
Настоятель Павловского собора Гатчины, небольшого города недалеко от Санкт-Петербурга, священник Владимир Славинский был не на шутку огорчён. Дело, которому он отдавал так много времени и сил, об устроении которого так горячо молился Пресвятой Богородице, никак не складывалось. В Гатчине проживало немало тех, кто никак не мог устроиться в жизни: нищих калек, беспризорных сирот, безработных отцов семейств, горьких пьяниц. Вот уже десять лет, с тысяча восемьсот пятьдесят второго года, Славинский служил настоятелем Павловского собора и был хорошо знаком со многими горемыками, нуждающихся в скорой помощи и милосердии. К каждому из них отец Владимир испытывал горячее сочувствие. Неоднократно он помогал в меру своих сил и средств тем, кто испытывал особо горькую нужду, однако этого всякий раз оказывалось недостаточно. Перед праздником Пасхи тысяча восемьсот шестьдесят второго года священник обратился к своим прихожанам с призывом собрать посильные пожертвования в пользу бедных и неимущих Гатчины.
Хотя многие живо откликнулись на просьбу батюшки, собранной суммы хватило лишь на прокормление восьмидесяти нищих и помощь сорока самым бедным семействам. Это было лишь каплей в море: требовались средства гораздо большие. Необходимой суммы у Славинского не было, однако он по-прежнему уповал на Бога. И помощь не замедлила: пришло крупное пожертвование от императрицы Марии Фёдоровны, которое покрыло все самые насущные потребности гатчинских бедняков.
Через четыре года отец Владимир решил создать попечительство для помощи обездоленным при Павловском соборе. В Вербное воскресение, двадцатого марта, батюшка призвал своих прихожан жертвовать средства на создаваемое попечительство. Подписной лист сразу стал заполняться — люди жертвовали по мере своих сил. И после Пасхи, четвёртого апреля тысяча восемьсот шестьдесят шестого года, попечительство начало свою работу. Почти сразу же его участники столкнулись с прежней проблемой: стало очевидно, что количество нуждающихся в помощи слишком велико и всем им помочь нет возможности. Поэтому решили, что необходимо решить хотя бы самые неотложные проблемы. Прежде всего, нашли пристанище для тридцати больных и увечных стариков, затем открыли приют для двадцати пяти сирот и наконец поместили в частной школе десять детей бедных родителей с платой в тридцать рублей за их обучение.
Спустя шесть лет попечительство было преобразовано в «Гатчинское благотворительное общество». По желанию его основателя, священника Владимира Славинского, в уставе общества основными целями указывались призрение немощных бедняков и обучение детей.
Благодаря покровительству Марии Фёдоровны, удалось существенно увеличить размер пожертвований, и вскоре Гатчинское благотворительное общество приобрело двухэтажный дом. После отделки и ремонта в здание был переведён детский приют. Отдельную комнату выделили для проживания трёх немощных старушек, в дальнейшем это послужило основанием женской богадельни.
Через двадцать пять лет после своего основания священником Владимиром Славинским Гатчинское благотворительное общество содержало детский приют, две школы, мужскую и женскую богадельни, кормило в бесплатной столовой около тридцати человек и выделяло ежемесячное пособие нуждающимся от одного до двух рублей. Также несколько сотен малоимущих жителей Гатчины получали денежные пособия к Рождеству и Пасхе — от одного до пяти рублей.
Императрица Мария Фёдоровна продолжала активно участвовать в финансировании благотворительного общества Гатчины. Ежегодно священник Владимир приезжал к августейшей покровительнице и получал от неё не менее пятисот рублей пожертвований.
Протоиерей Владимир Славинский всю жизнь заботился не о себе, а о других, следуя христианской заповеди, прозвучавшей в первом послании апостола Иоанна: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки