Выражение происходит из Послания Святого апостола Павла к Римлянам. Речь идет о необходимости подчиняться «не только из страха наказания, но и по совести» «Божьим служителям», то есть властителям и начальникам.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога…ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро», – пишет апостол в середине первого века жителям Рима.
В церковнославянском тексте выражение это звучит так: «властям предержащим да повинуется». Таким образом, «власти предержащие» – это «высшие власти».
Слова апостола содержат призыв к христианам – повиноваться им, потому что, «нет власти не от Бога». Власть, по своей идее, тоже творение Бога. В этом учение апостола Павла об устройстве общества.
Святитель Иоанн Златоуст рассуждает над строками из Послания к Римлянам так: «Существование властей, когда одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно…– все это я называю делом Божьей Премудрости».
В этом сформулирован принцип гражданской жизни христиан – в благоговении пред Богом и в повиновении установленным от Него властям.
Но вернемся к толкованию выражения.
В древнерусском языке глагол «предержати» употреблялся в значении «владеть, держать в своих руках, в своей власти».
Словарное значение фразеологизма «власти предержащие» – лица, облеченные властью; органы власти.
Этот, казалось бы, безобидный простой фразеологизм часто перекручивают, ошибочно полагая, что первое слово не склоняется. Однако единственно верным вариантом, на котором стоят языковеды, да и просто люди, хорошо знающие родной язык, является «власти предержащие». То есть когда оба слова изменяются по падежам.
Вероятно, путаница возникла из-за близкого по значению - «власть имущие», где слово «власть» не изменяется. Имущие, в значении имеющие власть.
Выражение «власти предержащие» встречается у многих русских писателей – Ивана Тургенева, Антона Чехова, Николая Успенского. Чаще оно имеет негативный оттенок, который нередко сохраняет и современное употребление фразеологизма. Хотя в первоисточнике – Священном Писании – он не имеет эмоциональной окраски.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.