
Фото: Bruno van der Kraan / Unsplash
Праздник Входа Господня в Иерусалим начинается ещё накануне, в Лазареву субботу. В этот день Церковь вспоминает чудо, которое совершил Спаситель — Он воскресил своего друга Лазаря. Это одновременно драматическая, непостижимая, и в то же время очень личная история. Её в своём Евангелии приводит ещё один близкий друг и любимый ученик Спасителя, Иоанн.
Из Священного Писания мы знаем, что Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, жили в Иудее, в небольшом селении Вифания в трёх километрах от Иерусалима. Иисус часто бывал в их гостеприимном доме.
Из нескольких евангельских рассказов мы можем понять за что Христос любил эту семью. За открытость, детскую восторженность, прямоту, силу веры, мудрость и сопереживание. За их теплоту и доброту друг к другу.
И вот однажды Лазарь серьёзно заболел. Сёстры послали весточку Христу: «Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен». Но Сын Божий в то время был в другой области Израиля и не мог быстро прийти в Вифанию. Иисус и ученики знали, что в Иудее небезопасно. Их преследовали и собирались схватить. Но вдалеке от Спасителя умирал Его друг!
За строками Евангелия от Иоанна мы видим внутреннюю борьбу Сына Божия, пролог его Гефсиманской молитвы:
«Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий.
Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею.Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?
Иисус отвечал:
Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».
В Вифании Спаситель встретил рыдающих, раздавленных горем Марфу и Марию. Каждая при встрече упрекнула Его: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Как знакомо это — после происшествия и утраты перебирать в памяти всё, что было «до», искать ответ — как можно было избежать, как не допустить.
А Христос... заплакал вместе с сёстрами. В Евангелиях считанное количество раз говорится о слезах Спасителя. И вот он оплакивает не судьбу Израиля, не Своё грядущее страдание. Он плачет о личном горе, о Своей потере. О том, что смерть забирает людей, и их больше нет рядом.
Спаситель пришёл к пещере, где похоронен Лазарь и попросил отвалить камень, закрывающий вход. Казалось, что ничего не произошло, но Христос сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» и позвал: «Лазарь! иди вон». И Лазарь, четыре дня назад умерший, в погребальных пеленах, вышел из тьмы к свету. Он стал живым пророчеством о будущем всеобщем воскресении.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема