
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мысль апостола Павла, которую он излагает во второй части нынешнего отрывка, вполне понятна: либо Бог, либо что-то иное. Сторона Бога здесь представлена несколькими образами: это и праведность, и свет, и Христос. Противоположное — это беззаконие, тьма, Велиар. Последнее — Велиар — обозначает здесь дьявола, это одно из его имен. Своими словами апостол Павел хочет донести одну очень простую для понимания, но довольно сложную для практической реализации мысль: нельзя быть христианином лишь наполовину, скажем, только в воскресенье или же только в храме. Внешний мир всегда жил и будет жить по другим законам, христианское благочестие никогда не станет нормой для всех, поэтому общество толкает нас к иной логике и к иным подходам. Но мы должны противостоять этому, не пытаться заслужить общественное поощрение, и всегда в качестве единственного ориентира иметь слова Христа.
Если же обратить внимание на первую часть сегодняшнего апостольского отрывка, то к ней могут возникнуть вопросы. Во-первых, в одной из фраз содержится довольно странный оборот, понять смысл которого не так то просто. Вот это апостольское высказывание: «В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы». Здесь стоит признать, что синодальный русский перевод не очень удачен. В переводе епископа Кассиана эта фраза звучит лучше: «Отвечайте мне тем же, говорю как детям: будьте открыты и вы». Сказанное апостолом напрямую связана с тем, что он говорил ранее. А говорил Павел о своей любви к общине Коринфа: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено». Но, к глубокому сожалению апостола, адресаты его послания не отвечали взаимностью: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». Конечно, он не имеет в виду что-то чувственное, апостол говорит о реакции коринфян на свое первое послание. Дело здесь в том, что большинство из них очень тепло восприняли написанное ранее апостолом, его слова возымели свое действие и многие исправили недостатки своей жизни, но нашлись и те, кто отказался следовать за апостольским призывом к покаянию. Эти люди всеми силами старались поколебать авторитет апостола Павла в глазах коринфян. Но найти что-либо предосудительное в его нравственном облике было невозможно, поэтому они сделали акцент на том, что апостол несколько раз менял свой план относительно посещения Коринфа. Это соответствовало действительности. Но в качестве причины изменения плана противники апостола указывали не на объективные трудности, а на изменчивость настроения апостола, они говорили, что всему виной его неровный характер, а раз так, то и доверять его словам не стоит. Нашлись те, на кого произвели впечатление эти клеветнические заявления и, судя по всему, таких людей было довольно много. Именно к ним и обращается апостол, он просит в ответ на свою любовь проявить любовь к нему. То есть он просит относиться к этой клевете не так, как относится тот, кто не умеет любить, он просит проявить отношение любящего сердца. Ведь оно, как мы знаем, не верит наговорам, напротив, оно стремится найти достойное объяснение всем поступкам любимого.
Карло Коллоди «Пиноккио» — «Стать настоящим»

Фото: PxHere
Мы с детства помним приключения деревянного мальчика Буратино, описанные Алексеем Николаевичем Толстым. В основу повести Толстого легла сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». Два текста сильно отличаются, ведь Толстой не просто перевёл книгу Коллоди, он активно её переработал.
В чём заключается одно из ключевых отличий между Пиноккио и Буратино? Буратино стремится завладеть золотым ключиком и отворить заветную дверцу. У Пиноккио другая цель. Он, невзирая на все свои недостатки, больше всего на свете мечтает стать настоящим, живым, а не деревянным, мальчиком.
И здесь на память приходит библейский текст. В книге пророка Иезекииля, одной из книг Ветхого Завета, в главе одиннадцатой, мы читаем следующее: «И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное». Под плотяным сердцем подразумевается сердце, способное воспринять божественную благодать, иными словами, способное к подлинной жизни.
Святитель Филарет Московский, выдающийся проповедник девятнадцатого века, говорил, что человек не может сам изменить своего сердца, это возможно только для Создателя. А в наших силах горячо желать подобного изменения.
Самым заветным желанием героя Коллоди было из деревянного мальчика стать настоящим. Так ли пламенно и мы стремимся к тому, чтобы наши сердца стали настоящими и наполнились божественной благодатью?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение