Андрей Борисович в Нижегородском государственном художественном музее со знакомым, студентом по имени Олег.
— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.