Скорбь о Христе на полотне Василия Верещагина «Ночь на Голгофе» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Скорбь о Христе на полотне Василия Верещагина «Ночь на Голгофе»

Поделиться Поделиться

Василий Верещагин в своей работе «Ночь на Голгофе» обращается к скорбному эпизоду в Евангелии — погребению Христа. Действие картины происходит на горе Голгофе, по преданию она была могилой Адама, грехи которого омылись кровью распятого Спасителя.


«Ночь на Голгофе» Василий Верещагин, 1869 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Здравствуйте! Прошу прощения, вы не поможете мне? Вы ведь сотрудник Третьяковской галереи?

— Да, верно. Меня зовут Маргарита Константиновна. Чем могу быть вам полезна?

— Очень приятно! А я Андрей, студент Литературного института. Мне нужно написать эссе на тему «Скорбный день» по мотивам любого произведения живописи. И вот я здесь, пытаюсь понять, какая картина подходит для этого лучше всего... Может быть, Вы мне подскажете?

— С радостью помогу вам, Андрей. Дайте-ка подумать... Быть может, «Истребление первенцев египетских» Ломтева... Или «Разрушение Иерусалимского храма» Николая Ге... Я знаю, какую картину вам взять для эссе! Идёмте! Она в соседнем зале.

— Как здорово! Я чувствовал, что вы мне поможете!

— Смотрите, вот она. Это картина художника Василия Петровича Верещагина, «Ночь на Голгофе».

Верещагин — это тот самый, который написал знаменитую картину «Апофеоз войны»? Там изображена огромная гора человеческих черепов, а над ними вьются вороны.

— Нет, «Апофеоз войны» написал другой художник, его прославленный однофамилец, тоже Василий, но Василий Васильевич Верещагин. Автор «Ночи на Голгофе», Василий Петрович Верещагин, не столь известен, но очень и очень талантливый мастер. Потом обязательно посмотрите другие его работы у нас, в Третьяковской галерее.

— А вот эта картина, что сейчас перед нами, «Ночь на Голгофе», она ведь посвящена евангельским событиям?

— Да. Верещагин обращается в ней к скорбному эпизоду в Евангелии — снятию с креста и погребению Христа.

— Действительно, картина вызывает трепет и ощущение беды, чего-то очень страшного... Слева на полотне изображены три высоких креста. На левом и правом крестах ещё висят бездыханные тела казнённых. А на среднем кресте уже никого нет. Как я понимаю, это Крест Господень. С него только что сняли тело Иисуса Христа.

— Да, так и есть. Действие картины происходит недалеко от Иерусалима на невысокой горе, которая называется Голгофа, что в переводе с аравийского буквально означает «место черепа». По преданию эта гора была могилой Адама, грехи которого омылись кровью распятого Христа. Поэтому изображение черепа можно увидеть на иконах и на крестах у ног Спасителя.

— И Адам спустя тысячелетия обретает покой и прощение...

— Да, но какой ценой! Ценою мучений и крестной смерти Христа на Голгофе.

— Место страданий, плача... И художник подчёркивает это. Он затемняет левую часть полотна, где возвышаются кресты. И землю, на которой они стоят, изображает безжизненной и сухой, рассечённой огромными трещинами.

— Правую часть изображения мастер выделяет тёплыми оттенками, немного высветляет её. Здесь показана удаляющаяся погребальная процессия. Один из её участников несёт безжизненное тело Христа, которое с двух сторон поддерживают тайные ученики Иисуса, Никодим и Иосиф Аримафейский.

— В этой погребальной процессии я вижу и женские образы. Кто эти женщины?

Мария Клеопова, Мария Магдалина, ученица Христа. И безутешная Божия Матерь. Она бредёт позади, закутанная в длинный плащ. Страшно представить себе, что чувствует Она, только что пережившая страдания Сына на кресте и Его смерть.

— И правда, скорбный день изображён на этой картине...

— О событиях этого дня свидетельствуют все четыре апостола-евангелиста. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Тогда некто, именем Иосиф... человек добрый и правдивый... из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе».

— Художнику удалось передать не только сам Евангельский сюжет, но и атмосферу той страшной ночи, ощущение абсолютной безысходности...

— Абсолютной ли? Посмотрите повнимательнее на правую часть картины. Ученики и родные Христа, бережно несущие Его тело, объединены на полотне тёплым светом, исходящим от факела. Мне кажется, это свет надежды на спасение.

— Художник даёт нам надежду, что за страданиями последует Воскресение Христово?

— Думаю, да. А значит впереди нас ждёт свет радости.

— Благодарю Вас, Маргарита Константиновна, за такой подробный рассказ! Буду писать эссе именно по этой картине — «Ночь на Голгофе» кисти Василия Верещагина. Не зря я всё-таки пришёл ради этого в Третьяковскую галерею!

— Рада, что смогла вам помочь, Андрей! Желаю вам отличной учёбы, и чтобы свет Христовой веры всегда освещал ваш творческий путь!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем