«Вера и культурные традиции». Анна Садриева, Всеволод Чухаркин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера и культурные традиции». Анна Садриева, Всеволод Чухаркин

* Поделиться

У нас в гостях были президент фонда Императора Николая второго Анна Садриева и руководитель русского культурного центра «СТОГЛАВ» Всеволод Чухаркин.

Разговор шел о том, как русские народные традиции связаны с православием, и как изучение русской культуры может способствовать приходу людей к вере. Мы также говорили о том, каким образом в былые времена через игры и рассказы о героях русских сказок старались передавать детям духовные ценности. Наши гости поделились, как благодаря традициям празднования Рождества Христова и других праздников удавалось доносить до людей, в том числе, далеких от Церкви, смыслы празднуемых событий.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан, с трепетной радостью приветствую наших сегодняшних гостей: Анна Александровна Садри́ева, президент Фонда Императора Николая II. Здравствуйте.

А. Садриева

— Добрый вечер.

К. Мацан

— И вы у нас не в первый раз уже, на волнах Радио ВЕРА, и мы с вами в студии встречались, и это очень радостно для меня.

А. Садриева

— Да, это взаимно.

К. Мацан

— И Всеволод Чуха́ркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав». Добрый вечер.

В. Чухаркин

— Всем желаю здравия.

К. Мацан

— А вот с вами мы впервые на волнах радиостанции ВЕРА встречаемся, по крайней мере, я, и это тоже очень приятно и здорово. И повод информационный у нас замечательный для нашей беседы: со 2 по 5 января и 7 января в Москве состоится очень необычная Рождественская ёлка, а почему она необычная, наши гости сегодняшние расскажут. Пройдёт она на территории усадьбы, где располагается нашим слушателям хорошо известный Музей Императора Николая II, это в Москве, в Токмаковом переулке, в усадьбе Струйских. Ну вот об этом наши сегодняшние гости поговорят, поразмышляют, и мы как-то подумаем о том, а какие на самом деле смыслы должна нести Рождественская ёлка, какие смыслы она несёт, вот об этом сегодня поговорим. Ну что, со 2 по 5 января, 6-го, в рождественский вечер ёлка не проводится, а 7-го, уже с полным чувством удовлетворения, встретив праздник Светлого Христова Рождества, заключительная ёлка пройдёт в Музее Императора Николая II. Итак, что это за идея, из чего она выросла, и чем эта ёлка должна принципиально отличаться от других ёлок, которых много?

А. Садриева

— Хочется начать немного издалека. Вообще, в Музее Императора Николая II постоянно проводятся разные мероприятия и, пожалуй, самые яркие, самые такие праздничные, красочные — это вот именно мероприятия, которые мы проводим совместно с Русским культурным центром «Стоглав». Это праздники, но они не просто детские праздники, это семейный формат, что мы считаем особо важным, особо ценным, чтобы все члены семьи, которые приходят к нам, были включены в процесс, были включены в такое приобщение к нашим русским культурным традициям, мы на это делаем акцент большой. Так, Всеволод?

В. Чухаркин

— Ну, ежели заходить издалека, надо сказать о нас, как о коллективе, об организации, об объединении: Русский культурный центр «Стоглав» — это объединение ряда просветительских, образовательных проектов, который вырос из... В большинстве своем наш коллектив — выходцы либо из движения исторической реконструкции, либо из фольклорной среды, также в коллективе есть музыканты, этнографы, историки, общественные деятели, лично у вашего покорного слуги организационный опыт составляет более четырнадцати лет. Вот все эти годы мы проводим мероприятия, посвященные разным эпохам, разным аспектам русской истории, русской культуры. Мы стараемся охватить на наших мероприятиях, они совершенно разного толка, масштабируемы они от банально детского какого-то праздника, от лекции, от какого-то рядового семинара, от камерного какого-то торжества, мероприятия до фестиваля, можно так сказать, федерального масштаба. Допустим, в этом году, проведя ёлки в усадьбе-Музее Государя Императора Николая II, мы практически всем коллективом, это около ста человек, отбыли во Псков, и весь Псковский Кром (это по местному — Кремль«, с благословения владыки Тихона (Шевкунова) застроили площадками, целой улицей русских ремесел старинных, мастер-классов, старинных подвижных игр, поставили сцену, поставили лагеря живой истории, привезли дружину Александра Невского святого благоверного, XVII век, московских стрельцов царя Алексея Михайловича, показали прекрасное представление, в том числе рождественский спектакль, у нас по всему периметру, вместе со всем народом, со всеми гостями, там было в районе 3500 детей. Это было благотворительное мероприятие преимущественно для детей участников СВО, пока отцы защищают рубежи нашей Родины, русскую землю, вот для детишек и мам мы привезли такое мероприятие, назвали его «Путешествие в Рождество», это вот к слову о масштабе. Но, повторюсь, охватываем мы всё так называемое русское тысячелетие, то есть мы берём эпохи в тематике своих мероприятий от Крещения Руси до предреволюционных лет. Далее идёт время такое сложное, неоднозначное, во-первых, во-вторых, много других организаций занимаются реконструкцией Великой Отечественной войны, советского времени, мы эту эпоху уже не затрагиваем. Лично для меня, как для монархиста по своим убеждениям, это некое такое, так скажем, можно даже назвать смутным временем, которое, в свою очередь, нельзя ни в коем случае мазать единой чёрной краской, как некоторые делают, действительно, было много великих событий: была Великая Победа, был Гагарин, было много ещё хорошего, но, тем не менее, всё-таки общая линия — это борьба с великорусским шовинизмом, это богоборчество, и поэтому останавливаемся в своём просветительском пути на эпохе как раз Николая Александровича. Соответственно, почему от Крещения Руси, от момента X века? Потому что Крещение Руси — это время зарождения нас с вами как нации. Я не устаю повторять, что мы единственная нация на планете, хотя, ежели я не прав, может, меня кто-то поправит, но вот всё, что я выяснял и знаю из истории, я ей двадцать лет увлекаюсь: русский народ — это единственный народ на планете, единственная нация на планете, которая была рождена не в силу каких-то геополитических причин, каких-то военных и прочих процессов, а именно в силу одного единственного фактора — Крещения Руси, то есть вне православия мы с вами были вятичи, кривичи, дреговичи, радимичи, дулебы, северяне, кривичи, иже с ними. Ещё владыка Иоанн (Снычёв) говорил, что князь Владимир в Херсоне в купель зашёл такой вот языческий, славянский народ, а вышла единая Русь. И действительно, если мы обратимся к этимологии, к словарю древнерусского человека, то наиболее близкий синоним к слову «русский» — это православный. Вот есть воспоминания: «прибыли в Болгарию, служили русскую службу», то есть православную. Русский — это значит православный. Исключением может быть, если там, не знаю, у вас дедушка — пленный немец и какие-то ещё исключения малые, но так вообще русский человек — это человек православный. И, соответственно, и русская история — это история Святой Руси, то есть государства, цивилизации, которая явила миру такое количество, такой сонм святых, мучеников, преподобных, благоверных и так далее, святых разных чинов, ведь подобное число не явил больше миру ни один другой народ, ни одна другая земля, только русская земля, это тоже надо принимать во внимание всем атеистам, неоязычникам и прочим людям вне всяких конфессий, верующим в какие-то другие вещи, в некую такую компиляцию разных верований и суеверий, это надо признать, конечно. Соответственно, почему мы занимаемся культурой? Русская культура, изучение русской культуры — это, наверное, один из ключей не только к просвещению, а к катехизации общества. Один простой пример, у нас есть ряд разных проектов, и вот один из наших проектов — это как раз дети, это так называемая сегодня молодёжная политика, и я в том числе по совместительству являюсь директором семейного православного лагеря «Родная земля», и вот две недели, обычная смена, обычный лагерь, приезжают дети с родителями. Программа лагеря в абсолютном большинстве своём — это мы играем в старинные русские подвижные игры, во многом забытые, мы их изучаем, мы являемся этнопедагогами, проводим с детьми старинные русские игры, играем в лапту, в шелыгу, в рюхи, во многое другое, прочие старинные игры, разучиваем русские рядовые такие плясовые песни, песнопения, учимся играть на балалаечке, на гуслях, разучиваем основы, самые базовые такие элементы русского пляса, мужского, женского, занимаемся историческим фехтованием на мягких мечах безопасных, спортмечи так называемые, стреляем из лука. Вообще, ввиду того, что изначально мы — историческое агентство, то есть мы организовывали масштабный фестиваль по истории разных веков, у нас, соответственно, у нас очень много реквизита, весь этот реквизит мы используем, соответственно, в каждом нашем просветительском мероприятии. После обеда мы занимаемся каллиграфией, пишем гусиным пером: уставом, полууставом, немножко знакомимся с древнерусской литературой, касаемся русской истории, основных ее вех, смотрим вечером киносеансы, разные благочестивые мультфильмы. В расписании нет ни одного целенаправленно Закона Божьего, то есть ни одного урока катехизации, но по итогам двухнедельной смены каждый раз примерно пять-семь детей начинают причащаться. Сами.

К. Мацан

— Хороший результат.

В. Чухаркин

— Одна девочка у нас в смену подошла в последний день смены, Женя, ей десять лет, сказала: «Дядя Сева, я хочу принять крещение». Я с ней сел, поговорил, позвонил ее маме, она сказала дала добро, я оперативно нашел батюшку, съездил, купил крестик, крестильный набор, рубашечку, мы ее покрестили, то есть вот последний день летней смены увенчался крещением. Такое у нас «крещение Руси состоялось».

К. Мацан

— Слава Богу.

В. Чухаркин

— То есть это, я не скажу, что это наша заслуга. Это единственный вообще правильный, так скажем, итог именно просветительской работы в ключе просто русской культуры. Почему? Потому что русская культура, как и русский народ, она рождена и пронизана православием. Все русские праздники, даже народные праздники, я имею ввиду традиции народных праздников, народные игры, народные песнопения, народные какие-то обычаи, все это привязано к церковному кругу, то есть на «Красную горку» одни игры были, на Масленицу, опять же. У нас произошла за XX век подмена, вот мы сейчас плавно подойдем к тематике нашей правильной ёлки, не новогодней — мы не назовем ее «новогодней», категорически она не новогодняя, она категорически рождественская — какою она и была. То есть мы возвращаемся, сегодня у нас время восстановления правильных смыслов: русский, значит православный. Солнышко светит, семья должна быть традиционной и так далее и тому подобное, а ёлка должна быть рождественской. Народная культура, повторюсь, вся пронизана православными ценностями, народная русская игра базируется на евангельской правде. Знаете, вот есть так называемый англосаксонский спорт, там футбол и прочее, вот там надо «5-0», «3-2», заколотили любыми средствами и всё, вот есть победитель. Во многих русских играх конечного победителя нет, либо, если он есть, в случае такой игры, как лапта или кила́, там, действительно, играла деревня на деревню, либо село на село. Задача была — большой мяч, такой набитый шерстью, войлоком, размером больше, наверное, бейсбольного, в две человеческие головы, примерно так, задача была — донести мяч, если это село, до паперти храма соседнего села, и там целый день играли, но это было обязательно после какого-то церковного двунадесятого или великого праздника, после этого перед этим храмом ставились столы, благословлялась трапеза, и мужики сидели, трапезничали.

К. Мацан

— У нас сегодня во гостях Анна Садриева, президент Фонда Императора Николая II и Всеволод Чухаркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав». Мы говорим о Рождественской ёлке, которая пройдёт в первых числах января в Музее Императора Николая II. После такого экскурса в историю русских игр мне даже страшновато — а что же будет на территории музея, в самом музее останутся ли целые стены?

А. Садриева

— Обязательно всё будет в целости и сохранности, и не только. Дело в том, что вот я начала говорить о том, что мы включаем всю семью, приглашаем на нашу ёлку, и родителей, и детей, и у нас предусмотрен именно такой формат, что дети у нас будут включены в игровой процесс, будут у нас мастер-классы, русские подвижные игры, о которых говорил Всеволод, и обязательно кукольный театр, вертеп. А взрослые в это время будут приглашены на экскурсию по самому музею, так что он не только останется сохранным, а мы ещё и донесём те истинные смыслы, ту правду о нашем святом императоре, о его святом семействе, до тех семей, которые посетят наш музей, и я думаю, что все останутся довольны. На самом деле действительно так, потому что в прошлом году мы провели всего четыре, так скажем, прогона, сеанса, и остались люди, которые просто физически не смогли попасть на это мероприятие, на эту ёлку.

В. Чухаркин

— Люди писали друг другу: «продайте билетик».

А. Садриева

— Да, был такой большой интерес, ажиотаж, и мы поняли, конечно, что не хватает русскому человеку вот именно такого живого соприкосновения с русской культурой, с нашей историей, и, конечно, очень отрадно, что есть такой запрос в обществе, что люди тянутся к своим истокам, к своим корням, к своей культуре, и к святым царственным мученикам- страстотерпцам.

К. Мацан

— Так какие игры будут?

В. Чухаркин

— Ну, ежели я расскажу, какие игры, это не будет сюрпризом. Игры будут, действительно, старинные, подвижные, семейного формата, в нашем арсенале этнопедагогов очень большое количество игр. Опять же, ежели говорить о градации, есть, допустим, игры чисто мужские, сейчас я упомянул килу́, это борьба за мяч, там есть такие определенные борцовские приемы и, конечно, мы с детьми не играем на территории музея в подобные, но игры есть как силовые, то есть игровые поединки так называемые, такие вот чисто мужские. Есть игры более семейного формата, игры плясовые, хороводные, подчиненные музыкальному ритму, то есть музыка играет — одно действие, музыка закончилась — другое действие. Есть игры более детские. Конечно, мы всегда ориентируемся по той группе, которая наполняет данный сеанс, ежели в каком-то сеансе все родители уходят на экскурсию в музей по музейной экспозиции, остаются дети, мы поиграем только в детские игры, только для конкретного возраста. Ежели родители пожелают присутствовать, мы можем включить игры еще и более сложные, семейного типа, так называемые «вечёрочные» и так далее. К слову о смыслах, хотел бы вернуться: почему все-таки рождественская, а не новогодняя? Как наверняка все знают, ёлка у нас появилась примерно с петровского времени. Ёлочка, она же зимой и летом одним цветом, то есть это некий символ неувядаемости, символ вечности — хороший благочестивый символ, правильный смысл, очень прямой смысл христианский. Но в дореволюционные годы, годы Российской империи ёлочка увенчивалась какую звездою? Восьмиконечной, её венчала Вифлеемская звезда, то есть все было подчинено одному из самых главных событий вообще во всей истории не то что человечества, а мироздания.

К. Мацан

— А еще раньше, кстати, в Западной Европе елку крепили к потолку, и она лапами свисала вот так вот...

В. Чухаркин

— Чтобы коты не свалили.

К. Мацан

— Ну, коты в Западной Европе, как известно, были тогда еще более агрессивны, чем сегодня. Чтобы она лапами свисала вниз, и ветки, по сути, напоминали Распятие — руки раскинутые в стороны, тоже любопытный факт. А потом стали крепить к полу и тогда сверху уже была возможность повесить звезду Вифлеемскую.

В. Чухаркин

— Да, я о традиции крепления к потолку именно на Руси, конечно, не знаю...

К. Мацан

— Я знаю, что в Западной Европе такая тема была.

В. Чухаркин

— Так или иначе, если говорить об эпохе правления святого государя Николая Александровича, это традиция, действительно, все базары по России наполнялись буквально в преддверии Рождества, в последние, если не ошибаюсь, там от трех до нескольких дней, наполнялись ёлочками, люди ёлочки ставили. А дома украшались чем? Опять же, посмотрим на традиционные игрушки — это ангелы, смысл в основном рождественский. Потом у нас случилась революция, три столпа, на которых стояла вся русская цивилизация, все русское общество, были подорваны и обрушены. Какие три столпа? Первый — это вера православная, нам запретили молиться и исповедовать Господа Бога нашего. Второй столп, на котором держалось все русское общество — это царская власть, это самодержавие. Ошибочно под самодержавием понимать некоего такого, пусть и благочестивого царя, вот сидит такой, значит, муж благочестивый, с бородою, на троне, у него скипетр, держава, шапка, это не совсем так. Да, оно увенчано царем, самодержавие, но самодержавие — это целая система от рядового гражданина, от нас с вами до царя. Это система, ограниченная более всего не Конституцией, не какими-то земными уставами, а именно заповедями Божьими, законом Божиим. Царская власть — это самая ограниченная власть на планете, она ограничена нравственным духовным законом. И, соответственно, царь не имеет права иметь среди своих подчинённых людей аморальных. В современности, я сейчас ни в коем случае ни за какую смуту, ни за контрреволюцию, но просто у нас как бы есть человек, ну вот работает и работает. Кто он там, какой у него там список прегрешений, каков он в жизни своей — это уже личное его дело, почему? Потому что у нас светское государство. Нет нравственной парадигмы. Она только такая: «ну вот работаешь, и слава богу», кем бы ты ни был, и работай.

К. Мацан

— Ну и третий столп — народность, судя по всему.

В. Чухаркин

— Третий столп, вы знаете, я его называю так, более точно — преемственность. В 1917 году сказали всему нашему народу: «твой отец был неправ, твой дед был неправ, и прадед был неправ, что постились в молитве, что день не начинали, без крестного знамения-не заканчивали, за стол не садились без молитвы и не выходили без молитвы и крестного знамения из-за стола». И это обрушение — это преемственность. А, повторюсь, это же не только просто перекреститься и прочитать утреннее-вечернее правило, и «в церкву сходить», за этим существует целая плеяда взаимоотношений, концепции взаимоотношений между мужем и женой, между отцом и детьми, между соседями, в том числе отношение к традициям. Русский фольклор, повторюсь, он весь пронизан славословием, это песнопения, заканчивающиеся: «аминь, аллилуйя» и так далее. Простой пример: у нас сотрудница Русского культурного центра не раз бывала в этнографических экспедициях, и она чисто для себя вывела вот такую закономерность: вот две, грубо говоря, избы в деревне, в селе, два дома, живут бабушки. Заходит к одной бабушке, у неё есть что записать, она до сих пор, допрежь носительница традиции. У неё можно записать разные и пословицы, и песни неизвестные, какие-то сказки и так далее, какой-то фольклор, какие-то этнографические такие вещи. И во втором доме, в соседнем, такая бабушка советская, она ничего не знает, уже всё забыла, нечего записать. Так вот, из десяти случаев первая бабушка, параллельно являясь носительницей ещё русской традиции, в жизни, ну, это видно, это слышно, она обязательно является человеком верующим и человеком очень благочестивым. А та, советская, она такая уже, там и Бога нет, и где-то там с идиоматической лексикой немножечко. То есть, если ты действительно исконно русский, истинно русский человек, то ты обязательно православный и обязательно благочестивый. Так вот, эта преемственность, отказавшись от Бога и от царя, мы автоматически начали отказываться от традиций, мы перестали петь по-русски, плясать по-русски, жить по-русски. Как говорит Сергей Николаевич Старостин, президент Фольклорного союза: «Если народ забыл свои песни, он будет петь чужие песни под чужую дудку», вот в чём дело. Так вот, к слову о Рождественской ёлке, это христианский символ, это ожидание Светлого Христова Рождества, это вся история евангельская, библейская, то есть мы играем в благочестивые русские игры, именно в те самые игры, в которые играли сто, двести и более лет назад, это абсолютно точно. Вот сейчас не буду раскрывать всех секретов, но в прошлом году мы гусиными перьями делали рождественское поздравление, каждый ребёнок или родитель каллиграфически правильно, в традиционном штиле, мы делали игрушки — ангелов, которых дети уже пришли, повесили на свою ёлочку. А после 1917 года ёлки рождественские, в принципе ёлки были запрещены более чем на десять лет, и уже, по-моему, если не ошибаюсь, к концу или к середине 20-х годов советская власть подумала, что надо какое-то событие вернуть праздничное детям, и там целая коллегия сидела, думала: а как же отобрать у ёлочки у нашей все христианские символы, как вообще сделать такую ёлочку политически правильной, безбожной...

К. Мацан

— «Срубить ёлочку под самый корешок» в смысловом отношении.

В. Чухаркин

— Совершенно верно, под самый корень, с соответствующими всеми традициями. Соответственно, «рождественская» превратилось в «новогоднюю» и в принципе, согласитесь, что нет ничего плохого и крамольного в отмечании любой календарной даты, там, не знаю, 1 апреля, с 31 июня на 1 июля, 1 сентября, да хоть 32 «мартабря» празднуйте, бога ради. Но ведь если мы с вами положим на одну чашу весов дату, пусть и хорошую дату, рукотворного человеческого календаря, такого бумажного, отрывного, и день рождения Бога на земле, Рожденного, Распятого, Воскресшего, то, наверное, все-таки вторая чаша весов должна очень сильно перевесить. А сегодня как случается? Вот сейчас, 31-го, каждый год, по традиции, мы собираемся 31 декабря в бане, как в этом фильме известном. Так вот, с 31-го на 1-е, тут, конечно, в том числе и летоисчисление виновато, но в наших с вами силах в рамках буквально на уровне наших семей эти приоритеты переставить местами. Как Солоне́вич сказал в середине прошлого века: «Мы живем в эпоху втемяшенных представлений», то есть у нас все перевернуто, мы должны вернуться к правильным смыслам. То есть с 31-го на 1-е января...

К. Мацан

— Можно пойти на ночную Литургию.

В. Чухаркин

— Можно, можно, но у нас воцерковленных 4 процента, из 4 процентов воцерковленных пойдет, наверное, на ночную 0,4 или там один, может быть, каждый четвертый, я уж не знаю этой статистики. Так вот, с 31 декабря на 1 января вся страна все свои и финансовые силы в плане подарков, оливьешек, шампанского, прочего-прочего, подарков, все эмоциональные силы просто вбухает в календарную дату, оставшись практически с пустою по эмоциональному уровню, с пустой душой, может быть, даже с пустыми карманами, и вот в таком состоянии мы с вами докатимся до вот этой таинственной ночи, до Светлого Христова Рождества, до просто ключевой даты всего мироздания. Вот здесь нам надо с вами желательно сызмальства сказать об этом, что — дорогие друзья, Новый год — это прекрасно, но всё-таки между Новым годом и Рождеством есть действительно большая разница.

К. Мацан

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Всеволод Чухаркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав» и Анна Садриева, президент Фонда Императора Николая II. Не переключайтесь, скоро вернёмся.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, у микрофона Константин Мацан. Напоминаю, что в гостях у нас сегодня Всеволод Чухаркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав» и Анна Александровна Садриева, президент Фонда Императора Николая II. И мы говорим о рождественских ёлках, которые пройдут со 2 по 5 января и 7 января, то есть без 6-го числа, когда все здравомыслящие люди должны быть на службе рождественской, в Музее императора Николая II в Москве, и в самом Музее, в самих зданиях и на территории замечательной красивой усадьбы Струйских в Москве, в Токмаковом переулке. Ну и вот, Анна, вы сказали, что будет экскурсия, помимо игр, для взрослых по замечательной экспозиции Музея Николая II, наверное, она как-то должна быть скорректирована с учётом дней рождественской тематикой. Есть ли какие-то специальные темы, мотивы, может быть, экспонаты, связанные с тем, как в царской семье праздновали Рождество Христово?

А. Садриева

— Безусловно, мы экскурсию скорректируем, во-первых, саму подачу, то есть не столько, может быть, мы будем говорить о трагедии, сколько о праздничной радости, можно прикоснуться будет и к тематике благотворительности, которая также была связана и с праздниками, то есть царская семья всегда видела в праздниках повод сделать какое-то доброе дело, либо они посещали раненых солдат, например, во время Первой мировой войны, занимались сбором благотворительной помощи больным туберкулезом. У государыни даже было такое, можно сказать, ведомство, которое занималось именно помощью обездоленным, помощью вдовам, сиротам. И, конечно, всегда были привязки, если это были какие-то праздники, это были отдельные поздравления нуждающихся людей и от царской семьи в том числе, это очень важные моменты, ключевые, обязательно мы на них сделаем тоже акцент. А также я, кстати, хочу сказать, что у нас в музее есть целый зал, посвящённый древнерусским иконам, и, конечно, икона Рождества Христова тоже у нас присутствует древняя, я думаю, что мы на ней тоже обязательно сделаем акцент. Чем еще хотелось бы поделиться: конечно, люди, которые приходили в прошлом году на наши ёлки, оставались очень довольны, благодарили за такой формат и то, что были включены именно детки, и детки потом хотели к нам вернуться и участвовать в других наших мероприятиях.

В. Чухаркин

— И возвращались, кстати.

А. Садриева

— И возвращались, да-да. И хочу сказать, что тема такая вот праздничная, именно семейного формата, она у нас имела продолжение, и после проведения первой нашей рождественской ёлки в прошлом году мы провели ещё несколько мероприятий в таком формате, это была Масленица, мы её назвали «Царская Масленица», так как она в царском музее, всё очень у нас так легло в формат подходящий, и у нас была Пасха, которую мы провели на «Красную горку», уже часть мероприятий у нас проходила на улице, были тёплые майские деньки, светило яркое тёплое солнышко, появились маленькие листочки на деревьях, получились очень красивые такие нарядные радостные фотографии светлые. И конечно, эти праздники тоже были наполнены нашими русскими традициями...

В. Чухаркин

— Да, катали яйца, играли именно в пасхальные игры, пасхальные песнопения исполняли.

К. Мацан

— А есть какие-то специальные пасхальные игры?

В. Чухаркин

— Конечно. Во-первых, это катание яиц разного рода. Вроде, знаете, когда несведущий подходит: «А что вы делаете?» — вот яйца катаем разноцветные, у нас есть большой набор деревянных расписных. А на самом деле, там очень много сюжетов, там можно с горкой, без горки, с воротцами, без воротец, встречные игры.

А. Садриева

— Удивительно увлекательная игра, просто все заворожённые были, и дети, и взрослые, хотя, казалось бы, очень просто всё.

В. Чухаркин

— Есть хороводного ряда игры с пасхальными песнопениями.

К. Мацан

— А масленичные какие игры?

В. Чухаркин

— Вы знаете, на Масленицу, допустим, такие игры, как круговые горелки, игры с разными масленичными распевками. В большинстве своём на Масленицу играли, в принципе, во все игры, в которые могли играть в любой другой, даже не праздник, но вне поста, такие круглогодичные, почему? Потому что, опять же, возвращаясь к подмене понятий, современная Масленица, я её называю «муниципальная», которую муниципалитет организует — это масленица эпохи Никиты Сергеевича Хрущёва, это реконструкция именно той эпохи, того временного периода, потому что при Хрущёве, опять же, на муниципальном уровне, на государственном, взялись за такое мероприятие, как Масленица, и постарались тоже подменить символы, подменить смыслы, включили вот солярный символ, то есть блин — это солнышко, сделали привязку в том числе и в то время, к некоему языческому празднику, хотя, возможно, если он существовал, «масленицей» он не назывался. Масленица — от слова «масло». Почему масло-то? И это первый вопрос, и второй вопрос: как можно в феврале встречать при нашем климате, в нашей полосе весну? Никогда отродясь Масленица не была праздником проводов зимы и встречи весны. Масленица от слово «масло», то есть масленая седмица или мясопустная, или сырная, то есть последняя седмица перед весною духовной.

К. Мацан

— Пока масло ещё можно, в общем.

В. Чухаркин

— Да, то есть масло можно, мясо нельзя, соответственно, надо побольше на маслице нажать, чтобы войти в начало весны духовной. А Великий пост, действительно, начиная с древнерусского периода называли в народе «весной духовной» — это действительно встреча духовной весны, это заговение на Великий пост. И, опять же, касаемо чучела, с хрущёвского времени чучело начали сжигать везде и сжигают допрежь, мы этого не делаем. Изучая этнографические материалы, действительно, только в ряде разных губерний была традиция, когда некую «масленицу», причём чаще не в виде солнышка, а в виде человечка, то есть «адама», выносят или на пашню и где-то там на пашне за деревней сжигали, но это сожжение ветхого «Адама», это прощание с ветхим «Адамом» перед началом подготовки к встрече с «Адамом» новым. Наши масленичные песнопения русские исконные это действительно уже в преддверии Великого поста и в последний день уже такие великопостные начинаются, духовные стихи. И весь Великий пост, на протяжении всей Четыредесятницы до Пасхи мы уже ни во что на Руси не играем в активное, подвижное, нет игр, нет каких-то там гуляний. Песнопения есть, фольклор, действительно, есть, но это духовные стихи, только духовные стихи. Вот она, Масленица, а сейчас, бывает даже, разговариваешь с каким-то там приходом, с батюшкой — «Ой, у вас Масленица — нет, ну это же язычество». Говорю: «Батюшка, помилуйте! Какое же это язычество?». Если говорить вообще об истории некоего вот этого ряжения — по сути, это карнавальная тема. Историки некоторые склонны утверждать, что карнавальная культура к нам приходит именно с Крещением Руси через Византию, то есть у Византии это было, была карнавальная традиция, мы её восприняли по-своему. Но сейчас, к сожалению, пытаются её даже на таких вот уровнях городских, уже, слава богу, не в Москве, в Москве мы победили, потому что Русский культурный центр где-то порядка десяти лет в разных районах Москвы проводил Масленицу, и вот если десять лет назад мне говорили: «Всеволод, надо сжигать «масленицу», я говорю: «Не будем». — «У нас же там телевидение будет, все каналы...» — «Не будем». Там на ВДНХ и так далее, в Подмосковье, я говорю: «Мы не будем сжигать, мы в этих неоязыческих традициях не участвуем». И мы об этом людям говорим, мягко, такой красной нитью, возвращаем правильный смысл, возвращаем русскую культуру в её исконном виде, неподменённом.

К. Мацан

— А вот, казалось бы, где тихая, такая сосредоточенная молитва на богослужении, и где народные гуляния, игра, пляски, песни, как вам кажется, это всё-таки что — это некое снисхождение Церкви к тому, что: ну, не может народ, человек не играть, не гулять, ладно уж, разрешим, но пускай будет с какими-то смыслами? Или это некое продолжение литургии в каком-то совершенно особым смысле, продолжение какой-то радости и такая естественная человеческая потребность, чтобы литургия продолжалась и за пределами храма?

В. Чухаркин

— Ну, вот вы именно в точку попали сейчас.

К. Мацан

— Я вообще молодец.

В. Чухаркин

— Да, вы молодец, браво. Вы на своём месте. (смеются) Это совершенно так. Я выше говорил о том, что многие игры, допустим, в те же самые рюхи — это такой усложнённый аналог городков, чисто мужская игра, в неё выходили после богослужения, после службы играть, на определённые праздники, после игры стол ставили где-то перед храмом. И, опять же, в этой игре оценивалось не «я там забил пять голов», а такие оценивались вещи, как чувство братского плеча, какая-то там меткая добрая шутка, какая-то поддержка товарищеская, вот это оценивалось прежде всего вообще в русской игровой культуре, во-первых. Во-вторых, посудите сами, я, допустим, ратую за то, чтобы уроки этнопедагогики, уроки русской игровой культуры, то есть русские подвижные игры были встроены в курс воскресной школы, потому что современному ребёнку крайне не хватает, скажу прямо — движухи. То есть ребёнок гаджетом пользоваться умеет, ну хорошо, сходил он на службу, после службы — чайку, после трапезы его посадили за Закон Божий, он там опять сидит в три погибели за партой, а, вы знаете, всё то же самое можно донести в движении, в традиции, в пляске, в песне, в благочестивой, в нашей русской, в нашей православной. Я же говорю: просто поиграли с детьми — семеро воцерковилось, одна крестилась. Просто, с чего? Ну вот с того.

К. Мацан

— А как это на практике выглядит? Вот какие, например, игры детские, и как они доносят какие-то смыслы, которые в итоге могут человека подвинуть ко крещению или к воцерковлению, или просто к тому, чтобы то, что раньше было сухими словами из учебника по «Основам православной культуры», стало своим, присвоенным?

В. Чухаркин

— Ну, многие игры, я сейчас не буду петь в эфире, да?

К. Мацан

— Да можно и спеть, почему нет?

В. Чухаркин

— Всё-таки многие игры сопровождаются фольклорным пением, во-первых, во-вторых, в каждой игре у нас прививается чувство такого коллективного взаимодействия, когда там мячик не отобрал и бросил, а отобрал и сначала передал другому, выручил, подставил плечо. На Масленицу, как я сказал выше, у нас тематика масленичных песнопений со славословием различным. В принципе, вы знаете, вот хороший вопрос задали на самом деле, вроде бы это не прямое участие, ну, знаете, как, допустим, слышит современный человек гусли. Вот у вас, например, каждый день звучит группа «Ладони», Максим Гавриленко, это наш соратник, Русского духовного центра в том числе.

К. Мацан

— «У нас», в смысле на Радио ВЕРА.

В. Чухаркин

— На Радио ВЕРА, да. И мы с Максимом вместе ездили на Донбасс, выступали перед ранеными, в детских садиках, в школах, в медсанбатах, в госпиталях, и просто вот сыграли на гуслях, спели там «Землю русскую». Как это работает — люди, действительно, слыша родное, обращаются к Богу, к нравственности, если хотите, к русскому культурному коду, воспринимают его. Наверное, это некая такая, знаете, это красная нить, это некая цепочка. Вроде бы играем в мячики, занимаемся фехтованием, там всякой богатырской школой, а приходим к Богу. Вот я начну с того, что все эти сюжеты, игровые взаимодействия, все это было основано и зиждилось на евангельских истинах.

К. Мацан

— У нас сегодня в гостях Всеволод Чухаркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав» и Анна Александровна Садриева, президент Фонда Императора Николая II. Анна Александровна, а дети императора Николая II играли в такие игры? Есть фотографии какие-нибудь?

А. Садриева

— Вы знаете, вообще сохранилось немало фотографий, где великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия играют и в русские игры, и вообще спортивными занимаются занятиями, там какие-то шаловливые есть фотографии...

К. Мацан

— Ну, Швыбз-то должен был играть во что-то. (Швыбз — кличка собаки княжны Анастасии)

А. Садриева

— Но напомню вам, что то, что касается цесаревича — конечно, этого мальчика, очень подвижного, игривого, приходилось очень во многом ограничивать.

К. Мацан

— Ну, он болел, потому что, да?

А. Садриева

— Да, да. У него была, как известно, гемофилия, которая передалась по линии его матери, поэтому его очень во многом ограничивали, хотя он был, действительно, очень живым, подвижным, таким шаловливым ребенком обычным. И даже, сохранились сейчас видеохроники, где видно, что даже довольно в таком подросшем возрасте на каких-то светских мероприятиях, приемах его просто даже на руках носят, потому что его здоровье не позволяло. А великие княжны были довольно подвижными, и спортом они занимались, и тем же теннисом, есть фотографии, где они и с царем-батюшкой играют, так что им это было отнюдь не чуждо, и танцами они тоже занимались. Ну, конечно, там все было переплетено, потому что вы понимаете, что все династии европейские и наши, они очень близко общались со своими и европейскими родственниками, поэтому там культуры были очень так вот включены.

К. Мацан

— В крокет тоже играли.

В. Чухаркин

— Да, в крокет играли. Вот пока Анна говорил, я подумал над вашим вопросом, действительно задумался, вы меня заставили задуматься. Могу ещё добавить в ответе, здесь дело в чём: игру, в принципе любую часть русской культуры можно подать в русле совершенно вне православия. Взяли Масленицу, как встречу весны духовной, сделали из неё там солнышко, битву зимы с весною, встречу Ярилы и так далее. Помимо всего прочего, русская игра, наверное, как и любая другая хорошая активная игра, она создаёт, опыт взаимодействия, раскрывает, то есть в некоторых играх например, не успел в воротца проскочить — твоя пара должна выйти сплясать или какое-то задание выполнить, и вот надо человеку немножко сплясать, и он, соответственно, как-то этим раскрывается, смиряется, смущается, но идёт раскрытие, идёт взаимодействие. Вот мы провели такой благотворительный праздник с Максимом Ди́вничем, известным общественным деятелем и спортсменом, приехали ребята спортсмены, мы провели такой русский праздник, движуху, и Максим мне в конце программы сказал: «Ты знаешь, во-первых, я такие чувства последний раз переживал в детстве, что вот так вот взрослые мужики, женщины незнакомые, русские люди берутся за руки в хороводе, в пляске, в танце, в плясовые игры под гармонь, и я прямо благодать испытал», вот это были слова его.

К. Мацан

— Интересно.

В. Чухаркин

— И ещё что хочу сказать: у нас часть программы, когда мы работаем с детьми, в том числе в воскресной школе, это так называемые «игры богатырские», такой богатырский блок. Вот я недавно в Музее Государя, недели две назад проводил «Богатырскую школу», это вот наша такая программа. С чего мы начали: я спросил детей: «Вы слышали про богатырей?» — «Да». — «А вот скажите, пожалуйста, в чём основная разница между нашими богатырями, это такие всё-таки супергерои, то есть люди недюжинной силы, и супергероями западными?» Мы там даже повспоминали, очень мало пришлось вспомнить, там Человек-паук, Супермен, Бэтмен и, по-моему, Капитан Америка, кто-то из родителей назвал, но это такое совсем ретро. И вот дети сразу ответили на вопрос, в чём разница.

К. Мацан

— Так, и в чём?

В. Чухаркин

— В том, что те американские герои — это вымышленные персонажи, а все наши богатыри — это реальные персонажи. Ну, естественно, какой главный русский богатырь — Илья Муромец. А как он окончил жизнь? Не в фитнес-клубе, не тренером на дружинной заставе богатырской, а монахом, в монашестве, и упокоен в Киево-Печерской Лавре, как мы знаем. Так вот, и мне дети задавали вопросы: а как стать богатырём? Может, как-то надо правильно питаться? Как вообще они жили, как они тренировались? Какая-то у них была там спортивная диета? Какая диета у Ильи Муромца могла быть? Я сказал так, что в постные дни — постное, в не постное дни — скоромное, вот и всё. А как он жил? Ну, в первую очередь, благочестиво. Так вот, спрашиваю детей, это вот в преддверии урока по историческому фехтованию, по стрельбе из лука, по играм опять же, активным, подвижным, игровым поединкам, я говорю: «Дети, богатырство, вот эта богатырская сила, она в чём — она в мышцах, там какие-то большие бицепсы, трицепсы?» — «Нет». Я говорю: «А в чём?» — «Ну, это сила, которая откуда-то вот даётся». — «Хорошо, а откуда? Ну, то есть, если это сила такая правильная, позитивная, добрая сила, не злая, светлая сила, сверхсила извне, значит, откуда она?» Ну, конечно, все дети говорят: «От Бога». Я говорю: «Дорогие дети, а какой орган в нашем теле, в нашем организме отвечает за связь с Богом, именно орган?» Говорят: «Душа». — «Нет, душа — это не орган». — «Сердце». Я говорю: «А в какое сердце Господь Бог может дать вот это богатырство?» — «Ну, чистое». Сердце чистое созижди во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей«.

К. Мацан

— «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Спаситель в Нагорной проповеди.

В. Чухаркин

— Совершенно верно, аминь. И вот через это потихонечку вы раскручиваете этот клубок, соответственно, чтобы быть богатырём: с чего надо начать день, как день нужно проводить, и только после этих рассуждений, ответов...

К. Мацан

— И только потом режим тренировок?

В. Чухаркин

— Да, уже мы входим в режим. Я как-то приехал в школу, и вот там одна девочка у всех отбирает мячик, не даёт, не пасует. Ну, в конце собрались — «А вот с такой девочкой все хотят дружить?» Все такие: «Нет!»

К. Мацан

— Бедная девочка.

В. Чухаркин

— Бедная девочка, да. Но эта девочка потом, это было в середине программы, но к концу программы девочка сказала: «извините, я вот там...», так дала понять, что она не права, уже включились у неё такие элементы товарищества, то есть просто дали понять, что помогай, давай, подставляй своё плечо, передавай мячик, помогай товарищу, потому что многие игры, действительно, они на помощь, там нет конечного победителя. И ещё мне вспоминается случай с академиком Павловым, с собачкой Павлова, условный и безусловный рефлекс: в детстве он очень сильно болел, и один батюшка его предложил у родителей забрать, я вот сейчас не вспомню, в монастырь или нет. И вот в течение какого-то периода с маленьким мальчиком, будущим академиком Павловым, этот батюшка занимался чем? Первое — трудотерапия, он зимой чистил снег, дрова колол, носил, еще что-то делал, и играл в русские игры, в том числе в лапту, в городки. Когда Павлов уже был академиком, и принимая на работу врачей, медиков, вместо того, чтобы как-то иначе оценить, хотя бы по условным и безусловным рефлексам, он давал в руки биту и говорил: «Вот там городки — кидайте». И по тому, как человек эту биту бросил в городки, он как-то оценивал будущего потенциального специалиста, то есть он русской игре подвижно отдавал фундаментальное значение, Павлов. Просто один из примеров. Поэтому всех родителей прошу: дорогие родители, дорогие отцы и братья, братья и сестры, играйте со своими детьми! Повторюсь, что детям, действительно, движухи очень не хватает. Очень не хватает.

К. Мацан

— Вот мы сегодня говорим о рождественских ёлках, которые пройдут в первых числах января, со 2-го по 5-е и 7 января в Музее Императора Николая II и на территории самой усадьбы Струйских в Москве в Токмаковом переулке, где этот музей располагается. Ну вот те, кто заинтересовался, те, кто хотят прийти, где искать о вас информацию и что для этого нужно?

А. Садриева

— Информацию о самой ёлке очень легко найти сейчас на сайте Музея Императора Николая II, прямо сразу его открываете и баннер будет перед вами. А также на сайте Русского культурного центра «Стоглав», вот на этих двух сайтах очень легко сейчас найти информацию об этой ёлке. И с 24 декабря информация также появится на сайте Радио ВЕРА, так что вот, пожалуйста, милости просим. Ещё хотела бы рассказать, что все мероприятия, которые проводятся на территории усадьбы Струйских, в музее Императора Николая II, мероприятия, организованные Фондом Императора Николая II — это всё культурно-просветительские и благотворительные мероприятия, все собранные средства, весь доход идёт на содержание музея, так что участвуя во всех наших мероприятиях и праздниках, и лекциях, и посещая наши концерты, вы одновременно делаете ещё и доброе дело — помогаете развитию и процветанию Музея Императора Николая II. Так что вот всех приглашаем. Ещё такой маленький момент, который мы решили сделать в этом году: не у всех, конечно, людей есть дети, но кто-то, может быть, хотел бы тоже принять участие в таком добром деле, как наша рождественская ёлка, и мы сделали такое партнёрское предложение совместно с благотворительным фондом «Мои друзья»: можно приобрести билет для подопечных фонда «Мои друзья», и этот билет будет передан деткам нуждающимся, родители которых не в состоянии приобрести этот билет, или тем, у кого и вовсе нет родителей, так что если кто-то хочет сделать доброе дело, такая возможность тоже есть.

К. Мацан

— Ну что ж, спасибо огромное. Будем ждать этих ёлок, и всех, кто в Москве в эти праздничные дни, приглашаем, ещё раз напомню, в Музей Императора Николая II. У нас сегодня в гостях был Всеволод Чухаркин, руководитель Русского культурного центра «Стоглав», и Анна Александровна Садриева, президент Фонда Императора Николая II. В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо, до свидания.

В. Чухаркин

— С Богом.

А. Садриева

— С Богом.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем