У нас в гостях был актер, режиссер театра и кино Константин Харалампидис.
Наш гость рассказал о том, какие трудности ему пришлось преодолеть на пути достижения юношеской мечты стать режиссером, а также о своем осознанном приходе к вере, и как после этого поменялась его творческая деятельность и жизнь в целом.
Ведущий: Константин Мацан
«Светлый вечер»
К. Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня мой тезка, Константин Харалампидис, актер театра и кино, режиссер спектаклей и документальных фильмов, и художественных фильмов. Добрый вечер.
К. Харалампидис:
— Добрый вечер.
К. Мацан:
— Вы не в первый раз у нас на Радио ВЕРА, у нас была программа, которая была посвящена жизни греческой диаспоры в Москве, в России, вы рассказывали, в том числе о ваших постановках, о спектаклях, связанных с греческой историей, с византийской историей. Ну вот сегодня я вас пригласил, хотелось бы поговорить больше о вашем пути, о том, как православный человек, погруженный в историю, в церковную традицию, чувствует себя в мире творческих профессий, в мире, где, как мы иногда полагаем, наблюдая со стороны, не так-то просто быть человеку верующему, исповедующему какие-то нравственные принципы и так далее, и тому подобное. Вот ваш путь к вере и в вере, он связан с греческими корнями? Вот вы православный, потому что вы грек или это был путь поиска, путь обретения веры?
К. Харалампидис:
— Вы знаете, вы уверены, что нужно отвечать на этот вопрос, потому что это долго очень придется рассказывать мне.
К. Мацан:
— У нас целая программа впереди.
К. Харалампидис:
— Хорошо. Значит, вы правы, когда говорите о том, что, родившись греком, даже в советскую эпоху, греки ходили в храм, но чаще всего это было когда венчались люди, отпевали своих покойных, крестили своих детей, это было всегда. Даже когда греки жили в депортации в Средней Азии, в Казахстане, и когда они не имели права выходить за черту оседлости, то есть они были под комендатурой и это было наказуемо с точки зрения закона, они просили своих друзей, соседей, русских людей, которые ехали в город, чтобы они договорились со священником, который бы привез тайно священника в поселок, в котором они жили и крестили своих детей или венчаться, или садились в повозку, укрывались сеном, это была такая партизанская жизнь, и они приезжали, допустим, в Алма-Ату из поселка и там в единственном храме Казанской Божьей Матери, вот там венчались, либо привозили туда покойника и отпевали его. Так что это было всегда у греков, но не только поэтому я пришел в церковь. Вы понимаете, как раз-таки я родился в такой семье, где и русский мой дедушка был верующим человеком, то есть у меня папа понтийский грек и у него и мамочка, и папочка были греками, но мы были советскоподданными, то есть мы не были депортированы, мы приехали в Казахстан добровольно в 1947 году. Мой дедушка, поскольку они приняли подданство российское до революции в конце XIX столетия, и старший брат моего дедушки воевал уже в Первой мировой войне, а мой дедушка воевал во Второй мировой, в Великой Отечественной, и его родной брат погиб, и племянник, и мой дедушка дошел до Берлина. И они приехали добровольно в 47-м году в город Алма-Ату, потому что переписывались с людьми греческой национальности, которые были туда направлены фабрикой «Ява» для изучения почвы, можно ли там садить табак. И переписывались с ними, они сказали, что «в Алма-Ате растут булки на деревьях», ехать сюда, и в 47-м году они приняли решение и приехали в Алма-Ату. И там мой папочка, Царствие ему Небесное, Леонид, познакомился с моей мамочкой, ныне тоже покойной, Валентной, Царствие ей Небесное, и она была наполовину русская-наполовину гречанка, то есть ее папочка был из Петербурга, был военный инженер, и храм Покрова Богородицы, который построил его дедушка, моего дедушки, он стоит и поныне, то есть он из купеческой семьи, но они были старообрядцами, дедушка был уже крещен в Православной Церкви, и он был верующим человеком, несмотря на то, что работал на военном заводе, он не скрывал своего вероисповедания, единственное, что когда крестил кого-либо, все-таки просил, чтобы Таинство крещения совершалось у него дома, то есть крестников приводили, привозили к нему домой и на дому священник крестил его крестников, это было. То есть я вырос в такой семье, меня и мама, и бабушка водили в храм в детстве.
К. Мацан:
— С этим и связан мой вопрос, что можно быть верующим с детства, родиться в верующей семье и знать, что такое церковь, но даже в этом случае должна произойти личная встреча с Богом.
К. Харалампидис:
— Вот, дорогой Константин, мы и подошли к тому самому моменту. Родившись в такой семье, где не отрицался Господь Бог и где я даже наизусть знал какие-то молитвы и ходил в церковь, и причащался, вот в определенный период взросления человек обо всем этом забывает, может быть, не каждый, конечно, наверное, но у меня был именно такой путь. Это случилось не вдруг, я очень любил кинематограф и мне очень хотелось быть кинорежиссером, и я пришел в храм и спросил священника в Никольском храме города Алма-Аты: «Батюшка, что вы мне скажете, что мне делать, вот я хочу либо кинорежиссером быть, либо священником».
К. Мацан:
— Интересный выбор.
К. Харалампидис:
— Да, такое желание.
К. Мацан:
— А сколько вам лет было?
К. Харалампидис:
— Мне было в ту пору, наверное, 17 лет, окончание школы.
К. Мацан:
— То есть серьезное уже такое сознание.
К. Харалампидис:
— И он мне сказал, я помню точно эту его фразу: «Ну как тебе объяснить, что это не одно и то же?» Он говорит: «Ну ты приди завтра в храм на службу», я говорю: «Да я хожу в церковь», он говорит: «Ну приди и попроси Бога, чтобы Он тебе открыл». Я пришел, мне показалось, что Бог мне ничего не открыл. А может быть, сердце мое скорее всего было закрыто, потому что меня так прельщала кинематографическая моя будущая судьба, и я пошел в театральный институт.
К. Мацан:
— В Щукинское училище?
К. Харалампидис:
— Нет, я в начале поступил в Алма-Атинский театральный институт, я был уверен, что там нет никакого режиссерского факультета, тем более факультета кино, чтобы это была режиссура именно кино, я знал, что это есть во ВГИКе, но друг моего детства затащил меня и сказал: «Ну давай узнаем на всякий случай», и тут я попал в лапы педагога, который набирал курс, и она, женщина, мне объяснила, что «вы же хотите быть кинорежиссером — хорошо, но попробуйте вначале актерскую профессию, если вы узнаете ее изнутри, получите ее, потом вам будет легче, когда вы станете уже кинорежиссером, вам будет легче работать с актерами, поэтому давайте, поступайте к нам» — и это была колоссальная моя ошибка. Я прочитал ей, я, естественно, знал много произведений наизусть, прочитал ей, и она сказала: «Все, вы должны поступать». А вот дальше как интересно складывалась моя жизнь, вы представляете, я был болен, у меня была гипертоническая болезнь второй стадии уже с пятнадцати лет и оказалось, что я не имею права поступать в театральный институт, потому что нагрузки, которые мне предстояло перенести там, они несовместимы с профессией, так объясняли мне по крайней мере врачи. Я не прошел медицинское обследование, которое проводилось именно в студенческой поликлинике, и я вернулся в институт и плакал от того, что меня не принимают, не дают мне эту справочку. И педагог поговорила со мной: ну мы ничего не можем сделать, то есть вам нужно все-таки попытаться решить вопрос там, в клинике. И тогда я около Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты в парке 28 панфиловцев обобрал всю клумбу огромную, усыпанную розами, пришел к главврачу, усыпал ее этими цветами, пал на колени и сказал: «В ваших руках моя судьба!» Она сказала: «Ты сумасшедший, что ли, чего ты хочешь?» Я говорю: «Вы должны подписать мне бумажечку о том, что я здоров, потому что я здоров на самом деле». И она говорит: «Ну что, в чем проблема?» Я показал ей, а у меня это все написано в истории болезни и у меня белый билет, и я не имел возможности служить в армии. И она говорит: «Ты очень хочешь учиться?» Я говорю: «Очень!» Она говорит: «Вот все бы были такими, все бы хотели учиться так, вот парень не может, а хочет. Ну тогда выпей завтра дибазол с папаверином, (я это запомнил на всю жизнь) желательно две таблетки». Я выпил три. «И чтобы у тебя, я должна буду дать тебе задание, чтобы ты десять раз присел, пятнадцать раз отжался, я буду меньше просить тебя отжаться и присесть, и на фоне тех таблеток, которые ты выпьешь, у тебя вряд ли поднимается давление, но без комиссии нельзя, то есть должна быть обязательно комиссия». Я так и сделал, выпил таблетки, пришел на комиссию, начинаю отжиматься, как она мне сказала, она тут же: «Хватит, хватит», потом приседать — «хватит, хватит, достаточно», и у меня измерили после этого давление — все в порядке, мне подписали документы, я иду их сдавать и оказалось, что час назад комиссия из Министерства образования закрыла прием документов, то есть опоздал. Эта история для кино, хотите верьте, хотите нет.
К. Мацан:
— Константин Харалампидис, режиссер театра и кино сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Итак...
К. Харалампидис:
— И далее происходит следующее: я возвращаюсь домой, ставлю своего любимого Высоцкого песню на катушечном магнитофоне: «Средь оплывших свечей и вечерних молитв...» помните, такая песня была у Высоцкого замечательная, «средь военных трофеев и мирных костров жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф. Детям вечно досаден их возраст и быт...» и вот слушаю я, слушаю, плачу, что сломали мне всю мою жизнь. И вдруг звонок в дверь, стоит молодой человек со второго курса театрального института, которого прислала педагог, потому что когда я заполнял документы в начале, то есть еще не сдав все, но там адрес был. И она послала его на такси, чтобы он приехал и сказал мне следующие слова, что сто́ит мне попытаться идти в Министерство образования и что меня ждет Талас Камасиевич, который преподавал там тоже по актерскому мастерству, это тот самый актер, который играл Фильку в картине «Дикая собака Динго». И вот мы с этим замечательным Таласом Камасиевичем отправляемся в здание Министерства образования, приходим туда к замминистру вдвоем, заходим в кабинет, и замминистр говорит: «Да вы что, брать на себя такую ответственность! Почему вам не подписывали документ о здоровье?» Я говорю: «Ну вот потому-то. — А что сейчас? — А сейчас вот подписали, а уже закрыт прием документов, так я к вам пришел с просьбой о том, чтобы вы продлили, разрешили принять у меня документы». Он говорит: «Значит не случайно вам закрыли документы, потому что, видимо, если в начале вам не подписали документы о здоровье, значит, и нельзя вам сюда идти, потому что ну как, вы вылечились, что ли? Не вылечились, это бред какой-то, ну не поднялось давление во время комиссии, это ни о чем не говорит, а что случиться с вами, мы будем отвечать, все это не случайно, раз так произошло, значит, не судьба, не будете вы учиться, не буду я ничего подписывать!» И мы выходим. И я иду по улице Мира с Таласом Камасиевичем, с этим замечательным Филькой, с героем которого, я помню с детства, которого он играл, и доходим мы до улицы Комсомольской, там рядышком «Детский мир», где папочка мне покупал клюшки, шайбы, и я плачу, вся жизнь мой разрушена, и вдруг меня осеняет, я бегу назад, не говоря Таласу Камасиевичу, куда я иду, я вбегаю в здание Министерства образования, и я понимаю, что есть ведь еще и министр. И я, мальчишка, врываюсь в кабинет министра образования, отодвигаю секретаршу, которая меня останавливает, и падаю перед ним на колени, и говорю: «Вы понимаете, что вы рушите судьбу молодого человека, который хочет служить своему Отечеству, своей стране тем, чтобы делать светлое и правильное искусство, а вы, вы чиновники! Вы!..» Он говорит: «Подожди, подожди, что случилось-то?» Я говорю: «Мне закрыли прием документов!» Он говорит: «И что?» Я говорю: «А я достоин того, чтобы учиться и хочу учиться! Где вот этот самый человеческий фактор? Вы все поступаете, как положено, а нужно вникнуть, что вы сломаете мне жизнь, я пойду по какой-то не той, (я же смотрел фильмы советские, как это бывает, не по той стезе пошел парень) я говорю: «Не по той стезе пойду! — По какой-какой ты стезе пойдешь?» Я говорю: «По плохой стезе пойду, если вы не примете меня! — Так я не принимаю. — Так подписать вы должны мне этот документ!». Он говорит: «Ну, раз должен...» — берет и подписывает, представляете? И я все, я иду в театральный институт, сдаю документы, все в порядке.
К. Мацан:
— Насколько эта история для вас про Промысл Божий или упрямство человеческое?
К. Харалампидис:
— Ой, как сложно ответить на этот вопрос, Константин. Конечно, про упрямство в большей степени мое, когда ты не слышишь...Ведь есть продолжение этой замечательной истории, когда я уже закончил институт, мы проучились в Алма-Ате с супругой, закончили первые полгода третьего курса, затем решили перевестись в Щукинское училище, но нам сказали: «как вы переведетесь, вы должны поступать заново и специфика школы Вахтанговской» и так далее. И нам пришлось поступать, мы поступили заново, брали на какое-то время академ, по состоянию здоровья супруги, но это неважно. Мы закончили Щукинское училище, попали на работу в Театр содружества актеров Таганки, я работал еще у Калягина Александра Александровича. Потом мы ушли из театра и уже это было и по религиозным соображениям, и по личным соображениям, я об этом расскажу позднее. И я стал снимать кино, я же учился еще на режиссуре в Щукинском училище. И снял картину «От Рождества до Воскресения» называлась она, это была такая большая трилогия, первая часть была посвящена пути греков Понта и Византийской империи через Россию в Казахстан, после падения Трапезундской империи и Византийской империи. И я приехал на премьеру, которая у меня была в Греции, и там я встретился с людьми, которые знали меня мальчишкой, и они пришли на премьеру фильма. Я увидел, обрадовался, а они сказали мне: «О, как же так, мы-то думали, что ты станешь священником, ведь ты мечтал быть священником, и мы надеялись, что ты будешь батюшкой, а ты стал режиссером». И ужас охватил меня в этот момент. То есть я-то, когда увидел их — вот, подумал, я, с этими людьми я был знаком и они сейчас горды от того, что я режиссер и все такое, а они были огорчены, понимаете.
К. Мацан:
— А как вы это сейчас вспоминаете? С одной стороны, вроде благородное такое желание, чтобы человек стал священником. С другой стороны, мы понимаем, что не всякий призван быть священником и, наверное, не самый лучший вариант, когда по каким-то причинам человек вообще случайно становится священником, не горящий этим, не стремящийся к этому.
К. Харалампидис:
— Это да, конечно, это так, но кто знает, быть может, думаю я сейчас, начав учиться, быть может, и я бы понял, если бы я поступил в семинарию, предположим, что это тот путь, о котором я сейчас сожалею
К. Мацан:
— Вы сказали, что вы ушли из театра, в том числе и по религиозным соображениям, а что это было?
К. Харалампидис:
— Я скажу вам так, что, во-первых, я пошел не туда, я выбирал между стать священником либо режиссером и стал режиссером, помимо всего прочего еще же наступает такой возраст, сложный возраст для любого молодого человека, юность — это же такой страшный период, это же надо пережить все, и какие-то совершались поступки, за которые потом бывает стыдно в жизни. И такие поступки были и было все не так, как в детстве, но в тот период ты же этого не понимаешь, тебе кажется, что это вот и есть та взрослая жизнь, хотя у тебя есть пример твоего папы, твоей мамы, но ты ничего не можешь объяснить молодому человеку, потому что его несет, несет, как на тройке такой с бубенцами в разные стороны, вот этот период очень сложный и, конечно, тогда, когда, мне кажется, что человек, совершив какие-то определенные поступки в жизни, за которые потом бывает стыдно, он идет не в ту сторону, потому что ну вот так складывается.
К. Мацан:
— Мы ненадолго прервемся, у нас небольшая пауза. Я напомню, что сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Константин Харалампидис, режиссер, автор фильмов и спектаклей. В студии у микрофона Константин Мацан, мы скоро вернемся, не переключайтесь, мы подвесили интригу и продолжим этот разговор.
К. Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Константин Харалампидис, режиссер театра и кино, автор фильмов и спектаклей. Вы нам рассказываете о вашем пути, в первой части программы вы поделились с нами историей о том, как выбирали, какую стезю для себя открывать, режиссерскую или священническую, и вы выбрали режиссерскую, о чем, может быть, сегодня немного сожалеете, но вы сказали, что вы в какой-то момент из театра ушли по религиозным соображениям.
К. Харалампидис:
— Представьте себе, что мы закончили актерский факультет Щукинского училища в 1994 году у замечательного педагога, человека, Владимира Владимировича Иванова. Дальше мы пришли в театр. Вы же, наверное, помните то время, когда театр перестал быть тем, чем он был в советский период, то есть это стало пространством для экспериментов всякого рода и ушла не только коммунистическая идеология, ушла и нравственность из театра, и рушился просто весь мир, это 90-е годы и это была катастрофа. Те фильмы, в которых я снялся, они не имели, слава тебе, Господи, большого проката, то есть они ушли куда-то, непонятно куда, то же самое у моей супруги. Все рушилось, не только государство, но, подчеркиваю: рушилась вся нравственная система государства и театра, и кинематографа, это было ужасно. То есть в тот период, когда мы уже работали, и в общем, у Светланы, моей супруги, вообще складывалась, если говорить вот этим современным словом, которое было неупотребимо в нашей профессии в прежние годы — карьера, все-таки это воспринималось как служение, люди, которые пришли в искусство в то время, хотели изменить жизнь к лучшему, это в тот период, когда они поступали, но когда они закончили институт, уже они ничего не хотели. Это слава богу, что наш педагог, Владимир Владимирович Иванов, он замечательный человек и он никогда не говорил с нами впрямую о вере, о Христе, но вся сущность этого человека и все произведения, которые он ставил, они были абсолютно христианскими. И, конечно, полностью не отчаявшись, чтобы не отчаяться полностью и не растеряться в жизни, наверное, и мои дедушки и бабушки, и мои родители, и Владимир Владимирович Иванов, они кардинально повлияли на то, чтобы не потеряться, не заблудиться на пути жизненном. И я говорю совершенно осознанно, что он наряду с теми моими родными и близкими людьми, я называю его в числе их, которые помогли мне устоять при моем темпераменте, при моем нелегком характере устоять и не заблудиться уж до конца в этой жизни.
К. Мацан:
— У меня была возможность с Владимиром Ивановым делать интервью в свое время и журналу «Фома», удивительно глубокий собеседник, он рассказывал, как он ставил, в том числе спектакль по просьбе Солженицына в театра Вахтангова, и вы сейчас его упоминаете — чему, может быть, главному он вас научил, если угодно, не только в профессиональном, но и в человеческом плане, вот вы говорите, что он помог как-то не отчаиваться и формировал, а в чем был его урок или его уроки в этом смысле?
К. Харалампидис:
— Ну, он был человеком. Вот все, что вложено в это слово и каков должен быть человек, вот это все шло от Владимира Владимировича, понимание четкое, что такое есть добро и что такое зло, внятное и неразмытое, оно было в нем, и мы это видели. Это какой-то личностный пример его, это никаких слов назидания, собственно, и не было во время его процесса обучения, но то, как он относился к работе и то, как он пытался всегда во всех работах показать выход — это самое главное в искусстве, то есть когда нет безвыходных ситуаций, когда добро должно победить зло, вот сущностно, и это, конечно, уроки Владимира Владимировича Иванова. Я уж не говорю о том, что никаких переговоров с режиссерами, которые брали нас на работу мы не вели, вот это все делал Иванов, он, словно отец, по-настоящему заботился о нас и давал нам возможность даже в тяжелые годы, в те тяжелые годы заработать, потому что он брал нас на концерты с очень известными людьми, и мы понимали, что эти актеры, ну очень известные в ту пору, да и сейчас, что они берут нас в компанию не из-за наших необыкновенных дарований, а из-за того, что нам нужно выжить. То есть вот так, как он практически относился к нам, это ведь были, подчеркиваю, очень тяжелые годы в смысле материальном, и он всячески заботился и о том, что мы едим, что мы носим и все остальное, это настоящий отец.
К. Мацан:
— Вот вы сказали, что из театра ушли по религиозным соображениям, не тот уже был театр и, видимо, не отвечал каким-то внутренним запросам духовным: что я делаю, чем я занимаюсь, но вы ведь не ушли из профессии, вы продолжали делать и ставить и проекты делать разнообразные, как режиссер и как автор.
К. Харалампидис:
— Нет, вы знаете, на какое-то время мы полностью ушли из профессии и на достаточно долгое время. Это было не только разочарование в том, какое место занял в жизни зрителя, в жизни человечества искусство или театр, это было еще и по той причине, что в течение двенадцати лет у нас не было детей. И врачи говорили, что вряд ли будут, потому что то, то, то, неважно...
К. Мацан:
— А сколько у вас сейчас детей?
К. Харалампидис:
— Трое детей.
К. Мацан:
— Прекрасный результат.
К. Харалампидис:
— Случилось так, что не я, который рожден в такой семье не атеистической, мой прапрадедушка по греческой линии был священником Крипто-Христианской Церкви, то есть он посещал тайную церковь, не просто посещал, а молился в ней, был священником.
К. Мацан:
— В Турции?
К. Харалампидис:
— В Турции, конечно, да. В бывшей Трапезундской империи, скажем так. И фамилия-то у меня была, когда я учился: Кот-Оглы, вы понимаете, что все греки практически, проживающие на территории Понтоса должны были иметь турецкие фамилии, потому что Турция — это страна для турок, и тайно исповедовали Христа, но кто-то отрекся, кто-то не отрекался от Христа. Но вы знаете очевидно о том, что нельзя было, только если тебя турки заподозрят, что ты христианин, вот тут ты долен был сказать прямо, ты мог иметь турецкую фамилию, турецкое имя, но ты должен был и если тебя спросят, кто ты по вероисповеданию, тут ты должен был сказать правду, а иначе в чем вероисповедание, тут ты должен был понять, что тебя сейчас убью, и ты должен был признаться в том, что ты христианин, а иначе ты отрекаешься от Христа, вот такое четкое правило, которое идет еще, собственно, от времен первых христиан, первых мучеников, оно жестко было сформировано в тот период новомучеников греческих, которые пострадали на протяжении пяти веков в Трапезундской, Византийской империи, на Кипре и в Малой Азии. И не корни моих благочестивых предков позвали меня в храм, а собственно супруга, не имея детей на протяжении двенадцати лет, она стала ходить в храм. И она стала мне говорить о том, что и мне стоит пойти. Я говорю: «Слушай, ты будешь меня учить, грека, ходить в храм?» Она тоже была из такой семьи, что она была крещена во младенчестве, также, как и я, и я говорю: «Нет, ну я пойду, когда мне надо, чего ты мне?» А сам тайно от нее почитывал такие книжечки, брошюрочки такие были в то время, такой ликбез православный, как и что, Закон Божий стал читать, Евангелие, но только когда ее нет, потому что мне было стыдно, я же гордый человек.
К. Мацан:
— Грек.
К. Харалампидис:
— Конечно, да. И мне же было стыдно, что я по ее, мужчина, да нет, я должен сам все. И когда я так мыслил все о себе, я вдруг подумал: а как же так? Вот мои предки, они имели по пять, по семь детей, они ходили в храм, а я вот такой умный, что считаю необязательным ходить в храм, только по большим праздникам я уже в ту пору ходил в церковь, а так, чтобы каждое воскресенье, чтобы исповедоваться, причащаться, уже давно я этого не делаю. И я подумал, что надо бы пойти, и я тайно от супруги, как настоящий крипто-христианин, пошел в храм, исповедовался и слава тебе, Господи, батюшка допустил до причастия и началась какая-то совершенно другая жизнь после этого. А далее случилось так, что священник, отец Владимир Ригин, который служил и служит на Лыщиковой горе в храме Покрова Богородицы, он рассказал нам о владыке Иосифе, о старце, который жил в Алма-Ате, он спросил: «Вы из Алма-Аты? Так значит вы знаете о старце?» Я говорю: «Ну так, что-то там слышал, вообще-то не очень я знаю о нем». А он почил в 74-м году, по-моему, владыка Иосиф отсидел двадцать лет тюрьмы. Многие люди со всей России приезжали к нему, он был прозорливым таким старцем. И он рассказал нам о том, что он перед смертью своей сказал, что «приходите ко мне на могилу, чем смогу, помогу». И он говорит: «Вам бы поехать на вашу Родину, где вы родились, прийти к нему на кладбище и попросить», что, собственно, мы и сделали, мы приехали, это уже год, наверное, мы ходили в храм, уже начали поститься, как-то жить церковной жизнью, и мы пришли к священнику, к которому нас отправил отец Владимир Ригин, и он нам показал, повез нас на кладбище и указал нам могилку владыки Иосифа, и мы были у него, и я прямо вот своими словами просил его, чтобы он помолился пред Господом так, чтобы послал нас Господь ребеночка. Улетели мы из Алма-Аты...нет, даже не улетели, а уехали на поезде, потому что боялись, что вдруг что случись на самолете, чтобы ничего не случилось, потому что супруга была беременна, вот родилась первая дочь Анастасия, затем вторая дочь Елизавета и третья дочь Екатерина, вот такая вот история.
К. Мацан:
— Три сестры.
К. Харалампидис:
— Да.
К. Мацан:
— Константин Харалампидис, режиссер, автор фильмов и спектаклей, у нас в программе «Светлый вечер». Хочу у вас спросить об Алексее Петренко, о нашем выдающемся актере, с которым многие мечтали бы оказаться в кадре вместе или на сцене вместе, я очень хотел в свое время сделать с ним интервью, но вот как-то не сложилось, он был человеком верующим, церковным, был членом Патриаршей комиссии или Совета по культуре, и вы с ним дружили и работали, и мне представляется, что именно в такой последовательности: дружили и работали. Вот расскажите о нем, что он для вас?
К. Харалампидис:
— Когда вы спрашиваете о нем и когда я слышу его имя, мне очень сложно говорить, потому что я понимаю, что для Христа нет мертвых, что все мы когда-то увидимся и что души наши бессмертны, я верю в это и только это дает силы жить, но так уж как-то скучно без него. Это был, сказать, что был замечательный человек — ничего не сказать, сказать, что это был хороший человек — ну ничего не сказать. Нет слов, чтобы передать, каков это был человек необыкновенный и без которого очень скучно и грустно, потому что те события, которые происходят в личной жизни, в жизни страны, я все время думаю: как бы он сказал на это, что бы он сделал, что бы он посоветовал? Но так уж случилось, что последние 15-20 лет мы очень близко с ним дружили и дружили семьями, и снимался он в каких-то работах у меня, и ездили мы с ним в Трапезунд, город, столицу Трапезундской империи. Вот каков он человек, пожалуй, лучше всего рассказать вам этот случай, когда мы приехали с ним в город Трапезунд, столицу Трапезундской империи, и Иван Игнатьевич Саввиди организовал поездку туда из разных стран, из России и из Греции, из Австралии, из Грузии приехали греки, потомки тех греков, которые жили там, под гнетом турецкого ига, которые тайно исповедовали Христа, и приехали в монастырь, который IV века, это монастырь Панаги́я Сумела́, там была явлена икона, евангелистом Лукой написанная — Панагия Сумела, это «Богородица у горы». И вот на Успение Пресвятой Богородицы именно там собираются греки, всегда стекаются туда и была достигнута договоренность трехсторонняя, и Иван Игнатьевич был депутатом в ту пору, и он договорился в Государственной Думе, что нам разрешат отслужить панихиду о наших усопших, с нами поехали священники, они были в облачении, и я очень много рассказывал, показывал, давал какие-то книги, тексты Алексею Васильевичу, и старца Паисия Святогорца он тогда читал, который много-много рассказал в этих своих шести томах, и которые были изданы ту пору, тогда там несколько томов о жизни крипто-христиан, и он все это читал, он готовился. И мы полетели, и мы прилетели в Трапезунд, и там случилось такое, что со священников заставили снять облачения и снять кресты, иначе бы они не вышли в город, и батюшки отправились майках. А далее, когда мы пришли туда, в монастырь, который находится в горах, конечно, никакого разговора уже не было о том, чтобы служить панихиду, и нам даже запретили возжигать свечи. И Алексей Васильевич все это увидел, ну да, мы отсняли весь материал, как-то так, но можно себе представить, что было в наших сердцах в то время, когда военные запинывали свечи, которые мы ставили, сапогами, когда заливали из чайника водой, Ксения Георгиади, певица известная российская, она просто плакала, когда видела это все, и Алексей Васильевич Петренко сказал мне после этого всего, когда уже отсняли весь материал, а он же, когда говорили, будто рожал каждое слово, и он говорит: «Оставь меня, грек, мне надо остыть». И он направился к реке, бурной-бурной реке, каменистая речка такая, и он направился туда, и я не смог послушаться его, я пошел тайно за ним, и вдруг этот человек разделся, вошел в эту воду, слово-то какое он произнес: «остыть», «мне нужно остыть» — ледяная горная вода, и этот человек заходит в эту воду и становится поперек течения, раздвигает обе руки и стоит вот так, представляете, остывает, это какой-то необыкновенной силы просто человек, он уже в преклонном возрасте, и вдруг речка бурная, и он спотыкается, и тут я вылетаю к нему из кустов, он: «Уйди! Оставь!» И он споткнулся и стоит на одном колене, и еще стукнулся головой и у него рассечена бровь и течет кровь, представляете, да? И вот этот человек, это Самсон такой, вот он стоит в крови и пытается подняться, я подбегаю к нему, поднимаю его и смотрю: вместе с водой, которая с реки, у него глаза полны слез. Он не хотел, чтобы, он был во всем непоказным человеком, он не любил показывать то, что внутри, он всегда считал это сокровенным, и он хотел скрыть это.
К. Мацан:
— Мы заговорили сегодня в самом начале еще об этом сочетании религиозной веры, религиозных убеждений и актерской профессии и для вас в какой-то момент это стало конфликтом, а вот для Алексея Петренко, как со стороны кажется, не стало. Вот как в нем, если угодно, это сочеталось? Ведь он наверняка проходил через те самые периоды осознания жизни в том, что роль искусства меняется, понимание искусства меняется, были когда-то у вас с ним на эту тему разговоры, как быть православным человеком в этой профессии?
К. Харалампидис:
— Конечно, перед ним стояли тоже эти вопросы, и он просто перестал сниматься там, если это как-то противоречило его взглядам. С большей радостью он снимался в каких-то произведениях, которые были наполнены духом православия, если это была игровая картина, то для него очень важен был режиссер, очень важна была тема, и он говорил: «Просто поскольку я уж ничего делать больше не умею, то использовать бы те годы, — говорил он, — которые мне отпущены, уж для того, чтобы оставить какое-то светленькое пятнышко», вот это было его желанием.
К. Мацан:
— Мы уже движемся к завершению нашего разговора и под занавес задам вам философский вопрос: а вот сегодня, глядя на искусство театральное, кино, именно формы современного искусства, нас окружают разные жанры в интернете, короткие ролики, какие-то разные формы, вертикальные видео и так далее, вот вы сегодня скорее больше полны надежды или скепсиса по поводу того, есть у искусства сегодня возможность менять людей к лучшему?
К. Харалампидис:
— Но это ведь всегда все в человеке. Никакое время не может способствовать, ну как мне думается, мы знаем с вами те времена, когда и во времена, когда была какая-то нравственная идеология в целом у страны и все равно находились люди, которым хотелось видеть нечто негативное и явить зло ради добра какого-то, и поэтому это все в человеке, поэтому говорить о том, что настало время светлых проектов, светлой работы, да это же все зависит от человека. На протяжении последних десяти лет я ставил в основном только произведения, связанные с Великой Отечественной войной, я не работал в современной драматургии, потому что я не находил там ничего для себя. Все зависит от человека, и сегодня можно снять какие-то светлые произведения или поставить их на сцене и можно этого не сделать, и можно сделать нечто другое, вот и все.
К. Мацан:
— Ну вот, как минимум, один светлый проект мы сегодня наблюдаем и слышим — это светлое Радио ВЕРА, на котором мы с вами находимся, которое так себя и позиционирует и под нашим логотипом написано: «Светлое радио». И вот спасибо вам за наш сегодняшний светлый разговор.
К. Харалампидис:
— Спасибо вам, Константин, дай Бог вашему радио всего-всего самого наилучшего, чтобы у вас были хорошие гости.
К. Мацан:
— Вот от них же первый есть вы. У нас сегодня в гостях был Константин Харалампидис, режиссер, автор фильмов и спектаклей, в студии Радио ВЕРА, в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан. Спасибо, до новых встреч на волнах нашей радиостанции.
Все выпуски программы Светлый вечер
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема