодатные дары Святого Духа. Между тем, есть в проповеди Христа один вопрос, ответ на который Он прямо не отвечал. Это вопрос о времени наступления последних времён. Господь указывал на массу косвенных признаков, некоторые из которых вполне конкретны, но от прямого ответа на вопрос о времени прямо уходил, говоря, что это не дело апостолов. Единственное, к чему он точно призывал, — ожидать последних времён и Его возвращения всегда. Что ж. В таком случае, не поступил ли апостол Павел именно так, как заповедал ему Господь? Он не называл конкретных дней, месяцев, лет — то есть не давал никаких лжепророчеств. Единственное, к чему он призывал: быть бдительными и не вступать в общение с людьми безнравственными. В этом нет ничего унижающего его апостольское достоинство. Более того, подобное ожидание было характерно для всего апостольского века... Верующие ждали возвращения Христа очень скоро и иногда это очень заметно по тому, что они говорят.
Но как же понять, почему они ошибались? Почему ждали, если ничего не произошло. Они не ошибались, но в точности выполняли волю Христа... Но, может быть, Спаситель ошибся? Нет, конечно, не ошибался. Он не называл дат, а значит волен прийти тогда, когда это будет целесообразно.
Дни, в которые мы живём, должны быть последними не с точки зрения истории, которая от нас сокрыта, а с точки зрения практики нашей жизни. Уже сейчас, как в последние времена, мы должны удаляться греха, уже сейчас наполнить свою жизнь добрыми делами.
Во всей полноте Бог откроется миру в конце времён, но живя по законам Его Царства в истории, мы становимся причастны вечности уже здесь и сейчас.
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.
26 ноября. О замысле Творца
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертвенной любви, — епископ Черняховский и Славский Николай.