Настоятель Павловского собора Гатчины, небольшого города недалеко от Санкт-Петербурга, священник Владимир Славинский был не на шутку огорчён. Дело, которому он отдавал так много времени и сил, об устроении которого так горячо молился Пресвятой Богородице, никак не складывалось. В Гатчине проживало немало тех, кто никак не мог устроиться в жизни: нищих калек, беспризорных сирот, безработных отцов семейств, горьких пьяниц. Вот уже десять лет, с тысяча восемьсот пятьдесят второго года, Славинский служил настоятелем Павловского собора и был хорошо знаком со многими горемыками, нуждающихся в скорой помощи и милосердии. К каждому из них отец Владимир испытывал горячее сочувствие. Неоднократно он помогал в меру своих сил и средств тем, кто испытывал особо горькую нужду, однако этого всякий раз оказывалось недостаточно. Перед праздником Пасхи тысяча восемьсот шестьдесят второго года священник обратился к своим прихожанам с призывом собрать посильные пожертвования в пользу бедных и неимущих Гатчины.
Хотя многие живо откликнулись на просьбу батюшки, собранной суммы хватило лишь на прокормление восьмидесяти нищих и помощь сорока самым бедным семействам. Это было лишь каплей в море: требовались средства гораздо большие. Необходимой суммы у Славинского не было, однако он по-прежнему уповал на Бога. И помощь не замедлила: пришло крупное пожертвование от императрицы Марии Фёдоровны, которое покрыло все самые насущные потребности гатчинских бедняков.
Через четыре года отец Владимир решил создать попечительство для помощи обездоленным при Павловском соборе. В Вербное воскресение, двадцатого марта, батюшка призвал своих прихожан жертвовать средства на создаваемое попечительство. Подписной лист сразу стал заполняться — люди жертвовали по мере своих сил. И после Пасхи, четвёртого апреля тысяча восемьсот шестьдесят шестого года, попечительство начало свою работу. Почти сразу же его участники столкнулись с прежней проблемой: стало очевидно, что количество нуждающихся в помощи слишком велико и всем им помочь нет возможности. Поэтому решили, что необходимо решить хотя бы самые неотложные проблемы. Прежде всего, нашли пристанище для тридцати больных и увечных стариков, затем открыли приют для двадцати пяти сирот и наконец поместили в частной школе десять детей бедных родителей с платой в тридцать рублей за их обучение.
Спустя шесть лет попечительство было преобразовано в «Гатчинское благотворительное общество». По желанию его основателя, священника Владимира Славинского, в уставе общества основными целями указывались призрение немощных бедняков и обучение детей.
Благодаря покровительству Марии Фёдоровны, удалось существенно увеличить размер пожертвований, и вскоре Гатчинское благотворительное общество приобрело двухэтажный дом. После отделки и ремонта в здание был переведён детский приют. Отдельную комнату выделили для проживания трёх немощных старушек, в дальнейшем это послужило основанием женской богадельни.
Через двадцать пять лет после своего основания священником Владимиром Славинским Гатчинское благотворительное общество содержало детский приют, две школы, мужскую и женскую богадельни, кормило в бесплатной столовой около тридцати человек и выделяло ежемесячное пособие нуждающимся от одного до двух рублей. Также несколько сотен малоимущих жителей Гатчины получали денежные пособия к Рождеству и Пасхе — от одного до пяти рублей.
Императрица Мария Фёдоровна продолжала активно участвовать в финансировании благотворительного общества Гатчины. Ежегодно священник Владимир приезжал к августейшей покровительнице и получал от неё не менее пятисот рублей пожертвований.
Протоиерей Владимир Славинский всю жизнь заботился не о себе, а о других, следуя христианской заповеди, прозвучавшей в первом послании апостола Иоанна: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова