Андрей Борисович в Нижегородском государственном художественном музее со знакомым, студентом по имени Олег.
— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов