
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вход Господень в Иерусалим — один из двенадцати главных церковных праздников. Что же празднуют христиане в этот день? Обратимся к свидетельству евангелистов.
Близился праздник Пасхи. В этот день иудеи вспоминали Исход из Египта. Торжества длились несколько дней, и в этот период все жители страны стремились побывать в Иерусалимском храме. Христос с учениками также отправился в Иерусалим.
Они остановились недалеко от города, у Елеонской горы, близ селения Вифания. По указанию Христа, апостолы привели к Нему ослицу с молодым ослёнком. Сын Божий сел на осла и направился к Иерусалиму, апостолы пошли следом.
К тому времени в Вифании собралось множество людей, прослышавших о случившемся там чуде — Иисус воскресил своего друга, недавно умершего Лазаря. Весть об этом облетела и весь Иерусалим. Стали говорить, что этот чудотворец и есть предсказанный Спаситель, посланник Божий. Он-то и освободит Израиль от власти Римской империи. Совпадало даже время исполнения пророчеств — праздник Пасхи.
Народ вышел встречать Христа и апостолов. Восторженные люди кричали: «Благословен Грядущий во имя Господне!», «Осанна!», то есть «Спасение» или «слава»!
Они бросали на землю одежды, приветствовали его пальмовыми ветвями.
В Евангелиях для описания пути Спасителя используется старинная форма глагола: Христос не «входит», но «восходит» в Иерусалим. И действительно, тяжела эта дорога для Сына Божия. Несколько раз говорил Он ученикам, что пришло время, когда «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его... на поругание и биение и распятие». Но даже самые верные и преданные друзья не понимали, не слышали Его.
Понимаем и слышим мы, стоящие на праздничной службе. Церковь словно переносит верующих в самый центр той самой ликующей иерусалимской толпы.
Мы преисполнены радости и благодарности за то, что Господь послал Сына Единородного, чтобы спасти людей. Но также сострадаем тому, что предстоит пережить Христу, который взойдёт на крест за всех нас. Следующую Страстную неделю мы пройдём рядом со Спасителем, будем свидетелями его страданий. В песнопении праздника Входа Господня в Иерусалим Церковь говорит — как же нужно правильно прожить эту самую трагическую неделю года — быть рядом со Спасителем:
«Сегодня благодать Святого Духа нас собрала
И мы все, взяв крест Твой, воскликнем:
Благословен Грядущий во имя Господне!..»
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема