До середины двадцатого века румынское село Сепынца было известно только жителям северных регионов Румынии — да и то не всем. Слава пришла к селу благодаря одному человеку — местному художнику и резчику по дереву Стану Йону Пэтрашу. Однажды Пэтраш получил заказ — сделать деревянный крест-надгробие. К исполнению заказа Пэтраш подошел со свойственной ему оригинальностью, а именно — снабдил надгробие красочным изображением его владельца и посвященной ему шутливой эпитафией. В итоге заказ был выполнен в необычной, чрезвычайно жизнерадостной манере.
Подход художника пришелся по вкусу его односельчанам. Они посчитали, что манера, избранная Пэтрашем, как нельзя лучше отражает христианское понимание смерти. Что смерть не есть конец, а всего лишь переход человека в мир иной. С тех пор Пэтраш стал стабильно изготавливать красочные кресты-надгробия для каждого умершего жителя Сепынцы. Сначала Пэтраш изображал на деревянных надгробиях только типичные картины из жизни покойного — например, лесоруба с топором в руках, школьного учителя с книгами, стоящую у печи бабушку или ребенка играющего в мяч. Впоследствии Пэтраш стал сообщать о причинах смерти хозяина надгробия: сбил грузовик, наехал поезд, подкосила болезнь.
Жителям Сепынцы также очень понравилась идея Пэтраша помещать на кресте краткое стихотворное послание, обращенное к ушедшему в мир иной. Иногда автором стихотворения был сам Пэтраш. Впоследствии сочинять послания стали родственники умершего, причем порой в довольно необычной форме. К примеру, если человек скончался от алкоголизма, то родственники в назидание живущим могли прямо на надгробии поместить сатиричное стихотворение, осуждающее пристрастие покойного к зеленому змею. Впрочем, наиболее забавной считается эпитафия, которую зять посвятил своей умершей теще: «Прохожий, не шуми, а то разбудишь мою умершую тещу. Я боюсь, что она встанет из могилы и придет домой вновь меня ругать...»
Все надгробия, выполненные Пэтрашем, выглядят очень жизнерадостно и расписаны яркими красками — насыщенными синим, зеленым, желтым и красным цветами. Благодаря этому кладбище деревни Сепынца получило название «Чимитирул весел», что в переводе с румынского означает «Веселое кладбище».
Стану Пэтраш скончался несколько десятилетий назад. Сам он тоже покоится на Веселом кладбище. На его надгробном кресте можно среди прочего прочесть: За всю свою жизнь я никому не причинил зла... Ремесло Пэтраша по изготовлению веселых надгробий продолжает жить. Наследником дела художника стал его ученик Думитру Поп. Он по сей день занимается изготовлением деревянных крестов-надгробий с картинами из жизни почивших селян. При кладбище Поп разместил свою мастерскую — теперь заказать веселое надгробие может любой человек. Стоит крест-надгробие около 200 евро. Однако деньги не играют ключевой роли. Для Попа наиболее важным является то, кем был умерший и чем руководствуются его родственники, решив заказать для него веселое надгробие.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.