
Я выросла в семье священника. С детства вместе с родителями молилась каждый день утром и вечером... Молитвенное правило стало для меня обязательным, постоянным, но не всегда живым. Иногда читала его для галочки.
Много лет спустя, когда я сама стала мамой, произошел случай, изменивший мое отношение к молитве.
Летом наша семья старалась провести хотя бы несколько недель у моих родителей — иерея Стефана и матушки Анны. Они жили в собственном доме почти на самом берегу Днепра. Домик небольшой, очень уютный. На первом этаже — папина комната и веранда. А на втором — мамина и две для нас.
Мой муж, тоже священник, обычно привозил нас и спустя несколько дней уезжал обратно служить на своем приходе. Мы с детьми оставались, погружались в уютную и душевную атмосферу родительского дома и по-настоящему отдыхали. Свежие овощи с маминого огорода, ее фирменный украинский борщ. А еще — папин виноград.
В возрасте пятидесяти лет мой отец стал инвалидом, но это не помешало ему и дальше быть активным, служить Богу и людям, поддерживать хозяйство. На небольшом участке возле дома он разводил виноград.
Каждый вечер все вместе ужинали во дворе, в тени этого самого винограда, за столом, сделанным папой собственными руками.
И вот, в один из таких вечеров случилось непредвиденное. После ужина, укладывая сына спать, я почувствовала, что его лоб — очень горячий.
На тот момент Коле был всего годик, но он уже успел побывать на грани жизни и смерти. Родился раньше срока, а в возрасте пяти месяцев пережил тяжелейшую анемию. Тогда врачи его спасли, но иммунитет у ребенка сильно ослаб. И вот, Коля снова серьезно заболел!
Вызвали скорую. Нас увезли в инфекционное отделение. Через шесть дней сын пошел на поправку, и его отпустили домой. Но успокоились мы рано. Через пару дней опять подскочила температура. И мы снова оказались в больнице.
Хотя врачи и делали все возможное, лечение не приносило результата. Спустя две недели на больничной койке лежал сильно исхудавший малыш, который угасал с каждой минутой. Мое материнское сердце разрывалось от боли. Вся наша семья усиленно молилась. Мы просили молитв у всех, кого знали. Мой папа наложил на себя строгий пост, постоянно читал акафисты, позвонил правящему архиерею, который обладал особой добротой сердца и ревностью в служении Богу. Папа попросил и у него помолиться об исцелении малыша.
На следующий день владыка вознес молитвы о моем мальчике на Литургии. К середине дня температура у Коли начала снижаться. Ребенок попросил есть. С этой минуты Коля стал стремительно идти на поправку. Вскоре нас выписали.
Вечером дома, уложив ребенка спать, я подошла к иконам и дала волю своим чувствам. Слезы так и катились. Мое платье стало мокрым. Я всем сердцем благодарила Бога!
В те дни я увидела и прочувствовала живую, горячую, настоящую молитву, которая должна быть у человека. Не просто формальное вычитывание, как это было у меня в юности, а именно такая молитва — горящая!
Господь через разные события ведет нас к Себе. Я запомню на всю жизнь людей, которые молились об исцелении моего сына. Папин строгий пост. Горячий молитвенный отклик владыки. Соборную сердечную молитву! Она была услышана и исполнена. Мальчик выздоровел. Ведь Господь Сам сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Радость от близости Господа и Его мгновенной помощи преображает душу. Но как сохранить эти перемены? На мой взгляд, выход в том, чтобы помнить такие события! И не переставать благодарить Бога!
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер