
1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Те, кому посчастливилось наблюдать, как плавают парусные суда, не мог не обратить внимания, что все паруса — надутые, а не «категорически-идеально-прямые». Только такая форма обеспечивает парусу максимальную тягу — изогнутый профиль заставляет поток ветра пройти более длинный путь, чем с подветренной стороны. Перетянутый парус ведёт к раннему отрыву потока и как следствие — турбулентности позади, что ещё более уменьшает и без того ослабленную тягу.
Образ надутого паруса поможет нам лучше понять отрывок из 7- и 8-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 7.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Глава 8.
1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
Ну и при чём здесь надутый парус — спросите вы? Дело в том, что смысл отрывка, который мы только что слышали, — именно в правильности определённого «подраслабления» натянутости «парусов» христианского благочестия — когда этого требует любовь к ближнему. Именно поэтому апостол Павел допускает возможность поздних браков, повторных браков после смерти одной из сторон — что, конечно же, существенно «ослабляло» предельно натянутую струну аскетической нацеленности некоторых радикальных христиан из коринфской общины.
И об этом же — тема, связанная с идоложертвенной пищей. «Идол в мире — пустышка, ничто» — и, казалось бы, христианин может без всякого сомнения вкушать любое мясо. Но — и здесь апостол делает поправку — ради того, чтобы не смутить своего брата, лучше подослабь канаты — и воздержись, не вкушай, чтобы лишнего соблазна не было. Так же поступает и любящий родитель, не высмеивающий наивность ребёнка, испугавшегося страшного персонажа в мультике, — но садящегося рядом с боязливым дитём и успокаивающего его, пока он крепко не заснёт.
В продолжение «парусной» метафоры звучат и последние, завершающие слова: ἡ γνῶσις φυσιοῖ ἡ δὲ ἀγάπη οἰκοδομεῖ (Α΄ Κορ.8:1). Смотрите, какая потрясающая игра слов: φυσιοῖ («раздувает, как мехи кузнеца») противоположно οἰκοδομεῖ («строит дом»). То есть бездушное, бессердечное, формальное знание — «пучит», «раздувает» или по-славянски «кичит» — в то время как любовь «домо-строительна», созидательна.
И в завершение хочется привести гениальный афоризм преподобного Максима Исповедника: «Θεολογία ἄπρακτος, δαιμόνων θεολογία ἐστίν» — «богословие без дел бесплотное — бесовское богословие». От чего да сохранит нас всех Господь!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то я встретил один афоризм — и он очень мне понравился, потому что он созвучен словам апостола Павла из 12-й главы послания к Римлянам — отрывок из которой сегодня читается за богослужением в храмах. А звучит афоризм так: «Кто идёт в ногу с веком сим, тот опоздает в вечность». Давайте послушаем отрывок и продолжим наши размышления.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Апостол Павел противопоставляет две «жизненные стратегии»: «по миру сему» — и по Божьей воле. Другими словами, для него принципиально важным является то, в какой «системе координат» человек существует: сообразно окружающему миру — либо сообразно Евангелию.
Если с «миром сим» всё более-менее понятно и знакомо — для большинства — то вот со следованием воле Божией — всё сложнее. Давайте внимательнее всмотримся в то, как именно описывает апостол Павел самое существо Божьей воли.
Итак, воля Божия — «ἀγαθὸν καὶ εὐάρεστον καὶ τέλειον». Благая, угодная и совершенная. И сразу — вопросы: оказывается, нет единого понимания в этимологии корня «благой» — ἀγαθὸν. Интересна версия о том, что в основе лежит корень ag- «угодный или годный». Воля Божия — то, что «вполне годится», «в самый раз», — если совсем упростить.
Второе слово — εὐάρεστον — εὖ «хорошо» + ἀρέσκω «подгонять, прилаживать», «делать подходящим». Неожиданно, не так ли? Одна только деталь — для кого — подходящим?
И, наконец, третье слово — τέλειον — «полноценный, достигший цели», «исполненный до конца замысел».
Теперь попробуем «переговорить» эти три ключевых понятия на доступном русском языке. Сразу понятно, что воля Божия не выступает «антагонистом» по отношению к человеку как таковому: задача Господа — не «проутюжить», или «закатать» под асфальт человека Своей безграничной властью, а, напротив, помочь ему «сбыться», состояться. И следоваение Его воле — совершенно соразмерно человеку, «по нему сшито» — то есть учитывает все те «вводные», которые у каждого из нас имеются. Наша, самостоятельная воля, всегда «подпорчена»: костюмчик, который мы сами для себя «кроим» своими руками и подручными инструментами, никогда не будет нам «впору» — не только потому, что руки... ну немного кривоваты, но и потому, что весь инструментарий — подпорченный, далёк от идеального. Как ни крои, сколько много материала ни изведи — то узко, то обвисает. И всё — «не в пору!»
Как же нам научиться следованию воле Божией — тому самому замыслу Творца о каждом из нас, который только и позволяет нам «сбыться» максимально? Ответ — в завершающих сегодняшнее чтение словах апостола: не думать о себе слишком много. То есть — не смотреть на самого себя, как на собственный, авторский проект — а предоставить самих себя Богу как послушный Ему, нашему Господину и Мастеру, податливый материал — только в руках Которого и может быть вылеплена Им — а не только нами! — самая «годная» для нашей личности форма!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о пути к Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святителя Николая Сербского «Сто слов о любви к истине» говорили, о чем стоит помнить христианину на пути к Богу.
Разговор шел о евангельской вести, о значении покаяния, а также о других важных духовных темах.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«История Московского Епархиального дома». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел об истории Московского Епархиального дома, в котором проходил Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных Поместному Собору 1917-18 годов.
Первая беседа с Алексеем Бегловым была посвящена подготовке к Всероссийскому Поместному Собору;
Вторая беседа со священником Евгением Агеевым и Юлией Бирюковой была посвящена церковным соборам, последовавшим за Всероссийским Поместным Собором;
Третья беседа с протоиереем Александром Троицким, священником Ильей Соловьёвым и священником Евгением Агееым была посвящена исследованию биографии участников Всероссийского Поместного Собора;
Четвертая беседа с протоиереем Константином Зелинским и священником Евгением Агеевым была посвящена значению изучения биографий участников Всероссийского Поместного Собора на примере одного из участников — учителя Федора Кашменского.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер