
Фото: Piqsels
Праздник Преображения Господня появился в церковном календаре в 4 веке. Его установление связывают с равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого. Она возвела на горе Фавор первый храм в воспоминание этого чуда.
Церковь отмечает Преображение Господне в августе, хотя событие произошло в другое время. Рассказ об этом есть в евангелиях от Матфея, Марка и Луки.
Шли последние месяцы земного служения Спасителя. Христос с учениками направлялся из Галилеи в Иерусалим. За 40 дней до Своей Крестной смерти Сын Божий поднялся на высокую гору вместе с тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном, чтобы помолиться. Утомлённые апостолы уснули. Когда они очнулись ото сна, то увидели Христа в белых одеждах, от Него исходил яркий свет. Спаситель беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией. Их осенило светлое облако, из которого раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Апостолы в страхе и благоговении пали ниц. Чудесное явление исчезло. Когда Христос с учениками спускались вниз, Господь заповедал им никому не говорить о видении до Своего Воскресения.
Если придерживаться евангельской хронологии, Преображение Господне следовало бы праздновать за 40 дней до Великой Пятницы, дня Крестной смерти Спасителя. Но торжество приходилось бы тогда на Великий пост. Поэтому праздник перенесли на полгода. Новая дата была выбрана неслучайно. Временной промежуток в сорок дней был сохранён. Он разделяет два праздника: Преображение Господне и Крестовоздвижение, когда Церковь вновь вспоминает муки Христовы и Его страдания на Кресте.
Особая традиция празднования Преображения Господня сложилась на Фаворе. На рубеже 12-13 веков завоеватели-сарацины разрушили здесь все храмы и монастыри и изгнали христиан. Гора на многие века обезлюдела. Но раз в год верующие приходили на Фавор. На руинах древних базилик они служили праздничную литургию.
Русский паломник Андрей Николаевич Муравьёв посетил Фавор в 1830 году и оставил свои воспоминания. «Накануне праздника», — пишет Муравьев, — «стекаются иноки... вместе с христианами Назарета на священную вершину... Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, окружённые ярким течением звёзд. Ещё до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном».
Во второй половине 19 века, при финансовой поддержке России, был построен Спасо-Преображенский православный греческий монастырь. В нём сохранилась традиция ночного праздничного богослужения. Ещё 18 августа, накануне праздника Преображения, сюда начинают прибывать паломники. Православные палестинцы стремятся приурочить к торжеству крещение детей. Во время ночной литургии храм не вмещает всех молящихся, поэтому служба идёт под открытым небом.
Вот уже многие годы верующие свидетельствуют об особом Фаворском чуде в этот день. После литургии, даже в самую ясную погоду, на православный монастырь сходит облако. Православные видят в этом знак особого Божиего благословения.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема