Андрей Борисович в Нижегородском государственном художественном музее со знакомым, студентом по имени Олег.
— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!