
У нас в гостях была редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы Ирина Ковалёва.
Мы говорили о вдовстве: как пережить потерю близкого человека и преодолеть горечь расставания — и как в этом могут помочь вера и Церковь.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— Добрый «Светлый вечер». Сегодня с вами Анна Леонтьева. Мы, как всегда, говорим о семье. У нас в гостях Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Добрый вечер, Ирина.
И. Ковалева
— Здравствуй, Аня. Добрый вечер, радиослушатели.
А. Леонтьева
— Я должна сказать, что я очень ждала этого разговора, я страшно волнуюсь. И это немножко необычный формат — мы сегодня решили обменяться опытом, можно сказать, опытом горя и опытом выживания в этом горе. Ирина предложила назвать передачу «Это светлое слово „вдова“». Мы будем говорить о вдовстве, о том, как выжить в этой ситуации, о том, как обрести радость жизни. Но это я говорю какие-то банальные слова. На самом деле, это просто наш опыт. И мы, наверное, будем существовать не в интервью, а в диалоге, потому что я тоже вдова. В 2014-м году мой муж погиб в автокатастрофе. Но мы хотели бы, конечно, чтобы этот вечер все равно был светлым, и мы хотели бы принести, как всегда в передаче, пользу. И поговорить об этом так, чтобы кому-то от этого, может быть, стало легче.
И. Ковалева
— Анечка, ты знаешь о том, что у нас с тобой 2014-й год — это такой знаковый, трагичный год. У тебя произошло событие летом...
А. Леонтьева
— Водораздел.
И. Ковалева
— Да. У тебя летом, а у меня в мае. И это, действительно, жизнь, которая разделилась на до и после. И, действительно, ничего не меняется — прошло у тебя и у меня 7 лет, а всё это было как будто вчера. Почему «светлое слово „вдова“» — мне как-то очень хотелось немножко сразу развеять мифы и, может быть, развеяв эти мифы, помочь всем остальным женщинам, у которых произошла подобная ситуация. Вдова — оно как-то мрачно. Помнишь, ты мне тогда в том 2014-м году, по-моему, осенью мы с тобой созванивались, и ты предлагала какой-то фонд/не фонд, какую-то общественную организацию, которая, ну, что-то такое — помогать женщинам, но вдовам. И ты какое-то название, я уж не помню, «Вдовство», что-то такое. Идея была классная — помогать, но сам момент разговора и вот того, что мы с тобой такие приговоренные, пригвожденные, пришпиленные кнопкой.
А. Леонтьева
— Да, я понимаю, о чем ты говоришь.
И. Ковалева
— Да, пришпиленные кнопкой. Мне это совершенно не хотелось, я просто в каком-то ужасе думала: нет, нет-нет, только не называйте меня вдовой. Прошло сколько лет, я не боюсь слова «вдова», но и...
А. Леонтьева
— Но и не полюбила это слово.
И. Ковалева
— Но и не полюбила, совершенно верно. Немножко другое изменение, состояние, наверное, какое-то произошло. Давай немножко, коль мы начали такой разговор, что у нас 2014-й год это водораздел, мы с тобой сестры по вдовству, давай как-то так: я тебя буду спрашивать, а ты меня. Давай немножко сравнивать, если так возможно: а у тебя, а у меня...
А. Леонтьева
— Да-да. Потому что, видишь, даже с самого начала мы все равно разные. Мы сестры, но мы разные, потому что для меня слово «вдова», знаешь, оно библейское — вот эта лепта вдовы, оно подсвеченное таким библейским светом, что Господь не оставляет сирот и вдов. Вот с этой точки зрения оно как бы очень возвышенное для меня.
И. Ковалева
— Ну вот, да, в этом разница. Может быть, потому что... Ну, на самом деле, не знаю, почему. Я просто всё размышляла над тем, собственно... Вот да, страшная ситуация — у тебя Олег погиб внезапно, у меня муж Андрей болел. И это совершенно не меняет ситуации в том, что все равно смерть внезапна — как бы ты ни пытался подготовиться к ней, это все ерунда, ни к чему ты не подготовишься никаким образом. Да, библейский контекст — ну да, так Господу Богу угодно, так всё это сложилось. Но, понимаешь, та ситуация, когда произошла со мной, и мне кажется, тут мы с тобой абсолютно одинаковые — ты не понимаешь, как жить дальше. Это такая банальная фраза: как жить дальше? Она не только вдовства касается, но и многих других...
А. Леонтьева
— Да, любое горе, которое выбивает.
И. Ковалева
— Но ты и я — мы с тобой обменивались, говорили про это — наступает тот момент, когда ты не просто не понимаешь, как жить, а ты не понимаешь, как дышать.
А. Леонтьева
— Совершенно верно.
И. Ковалева
— Я, например, тогда, в первые дни после смерти мужа, столкнулась с тем, что я заходила в магазин, вот никогда не забуду — я зашла в аптеку, что-то мне нужно было типа валерьянки или корвалола купить, и я зашла в магазин, и я не понимала, что там делать. Я просто тупо стояла, я не понимала алгоритм шагов, движений, слов, которые нужно произнести. То есть тебя реально разрубает. Мне кажется, даже не пополам, а какая-то бо́льшая часть берет, и она просто отпадает, а ты без этой части не понимаешь, как чего, куда двигаться дальше-то? Немножко о мрачном хочу сказать. Ужас положения. Почему, может быть, я тогда к слову «вдова» относилась очень тяжело — ужас заключается в том, что ты с потерей очень близкого человека встаешь перед бездной — она априори перед тобой открывается, вот эта черная, страшная, мрачная. И не просто встаешь перед этой бездной — ты начинаешь в эту бездну вваливаться. Не осознавая. Тебе кажется, что тебе нужно срочно справляться — вот тут ты меня наверняка точно поддержишь — тебе нужно срочно справляться с какими-то текущими проблемами квартир, каких-то денег, каких-то ситуаций, которые нужно... И ты вроде справляешься с этими ситуациями — ты же сильная, тебе надо поддерживать детей.
А. Леонтьева
— Ты же герой.
И. Ковалева
— Да, ты же герой. Ну, куда теперь деваться? Господу так угодно. И в этой суете будней ты вроде живешь, ты вроде как бы справилась уже, всё же получается — и совершенно не понимаешь, что ты вваливаешься в эту стоящую перед тобой черную бездну. Причем эта бездна может быть совершенно разной. Это может быть алкоголь, это могут быть антидепрессанты, это может быть гиперопека над детьми, родителями и теми близкими людьми, которые рядом с тобой. И мало того что ты как бы в эту бездну вваливаешься — ты же тянешь за собой всех остальных, которые рядом с тобой. И вот как этот момент осознать? Мне кажется, только каким-то... Наверное, всех женщин хочу даже не предупредить, а как-то подсказать, что смотрите внимательно за тем, что происходит с вами. Смотрите внимательно на то, что происходит с окружающими вас людьми. Вот, у меня с сыном, с мамой, с папой. Потому что когда они пытались мне что-то объяснить и что-то подсказать, я говорил: «Ребята, вы просто не понимаете. Всё прекрасно». Сло́ва «прекрасно» я не произносила, я говорила: «Я живу, я выживаю, мне надо выжить. Вы не понимаете, что в той ситуации, в которой я сейчас оказалась, мне надо пройти все эти самые шаги». А мне говорили: «Что ты делаешь? Остановись. Это не то, это неправильно, это не так». Это очень важный такой момент. Я думаю, что твоя бездна тоже, наверное, манила и тащила. Как у тебя было?
А. Леонтьева
— Да. Я думаю, что она не просто манила и тащила. Вообще, я говорю всегда в таких ситуациях, что когда тебя толкают в бездну, то у тебя есть два варианта: либо туда падать, либо отрастить крылья прямо вот на ходу. Мой старший сын, который в этой аварии потерял правую руку с плечом, он предпочел второй вариант. То есть он вышел из Склифа, сел в трамвай, поехал на свой философский факультет МГУ, окончил его с красным дипломом, пошел в магистратуру МГИМО, окончил ее с красным дипломом. Нашел работу. Он красивый, успешный, помогает семье и мне. То есть эти крылья, я даже не ожидала, потому что он достаточно избалованный был — ребенок из благополучной богатой и любящей семьи. А что касается меня — да, я в этой бездне пребывала. И у меня случилась такая неожиданная штука. Очень скоро после ухода Олега мне позвонил редактор радио «Вера» Андрей Тарасов и сказал: «У нас новая рубрика. И твои тексты приняли». Это была рубрика «Частное мнение». И я поехала на радио. Голос у меня, конечно, дрожал, с третьего раза только я смогла что-то прочитать. Два раза я выскакивала в слезах из этой прекрасной студии. И, знаешь, я пыталась все время найти, зацепиться за что-то — падая в эту бездну, я пыталась коготками за что-то зацепиться и нужно было найти что-то, что не было бы связано с мужем. И оно было бы очень хорошее, но не было бы с ним связано. Но этого не было — вся жизнь, все 20 лет были связаны с Олегом, они прошли под его таким крылом мощнейшим. Да, мы сидели на плече и болтали ножками. И радио «Вера» с этими текстами, поверишь ты или нет, оно стало для меня вот этой самой лечебницей. То есть это стало такой территорией, где нет Олега — где только я. И это меня стало спасать. То есть я с трудом тащилась раз в месяц, читала 10-15 текстов и выходила уже в такой перезагрузке — я чувствовала, что я нашла зацепочку за жизнь.
Как ни странно, дети при этом не были такой зацепочкой. Я очень их люблю, любила и, конечно, я тут же расправила, как мне казалось, свои мощные крыла. И тоже я помню, что я ехала за рулем и руки дрожали, но вид был героический, потому что все окружающие требовали от меня героизма. И я не понимала, что мне нужно поплакать. То есть плакала я непрерывно, но я не понимала, что мне можно показать это — я перед детьми была героем. Мамочка тоже не сразу сориентировалась, что происходит, как меня поддержать, и она все время ворчала: «Почему ничего не происходит, надо, чтобы что-то происходило». Я говорила: «Мама, посмотри, как здорово — я убрала посуду в посудомоечную машину и нажала на кнопочку. Ну, круто же. Я же это сделала». Вот настолько не было сил ни на что. Знаешь, хотела тебя спросить такую вещь. Когда происходит такое событие — ведь мы молились, мы же в церковь сколько лет ходили, — не было ли у тебя таких жестких вопросов к Богу типа «за что?». Люди еще говорят «зачем?». Это тоже такой довольно бессмысленный вопрос. Задавала ли ты их?
И. Ковалева
— У меня было другое состояние. Я все время пыталась открутить эту ленту назад. У меня не было вопросов к Богу «зачем?», «почему?», «за что?», кара, наказание — я все время упорно уговаривала Бога: ну давай, открутим назад, давай вернемся туда. Если бы я вернулась туда, я бы сделала вот это, вот это и вот это. Очень интересная деталь — ты сказала по поводу того, что место, территория, состояние, где нет Олега, где нет мужа ушедшего, — а я просто вспоминаю эти вот первые дни, первое шоковое состояние. Я думаю, что, наверное, женщины, которые с этим сталкивались, наверное, вспомнят то же самое — я очень хотела избавиться от его вещей, причем это было настолько маниакальное. То есть был момент, я позвонила маме, подруге, сказала: «Мама, приезжай, убирай все вещи». У меня была гора невыглаженных его рубашек, я попросила подругу выгладить эти рубашки и убрать куда-то, спрятать. Почему? Потому что я все время наталкивалась — на его зажигалку, на его очки. И вот это столкновение с ним — это прямо реально: передо мной лежит его очечник, книжка с закладкой с его — и всё, и у меня начинается просто даже не истерика, это даже не слезы, а...
А. Леонтьева
— Спазм.
И. Ковалева
— Да, спазм. Ты просто вообще не понимаешь, что делать дальше-то? По поводу того, что мы ходили в церковь. Тоже этот интересный момент, про который я тоже хотела бы сказать женщинам, чтобы они были внимательны. Я ходила в церковь, я исповедовалась, причем я исповедаться пошла — утром нам позвонили в 8 утра, сказали о том, что Андрея не стало, и я пошла на исповедь на следующее же утро. Причем пошла на исповедь к отцу Артемию Владимирову, то есть к такому священнику с большим именем, который тем самым крылом как бы мог бы меня закрыть. Но я уже потом это поняла, что это было всё совершенно мертвое, то есть какая там исповедь — ты вообще ничего не чувствуешь, ты вообще не... Понятно, что это нужно, все равно Причастие, все равно Тело и Кровь Христовы, но это все равно... То есть не ждите от Церкви каких-то ответных действий, ответных ощущений. Вы будете плакать, вы будете стоять на коленях, вы будете молиться, а в ответ ничего. Как кажется нам. А где? Даже без вопросов, будет этот вопрос «зачем мне это?», «за что мне это?», но ты же бросился к Богу: мне плохо, я к нему бросаюсь. А Ты где? Бог, а Ты где в этот момент? Наверное, слово «нормально» не совсем нормально в данной ситуации, но так есть. Мне кажется в том состоянии, в котором мы тогда с тобой пребывали, почувствовать, громко говоря, Бога, наверное, невозможно.
А. Леонтьева
— Милость такую.
И. Ковалева
— Да, милость, благодать, ощутить ее. Но ее все равно надо пытаться, ее надо пытаться искать и как-то туда подползать каким-то образом.
А. Леонтьева
— Я напомню радиослушателям, что с нами сегодня Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Я надеюсь, наш звукорежиссер запаслась достаточным количеством корвалола, потому что беседа, что называется, на разрыв аорты. Ты знаешь, я согласна с тобой в том, что милость очень сложно почувствовать, милость Божью очень сложно почувствовать, когда тебе нестерпимо больно. Наверное, я даже немножко заострю этот вопрос. На какой-то момент кажется, что Бог это какая-то страшная сущность, которая без наркоза разрубила тебя пополам без предупреждения, и смотрит, как ты выживешь в этой ситуации, потому что, действительно... Но вокруг нашей семьи после ухода Олега сомкнулся очень мощный круг друзей. И я хочу тебя спросить. Все люди старались как-то поддержать, но они не знали порой, как это сделать — не потому, что они какие-то черствые люди, а потому, что только мы с тобой можем понять или кто-то со схожим горем может понять, как поддержать вдову. И я завела себе, поскольку я пишущий человек, завела себе такую тетрадочку и записывала самые крутые утешалки. Знаешь, типа «ну что ж, за большое счастье приходится платить».
И. Ковалева
— Прекрасная утешалка.
А. Леонтьева
— Или «держись, будет еще больнее». Ну вот, хочется сразу сказать: еще больнее, ну вот, можете гробик заранее поставить в уголочек, я там прилягу. А вот какие у тебя были утешалки — как не нужно разговаривать с женщиной, потерявшей мужа? Были у тебя какие-то наблюдения?
И. Ковалева
— Да, были утешалки. Ты знаешь, у меня как-то так сложилось, тоже такой момент был. Опять возвращаюсь к тем первым минутам, когда эта беда происходит. Ты же была далеко, на расстоянии от того, и важно было, кто оказался рядом. Я, когда всё это произошло, позвонила в первый момент маме, потом его маме, сказала те слова, которые могла произнести. А третий звонок был моей ближайшей подруге, я ей сказала только то, что произошло. И ее ответная реакция была абсолютно для меня тогда и спасительной и нормальной, и адекватной. Она сказала: «Я сейчас приеду». И мы весь день ездили оформлять документы, всё вот это, много этих событий. Я еще потом вечером ей сказала, что какое счастье, что у нас такое бюрократическое государство, так много было много всевозможной необходимости всё это выполнить. И вот эта моя ближайшая подруга Лерка, это актриса нашего театра Валерия Геннадьевна Олефир, вот, понимаешь, когда рядом с тобой такие люди, то, в принципе, уже неважно, какой ты. Самое важное, кто рядом с тобой. Вот тогда я это вдруг поняла. Вот как совет, утешалки, что людям делать, когда эту отрубленную часть заменить невозможно. Ну, вот по законам физики — у тебя отрубили эту половинку, и ты начинаешь заваливаться на ту сторону. Встань рядом и просто стой. Молчи, ничего не говори.
А. Леонтьева
— Прекрасно ты сказала.
И. Ковалева
— Молчи, ничего не говори — делай то, что надо делать. Если мне надо делать шаг, делай этот шаг вместе со мной. Если тебе нужно поднять руку — поднимай эту руку вместо меня, то есть вместо этой отрубленной руки. Собственно, это был первый момент того, что происходило. Вот ты говорила про Бога, о том, что Он такой страшный, ужасный.
А. Леонтьева
— Он видится в этот момент так.
И. Ковалева
— Да. А я уже потом, пытаясь всё это осознать, для себя нашла очень интересную такую формулу что ли: Господь с нами, Господь нас ничему не учит, Господь нас не наказывает, вообще, Господь за нас ничего не делает. Единственное, что делает Господь — это пытается нас спасти. Ну, вот таким вот образом Он пытается нас спасти — нету других задач у Бога, вот это возлюбленное дитя. И ты говорила о трагической ситуации, я тоже говорила о бездне. А я хочу немножко всё в светлую сторону перевести, потому что мое выползание из бездны тоже связано с друзьями. И ситуация совершенно трагикомическая, прямо реально можно снимать такой комедийный сериал. Из Одессы приехала моя подруга, которая поселилась рядом со мной, сняла квартиру. И она искала священника, чтобы выбрать себе духовника. И вдруг она в один вечер мне звонит и говорит: «Слушай, пойдем учиться в воскресную школу для взрослых». Я говорю: «Катя, ты сумасшедшая». Я прямо такими словами говорила: «Катя, у меня высшее образование». Мы с тобой, Анечка, окончили МГУ, то есть что такое образование, мы пониманием. И она меня уговаривала долго, она меня уговаривала меня, наверное, недели две, всё звонила: «Надо съездить на собеседование, я тебе покажу эту школу, я тебе покажу этот храм». Я ей говорю: «Отстань. Возьми и отстань от меня. У меня всё в порядке, у меня есть храм, у меня есть священник, у меня всё есть». В один прекрасный момент, это было 4-го октября 2014-го года, она реально приехала ко мне, взяла меня за руку, посадила в машину. Причем, вот ты говоришь о том, осознают ли люди, что надо спасать человека? Помочь ему спастись, помочь Богу в данный момент? Я не очень уверена. Мне кажется, она исходила из каких-то то ли интуитивных чувств, то ли какого-то внутреннего состояния. И она меня привезла на первый урок в воскресную школу Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, просто реально взяла и привезла меня туда. Я в состоянии, как мне казалось, адекватном, на самом деле, не совсем вменяемом — какой-то храм, какие-то люди, у них какой-то молебен был. Я никого не знаю, я вообще не понимаю, что здесь они делают, зачем они сюда пришли. Перед занятием мне говорят: «Вы собеседование прошли?» Я говорю: «Какое собеседование, вы о чем говорите? Я буду собеседоваться? О чем, о поступлении в воскресную школу? Вообще, что за анекдот такой?» И мне говорят: «Ну ладно, не были на собеседовании. Идите, вон там директор школы, напишите у нее заявление». И мимо меня проносится, знаешь, «дыша духами и туманами», такой шлейф ауры, «в шумном платье муаровом по аллее олуненной» очень красивая женщина на каблуках 12 сантиметров в красивом платье (не вечернем, но очень красивом платье). Мне говорят: «Вот-вот, это директор воскресной школы для взрослых». У меня что-то такое щелкнуло: странная здесь воскресная школа. Начинается занятие. Причем у меня тоже такой момент: они сумасшедшие — эти люди, которые устроили эту воскресную школу, они реально ненормальные. 4 часа в воскресенье взрослые люди будут тратить на что? На Закон Божий? На песнопения, на какие-то закорючки, нотки? И проходит один урок, второй, я так тихо думаю, как бы мне слинять потихонечку. Но мне становится в какой-то момент: а дальше что? А еще дальше что? И последним четвертым уроком в тот день был, как я потом сказала, контрольный выстрел в голову, вот именно в голову. Это было основное богословие, страшно произнести только одно это слово «основное богословие», это был урок нашего настоятеля, отца Валентина Тимакова. И мне стало интересно. Вот этот вот момент, через который к нам приходит спасение, через который Господь нас подводит к спасению. Ты вот сказала о том, что нужна территория, где нет Олега. А я поняла, что я могу спастись только тем, что мне что-то стало интересно. И почему выстрел в голову — потому что это на уровне рационального сознания. Поз-на-ние.
Если ты вдруг включил вот этот интерес что-то узнавать, а еще то, что узнается, это еще связано с Богом — вот тут по этой ниточке, которая постепенно становится таким большим канатом, а потом и широкой лестницей, ты, собственно, из этой бездны начинаешь выбираться. Про творчество. Ты сказала, что ты записывала. А я вообще ничего не могла писать. Насколько я любила всегда, насколько я всегда говорила о том, что лучшего занятия, чем складывать слова в предложения и записывать, не существует в этом мире, но я, наверное, не писала года два или три. Вот так. И вот, понимаешь, Господь, ничего не решая за меня, ни в чем меня не ущемляя, мою свободу, взял и подвел к спасительной дверце: по-зна-ние. Надо учиться. Надо делать собственную жизнь вот в этом узнавании Бога. Ну, я долго могу говорить о нашей воскресной школе, потому что она даже не то что мое спасение, а она вдруг стала тем путем, в котором и творчество включилось и жизнь началась. И что самое главное, вот это ощущение приближения Бога, а я же ходила в церковь, у меня же был духовный наставник, я исповедовалась, причащалась, — а это всё вдруг приобрело реальное живое ощущение: в послушаниях, в пении, в чтении, в каком-то... Ну, сейчас, я уже признаюсь честно, и в преподавании в этой воскресной школе, про которую я говорила «нет, нет, не надо вообще». Там масса была совершенно смешных анекдотических ситуаций, когда я на первой сессии, а воскресная школа для взрослых это экзамены, это сессия. То есть, представляешь, нам, взрослым людям, мало того что за парту затащили, а нам еще и экзамены надо сдавать. Я никогда не забуду, у нас такая семейная история, как мне ребенок, когда я позвонила в 10 утра, шепотом начала говорить: «Саша, быстро, желтенькая тетрадка, открывай ее, такая-то страничка. Расскажи мне, пожалуйста, ипостаси Бога. Давай быстро, я записываю». Он говорит: «Мама, почему шепотом?» Я говорю: «Я из-под парты звоню». (Смеется.) Вот была такая анекдотическая ситуация. Но если говорить, возвращаясь опять к твоим словам, мне они, конечно, очень понравились, что ты приходишь на молитву, ты приходишь на исповедь, а что дальше-то? Я сопротивлялась очень долго. Сопротивлялась этому ощущению благодати, ощущению благости Божьей. Наверное, полтора года я в нашей школе в нашем храме пыталась что-то делать, пыталась подключиться под какие-то послушания, что-то там в храме, но всё было какое-то малоощутимое — ты живешь, а при этом ты все равно как-то не осознаешь себя в этом мире. И вот произошла Пасха 2016-го года, я никогда не забуду. У меня была какая-то сложная ситуация на работе, у меня было всё очень плохо. Ребенок уехал к бабушке с дедушкой. И я вдруг поняла, что Страстную неделю я встречаю одна. Я просто реально одна. Я думаю: всё, я буду одна ходить в храм каждый день, вот на все службы я буду в храме. Я всё ходила и ходила, и пребывала в таком даже не полусонном, причем я же не очень понимаю, что происходит на службе — ну да, о чем-то поют, ну да, Евангелие читают, какие-то вещи такие... И вот наступает Пасхальная ночь. А я записалась на все послушания, я мыла полы, посуды, свечи раздавала, убирала всё. И наступает пасхальная ночь, 5 утра 1-го мая 2016-го года. У меня даже эти даты отразились. Мы выходим на улицу после пасхального богослужения, и я вдруг понимаю, что я благодать Божью держу на руках. Причем не просто держу на руках, а я ее всем вам могу отдать. И Андрей рядом и все мои друзья рядом, и вот он здесь рядом со мной с этой благодатью, вот он делится. И это был, конечно, переворот. То есть я только благодаря Богу, естественно, то есть мои усилия были только с Его помощью, с Его маленьких подталкиваний. Ну, вот так вот, наверное.
А. Леонтьева
— Потрясающий рассказ. Я напомню, что сегодня с вами Анна Леонтьева. Мы говорим о семье. У нас в гостях Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Мы говорим об этом светлом, как ты сказала, слове «вдова». Не уходите от нас, мы вернемся к вам ровно через минуту.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с вами Анна Леонтьева. Мы говорим о семье. В данном случае мы говорим о таком тяжелом, но хотим подать это со светлой стороны, так сказать, явлении, как вдовство. У нас в гостях Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Наверное, скажу еще, что это моя однокурсница и напомню, что Ирина предложила назвать эту передачу «Это светлое слово „вдова“». Это очень парадоксальная фраза, но мы пытаемся обменяться опытом и рассказать о том светлом, о том, что помогло нам выкарабкаться из бездны. Это очень важный такой... Кстати, про утешалки. Мы сказали про утешалки, я тоже хотела вставить словечко. Вот ты сказала, что твоя подруга сказала «я выезжаю» после того, что с тобой случилось, муж ушел, и она сказала «я выезжаю». А у меня среди вот этого бешеного количества очень смешных утешалок, которые я просто реально не могла слышать, кстати, среди них утешалка «ты моя героиня» — это всё, это меня сгибало прямо пополам. Потому что сверху еще немножко героизма...
И. Ковалева
— А почему сгибало? — потому что это неправда. Да не героини мы — маленькие слабенькие, нам надо не героизма.
А. Леонтьева
— Да-да. И хорошая фраза, которую сказал просто какой-то знакомый парень, который мне позвонил, он ничего не говорил, никаких специальных слов, он просто сказал: «Запиши мой телефон». И как бы всё что угодно. Ну, хорошо. Такая тоже тема — дети. Хочу спросить. Твой сын тоже ходил в церковь? Как он вообще воспринял это по отношению к вере или, может быть, это был какой-то другой момент...
И. Ковалева
— Я сейчас расскажу трагическую ситуацию, которая на самом деле очень светлая, но трагическая. Андрея не стало 20-го мая. А родной брат моей свекрови, которой сейчас тоже уже нет, Царство ей Небесное, это священник храма на Ордынке Всех скорбящих Радость, отец Даниил Калашников, пожилой такой батюшка. И мы в этом храме Всех скорбящих Радость на Ордынке крестили моего сыну Сашу. Причем я всем рассказываю, что он кричал так — вот когда мамы говорят, что ребенок кричит на крестинах, что это значит? Ничего это не значит. Он просто пытается понять, что происходит вокруг него и спрашивает взрослых. Так вот, он кричал очень долго, пока отец Даниил не занес его в алтарь — занесли в алтарь, и сразу же он перестал кричать. А спустя 15 лет после этого в этом же храме этот же священник, то есть родной дядя, отпевал Андрея. То есть ситуация, ты сама понимаешь, трагическая. Бабушка, мама. Я вот только, когда свекрови не стало, ее не стало спустя три года после смерти Андрея, я вообще только тогда вдруг поняла, что с ней происходило в тот момент — как матери пережить смерть сына. И вот мы приехали на отпевание. Саша был, я попросила друзей, чтобы он был на отдельной машине. И мы зашли в храм. Мы с мамой приехали на машине, в которой был гроб, а Саня приехал отдельно. И вдруг дядя Даня, отец Даниил Калашников вдруг говорит: «Давай Сашу мне сюда». И он его облачает в стихарь красного цвета. Пасхальные дни. Это было еще до Троицы. И Саня в полной растерянности начинает ему помогать, прислуживать, как пономари делают, помогают батюшке.
А. Леонтьева
— Потому что облачили, никуда не денешься.
И. Ковалева
— Да. Причем он ему сказал «читай такую-то молитву». По-моему 90-й псалом. Саша начал пытаться наизусть. Понятно, что он запутался. Тот ему подсунул часослов. Он начал по часослову пытаться. Вдруг он начал — понимаешь, это тоже этот момент спасения в том, что активного включения в богослужение. Вот как моя школа — она мне дала возможность активного включения в богослужение, так вот и эта трагическая ситуация отпевания — наш замечательный дядя Даня, дай Бог ему здоровья, отец Даниил Калашников, вот он просто взял и Сашу туда ввел, втащил туда. И мы, когда уже стали прощаться, и Санька ко мне прижался, и вот это ощущение света в этот момент, пасхального света — его не ощутишь, не расскажешь, не передашь это словами, но в этот момент ты вдруг понимаешь, что смерти нет. Вот именно в этот момент. Ты понимаешь это и не веришь в это. Веришь в это и не понимаешь этого. Вот это... ну, тайна. Это та божественная тайна, которая была. А потом... Ну, Саня у меня вообще гениальный ребенок, я вам честно скажу. (Смеется.)
А. Леонтьева
— Дети-то все гениальные, но наш-то по-настоящему гениальный. (Смеется.)
И. Ковалева
— Без ложной скромности. Ты же знаешь, какие наши дети... Конечно, это с долей юмора. Просто он пошел по моим стопам — он спустя два года поступил в мою же воскресную школу, и причем сделал это фактически, ну, не тайно, но он как-то так сказал: «Мама, я тоже хочу в воскресную школу для взрослых». Я сделала вид, что мне это вообще все равно, а в душе у меня всё ликовало.
А. Леонтьева
— А сама подпрыгивала мысленно на одной ножке.
И. Ковалева
— И тоже вот этот момент — Господь ничего не делает насильно. Он нас тихонечко аккуратно ко всему подводит. И вот как Он меня подвел пред вратами храма и сказал «всё, либо ты здесь, либо гибель», вот подвел: выбирай, ты вольна выбирать. Вот так он сына моего подвел, который сейчас поет в хоре.
А. Леонтьева
— Очень хорошая история. Потрясающий ваш отец Даниил.
И. Ковалева
— И я тебе скажу, что от нас, конечно, зависит, очень много, но мне кажется, что от нас зависит только одно — услышать вот это, как Господь нас тихонечко, очень аккуратно, очень нежно по-отечески подводит к тому, что надо, к спасению. Наверное. Я надеюсь.
А. Леонтьева
— Ты знаешь, я вспомнила, что первое время, мы начали с бездны, первое время после ухода мужа, во-первых, я приехала из Испании с детьми в аэропорт, и он меня не встречал первый раз за 20 лет. И у меня съехала крыша, конечно. И я писала ему эсэмэски, требовала у Бога немедленно воскресения.
И. Ковалева
— Я звонила. Я брала телефон и звонила.
А. Леонтьева
— А потом я уже просто стала, знаешь, вопить, что называется, вопить в небеса: «Ну, Господи, сколько же у нас средств различных — у нас есть «Вайбер», «Скайп», WhatsApp, почта. Почему я не могу просто получить одну эсэмэску? Мне просто нужно эсэмэску «я доехал, я в нужном месте, всё в порядке, я тебя жду». И у меня настолько как-то съезжала на этой почве крыша, что Господь устроил мне, как я считаю, такую небольшую эсэмэску. Я ехала по Москве, и Москва вдруг покрылась такими билбордами от финансовой корпорации «Открытие», это был наш клиент, когда у нас был бизнес. Там поменялось руководство, и они уже не знали Олега, новые там люди были, но там такая была карточка банковская и на ней было написано «Олег Станиславович Иванов». И мне друзья позвонили, сказали: «Ты видела это???» — «Да». Ну, и я как-то это восприняла...
И. Ковалева
— Тебя поддержала эта эсэмэска?
А. Леонтьева
— Абсолютно. Да. То есть я поняла, что я так докричалась.
И. Ковалева
— Ну вот, видишь, как Господь управил.
А. Леонтьева
— Да. Очень интересно ты сказала про познание, для меня это очень полезная информация. У меня есть такой дружочек, отец Иван Вавилов, внук того самого Вавилова. Он меня как-то хитростью выманил в свое имение около Звенигорода. А я говорю: «Отец Иван, я не могу к вам приехать, я за рулем не могу сидеть на такие длинные расстояния, у меня начинается такая трясучка. Муж же за рулем погиб». И он как-то хитро-хитро меня выцепил, типа «я тебе какого-то бизнес-партнера нашел». Нам от мужа остался бизнес. И я приехала, и он мне надавал с собой лекции Евгения Авдеенко, которые потрясающие. Они такие маленькие и они от самого начала, от Адама и Евы. И я их слушала. И они как-то меня уносили из этого мира. Вот это тоже было очень... И он, знаешь, что сказал: «Ты должна с удовольствием водить машину». Так как у батюшки сахарный диабет, я подумала, что скакнул сахар или что-то такое, потому что это была самая последняя моя проблема. У меня лежала дома дочь носом к стенке в депрессии, у меня был сын, который из Склифа только что вышел. У меня был младший, который совсем окаменел после этого всего, ему было 14 лет. И вот я должна с удовольствием, понимаешь, водить машину. И только через три года... Вот говорят же, что срок горевания три года — и это правда так. То есть горевание не кончается никогда, но дышать ты начинаешь примерно через три года.
И. Ковалева
— У меня получилось через два с половиной. Слушай, а у меня к тебе вопрос. Вот про радость. Ты сейчас произнесла слово «радость». А ты помнишь момент, когда ты первую радость ощутила после? Может быть, не за машиной, когда вдруг — раз, а я радуюсь. Вот помнишь такой момент?
А. Леонтьева
— Да. Знаешь, поскольку вся жизнь давалась через силу и сказать, что дети радовали, я не могу — они не радовали, они сами болели. И я даже через силу... Ну, у меня была радость в этих текстах, которые я писала. Я выписывала всё, что я накопила за всю жизнь. В этих маленьких текстах мне нужно было в «Частном мнении» уложиться в полторы минуты. И вдруг мне сказали, что у меня есть голос. И стали звонить, писать, в основном, какие-то мужики, таксисты или профессора, которые говорили «потрясающе, через ваше „Частное мнение“ мы рыдали». И это настолько неожиданно на меня свалилось, и это была огромная радость. И я совсем не кокетничаю — это была действительно огромная поддержка. То есть дома меня ждало горе и надо было очень поднимать такой дух, а на работу я ехала, знаешь, самую красивую одежду надевала, вот такое вот, думала, чего у них лица такие обыкновенные, как будто они просто работают — это же праздник, это коллектив единомышленников, все красивые, умные.
А. Леонтьева
— Я напомню радиослушателям, что с нами сегодня Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Мы говорим о вдовстве. Я почему сказала про территорию свою. Ты сказала про эту школу, рассказала про потрясающую школу, мне самой туда захотелось пойти. Но, знаешь, это укладывается в мой формат своей территории. Ведь ты пошла на эту территорию, это была территория богопознания. А вот, например, жена моего папы (папа женился второй раз, и она такая замечательная, очень мудрая, простая, но мудрая женщина), когда папа ушел, а он тоже рановато засобирался, она уехала на дачу и стала там выпалывать бесконечные свои грядки с цветами. И я выпустила книжку и назвала один из рассказов «Мои цветники». То есть понимаешь, это была только ее территория, это были только ее грядки. И она их взращивала, и она выживала таким образом.
И. Ковалева
— А я все думаю, почему все-таки школа познания, то есть какое-то открытие, почему меня так это зацепило? Почему вдруг захотелось? Собственно, жить захотелось, захотелось пить воду.
А. Леонтьева
— Да, первый интерес это и есть жизнь.
И. Ковалева
— Да, просто захотелось приходить, одеваться красиво, прихорашиваться. Почему так? Потому что это, в принципе, опять-таки, если рассматривать бездну, в которую ты, слава Богу, не ввалился, ты все-таки потихонечку там развернулся, это, на самом деле, удовольствие от движения. Ты начинаешь двигаться.
А. Леонтьева
— Да.
И. Ковалева
— Цветник — значит, цветник. Книги по богословию — значит, книги по богословию. Церковное пение — значит, церковное пение. То есть у тебя с твоим этим целостным организмом — мы же не можем себя разделить: вот здесь душа, вот здесь тело, вот здесь чего-то еще типа разума, типа нашего женского блондинистого разума — ты же весь целиком. И ты вдруг, вот весь этот целиковый организм начинает все-таки движение и все-таки немножко вверх, то есть не в ту черноту, которую... ты почувствовал этот запах, этот холод оттуда, а ты повернулся туда — к солнышку, туда — к свету. И вдруг ты — раз шажочек сделал, два шажочек. И вот оно, ощущение того, что вот она — жизнь. И мне кажется, если говорить о каких-то советах, о помощи какой-то. Дорогие сестры, дорогие подруги, поймите, что надо двигаться. В чем будет это движение — либо вы берете палки и выходите на улицу и наматывайте 10-15-20 километров...
А. Леонтьева
— Кстати, это тоже очень работает.
И. Ковалева
— Да. Либо сажаете цветочки. Но просто поймите, что нам надо двигаться. И вот тут тоже очень важный момент — не ради детей, которых мы тащим за собой, не ради стариков-родителей, а ради себя и ради его, ушедшего. Потому что ему равно так же больно, как и нам здесь, без нас. Только он с Богом, а мы еще здесь. И вот эта связь — она в этом движении. Тут, мне кажется, только вот это возможно.
А. Леонтьева
— Про двигаться, я тогда закончу про отца Ивана. Значит, под эти лекции я ездила в машине, естественно, как в Москве без этого, куча дел была. Но я не могла ехать на дальние расстояния. И вот через три года у меня пришло какое-то достаточное количество сил. Муж такой был — устраивал движухи, то есть: а полетели в Америку к Сашке на день рождения? А, полетели. А поехали в Казань к брату? Сели в машину, поехали. А я не имела сил. И я такая, ровно ходила по земле, знала, что, по крайней мере, я не проваливаюсь под нее. И вдруг пришли силы первый раз вывезти детей куда-то. Денег не было, а силы были. Поэтому пришлось сесть в машину, и мы поехали в Тверскую область, сняли дом. И я детям объявила, они собрали тюки, дружков своих набрали. И, понимаешь, я объявила, а спать-то я не могу ночью, а я понимаю, что мне за руль надо с утра. И там 360 километров, часов пять ехать. И, знаешь, встала я очень невыспавшаяся и я готова была пойти на попятную, но они такие радостные, понимаешь. И я села в машину, обливаясь потом, мокрая, как мышь, от страха, и поехала. И вот эти детские, знаешь, подростковые песенки какие-то, разговоры, смешнульки, они настолько меня подняли. И где-то на полдороге произошло какое-то чудо. Отец Иван сотворил чудо — я поняла, что я выздоравливаю, я закрываю последний гештальт. А знаешь, что такое машина, которая мне от мужа досталась — это же свобода. Может быть, нет машины, неважно — это свобода двигаться куда-то. Я вышла на территорию города Осташков уже здоровым человеком.
И. Ковалева
— Слушай, а давай о такой коварной теме поговорим. Давай о мужчинах поговорим.
А. Леонтьева
— Давай. Ведь когда женщина остается без мужа, она остается без поддержки. И хочется, наверное, подспудно, может быть, даже бессознательно, но хочется найти мужское плечо. Когда ко мне пришел мой духовный отец, вскоре после ухода Олега пришел отец Даниил, он сказал какую-то фразу, которая мне страшно не понравилась: «Вдовство выше замужества». Я говорю: «Батюшка, до свидания». (Смеются.) Ну, я как не совсем послушная дочь.
И. Ковалева
— В этой теме поиска любви после, то есть жизнь разделилась на до и после, и мы, как нормальные женщины, естественно, мы не можем без этого плеча. А у меня еще была ситуация сложна тем, что я никогда не жила вне семьи, то есть я не понимаю, что такое плохие отношения с родителями. И мой сын сейчас не понимает тоже, он друзьям говорит, что если тема отцов и детей, это не ко мне, у меня всё прекрасно с отцами и детьми. И как-то я вообще не понимала, как жить вне семьи, вне этих взаимоотношений, вне человека, который... Причем у нас всегда по жизни Андрей был, как мне казалось, ведомым, а я ведущей — я такая вся яркая, я такая вся деятельная, а он менее темпераментный, чем я. И вдруг оказалось, что всё ровно наоборот — все решения, оказывается, принимал он, и я без него вообще... И в этот момент ты ставишь перед собой цель: надо найти кого-то. Из благородных побуждений — ребенок еще...
А. Леонтьева
— Да еще и окружающие то же самое говорят. И родители хотят...
И. Ковалева
— Да-да. Ты молодая, ты устроишь свою жизнь. И ты, даже если не осознаешь, но у тебя там внутри эта цель — надо второй раз выйти замуж. Но фраза, которую тебе сказал священник, о том, что вдовство превыше замужества, мне на исповеди наш отец Валентин сказал другое: «А зачем тебе другая любовь? У тебя же есть любовь». Я говорю: «Ну, ее же...». Он говорит: «Почему ты говоришь, что нет. Она есть».
А. Леонтьева
— Прекрасная фраза.
И. Ковалева
— «И он есть. И ты есть». У нас с тобой по-разному складываются судьбы. Ты, Бог даст, всё сложилось с другим человеком. У меня не складывается, и, может быть, и не сложится. Нельзя ставить вот эту благородную цель — заменить... Поддержать себя таким образом — вот, я всё искала какую-то формулировку. Заменить его нельзя — ни Андрея, ни Олега заменить нельзя, но мы же хотим поддержать себя, семью, детей и всех остальных. Нельзя эту цель даже подспудно ставить, потому что она априори эгоистична и она того человека, которого ты пытаешься втянуть в свой этот спасительный круг, она как бы его сразу опускает, ты сразу: дай я положу свои крылья сломанные на тебя и ты давай меня тащи. Но при этом, и почему я заговорила о том, что я всегда жила в семье, для меня это безумно сложно. Вот я нашла, это не заменитель семьи, это тоже неправильное слово — я вдруг стала ощущать, что почему говорят о том, что Церковь это семья, почему говорят «братья и сестры»? Потому что ты к этим людям относишься, как к своим родственникам. Ты знаешь, что бабушка в легком маразме, но бабушка делает лучшие в мире пирожки и она бабушка. А вот этот брат ведет себя не очень хорошо по отношению к кому-то, но он твой брат. Вот это априорное принятие Церкви и того прихода и той общины, в которую ты вливаешься, как членов твоей семьи, она, на самом деле, мне кажется, единственно верная. Там есть свои сложности — ты тут же начинаешь пытаться всю свою нерастраченную любовь на всё это братство, на всю эту семью вылить, а тебе говорят: «Да подожди ты, отстань ты, у нас свои жизни». И ты так немножко теряешься от этого, но это все равно более правильно. Господь неслучайно первое, что создал, это ячейку общества — семью, Адама и Еву. То есть вот в этом — будет муж у меня, не будет у меня мужа, не в том суть. Главное, чтобы вокруг меня, тебя и всех остальных была семья. Вот семья. А уж если она освящена Богом, так тут...
А. Леонтьева
— Я должна сказать, к тому, что ты говоришь, что, действительно, не стоит ставить такую цель, как второй раз выйти замуж. И я тоже думаю, что она недостижима, пока ты ее ставишь. Я могу сказать, что я неслучайно — случайности неслучайны — да, я вышла какое-то время назад замуж. Но к тому моменту, как я встретила своего будущего мужа, понимаешь, я уже выстроила свою жизнь — с Божьей помощью жизнь выстроилась так, что, в принципе, никого уже было не нужно. Я уже обрела, наверное, себя, и мы все прошли такой ускоренный курс взросления, потому что немножко были детьми. Моя психолог мне сказала, что, наверное, придется научиться ходить самостоятельно, потому что до этого я сидела, и мне было комфортно, меня несли.
И. Ковалева
— Кстати, видишь, ходить самостоятельно.
А. Леонтьева
— Да, мы все время про движение, да-да. На машине, пешком, со скандинавскими палками, душевное — все равно всё про движение.
И. Ковалева
— Движение как познание, познание как движение, то есть всё это об этом.
А. Леонтьева
— Да. И я своего будущего мужа я встретила в том самом доме, который я сняла в Тверской области и поехала туда первый раз на машине. И когда я вышла здоровым человеком на территорию города Осташков, я уже даже машину, по слову отца Ивана, могла водить с удовольствием. Когда я пересказала эту историю отцу Ивану, он сказал: «Ну, наконец-то я какую-то счастливую историю до конца слышу». (Смеется.) А то неоконченное всё. Давай напоследок, у нас осталось не так много времени, поговорим с тобой о том, что еще хочется сказать людям, которые попали в такую же ситуацию. Первое, что я сделала, когда приехала в Москву, я открыла компьютер и начала искать какой-то форум вдов. Я недаром тебе звонила с этим фондом. Это было еще достаточно эгоистичное желание как-то привлечь сестер. Анечка Данилова из «Правмира», я с ней переписывалась, и она уже знала то, чего еще не знала я, она меня очень сильно поддерживала. Куда идти в первую очередь? К психотерапевту, к психиатру, в церковь? Какие у тебя способы задышать заново?
И. Ковалева
— Задышать заново. Опять-таки, мне кажется, тут уже говорили про это, надо попробовать услышать, что Господь говорит в этот момент. Кого-то спасает психотерапевт, кого-то спасает скандинавская ходьба и палки. Меня спасла Церковь и меня спас Бог. Я тут совершенно даже...
А. Леонтьева
— Скандинавская ходьба — это как между и между, это не единственный рецепт. (Смеются.) Хорошо бы его встроить, но...
И. Ковалева
— Меня спас храм, меня спасла наша община, меня спас наш приход, наша школа. Я об этом абсолютно откровенно и честно говорю: дорогие сестры, если плохо, приходите в храм, ищите пути там, ищите у Бога. Не бойтесь, если вы вдруг не находите этого отклика, мы об этом уже говорили. Вы пришли к батюшке на исповедь, а он вам сказал: «Что ты тут рыдаешь? Всё прекрасно у тебя, всё нормально. Не о том плачешь, не это страшное. Страшно остаться в том моменте падения, который уже наступает, не остановить». Не бойтесь церкви, не бойтесь храма, не бойтесь Бога — мне кажется, совет такой.
А. Леонтьева
— Можно тебя спрошу такой вопрос. Он очень бестактный, но прямо не могу не спросить. Скажи мне, пожалуйста, ты счастлива?
И. Ковалева
— Да, однозначно. Это страшные, наверное, слова, это светлое слово «вдова», после смерти любимого человека. И, как мне сказал батюшка, что «любовь есть у тебя». И я говорю сейчас слова о том, что я счастлива, потому что я и с ним и с родителями и с сыном, и с тобой, Анечка, и с вами, радиослушатели. И, конечно, с Богом.
А. Леонтьева
— Спасибо тебе огромное. Я думаю, что это очень пронзительный, но очень полезный разговор. Я напомню, что сегодня с вами была Анна Леонтьева. Мы говорили о светлом вдовстве, о том, как выжить после потери, о том, как обрести радость. И это было абсолютно честно и абсолютно без преувеличений. С нами была Ирина Ковалева — редактор, специалист по общественным связям в Театре Русской Драмы. Ирина, спасибо тебе огромное.
И. Ковалева
— Спасибо тебе, Анечка.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема