Василий Верещагин. «Ночь на Голгофе» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Верещагин. «Ночь на Голгофе»

* Поделиться
«Ночь на Голгофе» Василий Верещагин, 1869 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Здравствуйте! Прошу прощения, вы не поможете мне? Вы ведь сотрудник Третьяковской галереи?

— Да, верно. Меня зовут Маргарита Константиновна. Чем могу быть вам полезна?

— Очень приятно! А я Андрей, студент Литературного института. Мне нужно написать эссе на тему «Скорбный день» по мотивам любого произведения живописи. И вот я здесь, пытаюсь понять, какая картина подходит для этого лучше всего... Может быть, Вы мне подскажете?

— С радостью помогу вам, Андрей. Дайте-ка подумать... Быть может, «Истребление первенцев египетских» Ломтева... Или «Разрушение Иерусалимского храма» Николая Ге... Я знаю, какую картину вам взять для эссе! Идёмте! Она в соседнем зале.

— Как здорово! Я чувствовал, что вы мне поможете!

— Смотрите, вот она. Это картина художника Василия Петровича Верещагина, «Ночь на Голгофе».

Верещагин — это тот самый, который написал знаменитую картину «Апофеоз войны»? Там изображена огромная гора человеческих черепов, а над ними вьются вороны.

— Нет, «Апофеоз войны» написал другой художник, его прославленный однофамилец, тоже Василий, но Василий Васильевич Верещагин. Автор «Ночи на Голгофе», Василий Петрович Верещагин, не столь известен, но очень и очень талантливый мастер. Потом обязательно посмотрите другие его работы у нас, в Третьяковской галерее.

— А вот эта картина, что сейчас перед нами, «Ночь на Голгофе», она ведь посвящена евангельским событиям?

— Да. Верещагин обращается в ней к скорбному эпизоду в Евангелии — снятию с креста и погребению Христа.

— Действительно, картина вызывает трепет и ощущение беды, чего-то очень страшного... Слева на полотне изображены три высоких креста. На левом и правом крестах ещё висят бездыханные тела казнённых. А на среднем кресте уже никого нет. Как я понимаю, это Крест Господень. С него только что сняли тело Иисуса Христа.

— Да, так и есть. Действие картины происходит недалеко от Иерусалима на невысокой горе, которая называется Голгофа, что в переводе с аравийского буквально означает «место черепа». По преданию эта гора была могилой Адама, грехи которого омылись кровью распятого Христа. Поэтому изображение черепа можно увидеть на иконах и на крестах у ног Спасителя.

— И Адам спустя тысячелетия обретает покой и прощение...

— Да, но какой ценой! Ценою мучений и крестной смерти Христа на Голгофе.

— Место страданий, плача... И художник подчёркивает это. Он затемняет левую часть полотна, где возвышаются кресты. И землю, на которой они стоят, изображает безжизненной и сухой, рассечённой огромными трещинами.

— Правую часть изображения мастер выделяет тёплыми оттенками, немного высветляет её. Здесь показана удаляющаяся погребальная процессия. Один из её участников несёт безжизненное тело Христа, которое с двух сторон поддерживают тайные ученики Иисуса, Никодим и Иосиф Аримафейский.

— В этой погребальной процессии я вижу и женские образы. Кто эти женщины?

Мария Клеопова, Мария Магдалина, ученица Христа. И безутешная Божия Матерь. Она бредёт позади, закутанная в длинный плащ. Страшно представить себе, что чувствует Она, только что пережившая страдания Сына на кресте и Его смерть.

— И правда, скорбный день изображён на этой картине...

— О событиях этого дня свидетельствуют все четыре апостола-евангелиста. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Тогда некто, именем Иосиф... человек добрый и правдивый... из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе».

— Художнику удалось передать не только сам Евангельский сюжет, но и атмосферу той страшной ночи, ощущение абсолютной безысходности...

— Абсолютной ли? Посмотрите повнимательнее на правую часть картины. Ученики и родные Христа, бережно несущие Его тело, объединены на полотне тёплым светом, исходящим от факела. Мне кажется, это свет надежды на спасение.

— Художник даёт нам надежду, что за страданиями последует Воскресение Христово?

— Думаю, да. А значит впереди нас ждёт свет радости.

— Благодарю Вас, Маргарита Константиновна, за такой подробный рассказ! Буду писать эссе именно по этой картине — «Ночь на Голгофе» кисти Василия Верещагина. Не зря я всё-таки пришёл ради этого в Третьяковскую галерею!

— Рада, что смогла вам помочь, Андрей! Желаю вам отличной учёбы, и чтобы свет Христовой веры всегда освещал ваш творческий путь!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем