
Настоятель Павловского собора Гатчины, небольшого города недалеко от Санкт-Петербурга, священник Владимир Славинский был не на шутку огорчён. Дело, которому он отдавал так много времени и сил, об устроении которого так горячо молился Пресвятой Богородице, никак не складывалось. В Гатчине проживало немало тех, кто никак не мог устроиться в жизни: нищих калек, беспризорных сирот, безработных отцов семейств, горьких пьяниц. Вот уже десять лет, с тысяча восемьсот пятьдесят второго года, Славинский служил настоятелем Павловского собора и был хорошо знаком со многими горемыками, нуждающихся в скорой помощи и милосердии. К каждому из них отец Владимир испытывал горячее сочувствие. Неоднократно он помогал в меру своих сил и средств тем, кто испытывал особо горькую нужду, однако этого всякий раз оказывалось недостаточно. Перед праздником Пасхи тысяча восемьсот шестьдесят второго года священник обратился к своим прихожанам с призывом собрать посильные пожертвования в пользу бедных и неимущих Гатчины.
Хотя многие живо откликнулись на просьбу батюшки, собранной суммы хватило лишь на прокормление восьмидесяти нищих и помощь сорока самым бедным семействам. Это было лишь каплей в море: требовались средства гораздо большие. Необходимой суммы у Славинского не было, однако он по-прежнему уповал на Бога. И помощь не замедлила: пришло крупное пожертвование от императрицы Марии Фёдоровны, которое покрыло все самые насущные потребности гатчинских бедняков.
Через четыре года отец Владимир решил создать попечительство для помощи обездоленным при Павловском соборе. В Вербное воскресение, двадцатого марта, батюшка призвал своих прихожан жертвовать средства на создаваемое попечительство. Подписной лист сразу стал заполняться — люди жертвовали по мере своих сил. И после Пасхи, четвёртого апреля тысяча восемьсот шестьдесят шестого года, попечительство начало свою работу. Почти сразу же его участники столкнулись с прежней проблемой: стало очевидно, что количество нуждающихся в помощи слишком велико и всем им помочь нет возможности. Поэтому решили, что необходимо решить хотя бы самые неотложные проблемы. Прежде всего, нашли пристанище для тридцати больных и увечных стариков, затем открыли приют для двадцати пяти сирот и наконец поместили в частной школе десять детей бедных родителей с платой в тридцать рублей за их обучение.
Спустя шесть лет попечительство было преобразовано в «Гатчинское благотворительное общество». По желанию его основателя, священника Владимира Славинского, в уставе общества основными целями указывались призрение немощных бедняков и обучение детей.
Благодаря покровительству Марии Фёдоровны, удалось существенно увеличить размер пожертвований, и вскоре Гатчинское благотворительное общество приобрело двухэтажный дом. После отделки и ремонта в здание был переведён детский приют. Отдельную комнату выделили для проживания трёх немощных старушек, в дальнейшем это послужило основанием женской богадельни.
Через двадцать пять лет после своего основания священником Владимиром Славинским Гатчинское благотворительное общество содержало детский приют, две школы, мужскую и женскую богадельни, кормило в бесплатной столовой около тридцати человек и выделяло ежемесячное пособие нуждающимся от одного до двух рублей. Также несколько сотен малоимущих жителей Гатчины получали денежные пособия к Рождеству и Пасхе — от одного до пяти рублей.
Императрица Мария Фёдоровна продолжала активно участвовать в финансировании благотворительного общества Гатчины. Ежегодно священник Владимир приезжал к августейшей покровительнице и получал от неё не менее пятисот рублей пожертвований.
Протоиерей Владимир Славинский всю жизнь заботился не о себе, а о других, следуя христианской заповеди, прозвучавшей в первом послании апостола Иоанна: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема