2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел говорит Тимофею о последних временах. Учитывая, что с тех пор прошло почти две тысячи лет, а конец ещё не наступил, можно решить, что апостол в данном случае пророчествует, то есть говорит о будущем, которое наступит перед Вторым пришествием. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, неужели люди, которые окружали Павла, не были самолюбивыми, сребролюбивыми, гордыми... то есть не обладали всеми теми качествами, о которых он говорит? Во-вторых, почему апостол просит Тимофея удаляться от всех этих людей, если речь идет о действительно последних временах, то есть о конце света?
Учитывая, что во все времена встречались люди, которые вели себя безнравственно, да и советы апостола не похожи на теоретические, но адресованы совершенно конкретным людям, приходится признать, что он был уверен в наступлении последних времён очень скоро. Если не при собственной жизни, то при жизни Тимофея точно.
Благочестивых людей это может смутить. Мы привыкли, что авторы книг Священного Писания не ошибаются, а тут вдруг апостол, которому мы верим, предсказывает последние времена и его предсказание не сбывается? Если же он ошибся здесь, в чём ещё он мог ошибаться?
Кажется, вполне верное рассуждение. Только действительно ли ошибался апостол? Попробуем посмотреть на учение о последних временах его глазами.
Во время земной жизни Спаситель открывал апостолам истины веры. Павла с ними не было, но в своих посланиях он утверждает, что многие вещи Христос открыл ему через благодатные дары Святого Духа. Между тем, есть в проповеди Христа один вопрос, ответ на который Он прямо не отвечал. Это вопрос о времени наступления последних времён. Господь указывал на массу косвенных признаков, некоторые из которых вполне конкретны, но от прямого ответа на вопрос о времени прямо уходил, говоря, что это не дело апостолов. Единственное, к чему он точно призывал, — ожидать последних времён и Его возвращения всегда. Что ж. В таком случае, не поступил ли апостол Павел именно так, как заповедал ему Господь? Он не называл конкретных дней, месяцев, лет — то есть не давал никаких лжепророчеств. Единственное, к чему он призывал: быть бдительными и не вступать в общение с людьми безнравственными. В этом нет ничего унижающего его апостольское достоинство. Более того, подобное ожидание было характерно для всего апостольского века... Верующие ждали возвращения Христа очень скоро и иногда это очень заметно по тому, что они говорят.
Но как же понять, почему они ошибались? Почему ждали, если ничего не произошло. Они не ошибались, но в точности выполняли волю Христа... Но, может быть, Спаситель ошибся? Нет, конечно, не ошибался. Он не называл дат, а значит волен прийти тогда, когда это будет целесообразно.
Дни, в которые мы живём, должны быть последними не с точки зрения истории, которая от нас сокрыта, а с точки зрения практики нашей жизни. Уже сейчас, как в последние времена, мы должны удаляться греха, уже сейчас наполнить свою жизнь добрыми делами.
Во всей полноте Бог откроется миру в конце времён, но живя по законам Его Царства в истории, мы становимся причастны вечности уже здесь и сейчас.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия