До середины двадцатого века румынское село Сепынца было известно только жителям северных регионов Румынии — да и то не всем. Слава пришла к селу благодаря одному человеку — местному художнику и резчику по дереву Стану Йону Пэтрашу. Однажды Пэтраш получил заказ — сделать деревянный крест-надгробие. К исполнению заказа Пэтраш подошел со свойственной ему оригинальностью, а именно — снабдил надгробие красочным изображением его владельца и посвященной ему шутливой эпитафией. В итоге заказ был выполнен в необычной, чрезвычайно жизнерадостной манере.
Подход художника пришелся по вкусу его односельчанам. Они посчитали, что манера, избранная Пэтрашем, как нельзя лучше отражает христианское понимание смерти. Что смерть не есть конец, а всего лишь переход человека в мир иной. С тех пор Пэтраш стал стабильно изготавливать красочные кресты-надгробия для каждого умершего жителя Сепынцы. Сначала Пэтраш изображал на деревянных надгробиях только типичные картины из жизни покойного — например, лесоруба с топором в руках, школьного учителя с книгами, стоящую у печи бабушку или ребенка играющего в мяч. Впоследствии Пэтраш стал сообщать о причинах смерти хозяина надгробия: сбил грузовик, наехал поезд, подкосила болезнь.
Жителям Сепынцы также очень понравилась идея Пэтраша помещать на кресте краткое стихотворное послание, обращенное к ушедшему в мир иной. Иногда автором стихотворения был сам Пэтраш. Впоследствии сочинять послания стали родственники умершего, причем порой в довольно необычной форме. К примеру, если человек скончался от алкоголизма, то родственники в назидание живущим могли прямо на надгробии поместить сатиричное стихотворение, осуждающее пристрастие покойного к зеленому змею. Впрочем, наиболее забавной считается эпитафия, которую зять посвятил своей умершей теще: «Прохожий, не шуми, а то разбудишь мою умершую тещу. Я боюсь, что она встанет из могилы и придет домой вновь меня ругать...»
Все надгробия, выполненные Пэтрашем, выглядят очень жизнерадостно и расписаны яркими красками — насыщенными синим, зеленым, желтым и красным цветами. Благодаря этому кладбище деревни Сепынца получило название «Чимитирул весел», что в переводе с румынского означает «Веселое кладбище».
Стану Пэтраш скончался несколько десятилетий назад. Сам он тоже покоится на Веселом кладбище. На его надгробном кресте можно среди прочего прочесть: За всю свою жизнь я никому не причинил зла... Ремесло Пэтраша по изготовлению веселых надгробий продолжает жить. Наследником дела художника стал его ученик Думитру Поп. Он по сей день занимается изготовлением деревянных крестов-надгробий с картинами из жизни почивших селян. При кладбище Поп разместил свою мастерскую — теперь заказать веселое надгробие может любой человек. Стоит крест-надгробие около 200 евро. Однако деньги не играют ключевой роли. Для Попа наиболее важным является то, кем был умерший и чем руководствуются его родственники, решив заказать для него веселое надгробие.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
- «Духовные аспекты работы СМИ». Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







