До середины двадцатого века румынское село Сепынца было известно только жителям северных регионов Румынии — да и то не всем. Слава пришла к селу благодаря одному человеку — местному художнику и резчику по дереву Стану Йону Пэтрашу. Однажды Пэтраш получил заказ — сделать деревянный крест-надгробие. К исполнению заказа Пэтраш подошел со свойственной ему оригинальностью, а именно — снабдил надгробие красочным изображением его владельца и посвященной ему шутливой эпитафией. В итоге заказ был выполнен в необычной, чрезвычайно жизнерадостной манере.
Подход художника пришелся по вкусу его односельчанам. Они посчитали, что манера, избранная Пэтрашем, как нельзя лучше отражает христианское понимание смерти. Что смерть не есть конец, а всего лишь переход человека в мир иной. С тех пор Пэтраш стал стабильно изготавливать красочные кресты-надгробия для каждого умершего жителя Сепынцы. Сначала Пэтраш изображал на деревянных надгробиях только типичные картины из жизни покойного — например, лесоруба с топором в руках, школьного учителя с книгами, стоящую у печи бабушку или ребенка играющего в мяч. Впоследствии Пэтраш стал сообщать о причинах смерти хозяина надгробия: сбил грузовик, наехал поезд, подкосила болезнь.
Жителям Сепынцы также очень понравилась идея Пэтраша помещать на кресте краткое стихотворное послание, обращенное к ушедшему в мир иной. Иногда автором стихотворения был сам Пэтраш. Впоследствии сочинять послания стали родственники умершего, причем порой в довольно необычной форме. К примеру, если человек скончался от алкоголизма, то родственники в назидание живущим могли прямо на надгробии поместить сатиричное стихотворение, осуждающее пристрастие покойного к зеленому змею. Впрочем, наиболее забавной считается эпитафия, которую зять посвятил своей умершей теще: «Прохожий, не шуми, а то разбудишь мою умершую тещу. Я боюсь, что она встанет из могилы и придет домой вновь меня ругать...»
Все надгробия, выполненные Пэтрашем, выглядят очень жизнерадостно и расписаны яркими красками — насыщенными синим, зеленым, желтым и красным цветами. Благодаря этому кладбище деревни Сепынца получило название «Чимитирул весел», что в переводе с румынского означает «Веселое кладбище».
Стану Пэтраш скончался несколько десятилетий назад. Сам он тоже покоится на Веселом кладбище. На его надгробном кресте можно среди прочего прочесть: За всю свою жизнь я никому не причинил зла... Ремесло Пэтраша по изготовлению веселых надгробий продолжает жить. Наследником дела художника стал его ученик Думитру Поп. Он по сей день занимается изготовлением деревянных крестов-надгробий с картинами из жизни почивших селян. При кладбище Поп разместил свою мастерскую — теперь заказать веселое надгробие может любой человек. Стоит крест-надгробие около 200 евро. Однако деньги не играют ключевой роли. Для Попа наиболее важным является то, кем был умерший и чем руководствуются его родственники, решив заказать для него веселое надгробие.
Порадуем одиноких стариков и детей с инвалидностью из Ярославской глубинки

Каждый год, перед Рождеством, команда фонда «Спасибо» отправляется в отдалённые уголки Ярославской области, чтобы привезти подарки и праздничное настроение подопечным. Это дети и подростки с инвалидностью, ребята из малоимущих семей и одинокие пенсионеры. Чтобы у фонда была возможность порадовать каждого, в декабре он проводит акцию по сбору подарков. Пожелания взрослых и детей самые разные — от продуктов, полотенец и постельного белья, до развивающих игр и наборов для творчества.

Год назад сотрудникам и волонтёрам фонда «Спасибо» при участии благотворителей удалось порадовать более 200 (двухсот) человек. Например, Дениса Андрющенко. Из-за прогрессирующей болезни подросток становится всё слабее. Денис уже не может ходить, но при этом не теряет радости и интереса к жизни. Любит читать и увлекается конструированием. В прошлый раз он получил в подарок энциклопедию, которую очень ждал. А в эти праздники команда фонда порадует Дениса настольной игрой.
Ещё среди тех, кому нужны забота и внимание — пенсионерка Лариса Арменовна. Важное место в её жизни всегда занимала помощь другим — она участвовала в эвакуации детей из чернобыльской зоны, поддерживала людей в психоневрологических интернатах и ребят в детских домах. Сегодня бабушка живёт одна в глубинке Ярославкой области, и сама нуждается в добром участии: ей необходимы лекарства и продукты.
Вы можете поддержать подопечных ярославского фонда «Спасибо». Например, самостоятельно приобрести подарок и передать через сотрудников фонда, присоединиться к волонтёрским поездкам, а также оставить любой благотворительный взнос на сайте проекта.
Позвонить сотрудникам фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.М. Бахтин и Ф.М. Достоевский». Татьяна Касаткина
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор шел о том, почему в советские годы книгу Михаила Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» восприняли как религиозное свидетельство, а сегодня в ней видят искажение христианских идей Достоевского.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











