— Андрей Борисович, взгляни, на автопортрет Василия Тропинина. Как ты думаешь, почему художник изобразил себя на фоне Кремля? В знак того, что добился успеха в жизни?
— Нет, Олег, я бы так не сказал. Для Тропинина Москва — это олицетворение сердечной простоты, тепла и творческой свободы. Обрати внимание, на картине Василий Андреевич в удобном домашнем халате, с палитрой в руках.
— А почему ты противопоставил успех теплу и уюту? Не думаю, что для Тропинина жить в столице было невыгодно.
— Ну, столицей в то время считался Санкт-Петербург. И там находилась Императорская академия художеств. Каждый художник мечтал устроиться поближе к ней — это сулило и доход, и положение в обществе. Ведь именно через академию распределялись звания, должности и крупные заказы. В 1824 году Василий Андреевич сдал творческий экзамен на звание академика живописи и... решительно отказался от места преподавателя!
— Но почему?
— Тропинин до сорока семи лет был крепостным. Получив в 1823 году вольную, он не захотел ограничивать себя никакой зависимостью. И предпочёл простодушную Москву амбициозному Петербургу, творческую свободу с её рисками — строгим регламентам Академии художеств.
— Но если Тропинин был крепостным, как он достиг такого мастерства в живописи?
— Василий рисовал с детства, но никто не придавал этому значения. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, помещик, граф Ираклий Морков, отправил его в Санкт-Петербург учиться кондитерскому ремеслу. Будущий художник в свободное от занятий время посещал Академию художеств, стал её вольным слушателем. Преподаватели заметили талантливого юношу, он считался одним из лучших учеников.
— Барин, наверное, обрадовался таким успехам своего крестьянина?
— Трудно сказать, что чувствовал Ираклий Моров. Едва Тропинин окончил курс, помещик отозвал его к себе в деревню в Малороссию. Там Василий имел возможность упражняться в рисовании, но при этом ещё выполнял обязанности лакея и даже пастуха.
— Как же Тропинин добился успеха?
— А вот тут на его творческую судьбу действительно повлиял переезд в Москву — не зрелый осознанный выбор 1824 года, а более ранний, невольный. Во время войны 1812 года граф Морков руководил Московским ополчением, и художник сопровождал его. Когда Наполеона победили, город отстраивался после пожара. Дворяне, следуя старинной моде, восстанавливали семейные портретные галереи взамен сгоревших — и талант крепостного художника стал чрезвычайно востребованным.
— А что в его мастерстве привлекало людей?
— Современники ценили в произведениях Тропинина сочность цвета, тонкие переходы тонов, правдивое отображение натуры. Но более всего — умение показать душу человека, его добрые качества. Для Василия Андреевича каждая модель прежде всего — неповторимое Божие создание.
— Вот и автопортрет художника такой душевный. В облике нет и тени строгости: взгляд лучится добротой, на губах — мягкая улыбка.
— Да, работа, которую мы видим перед собой — блестящий образец авторского стиля. Художник изобразил себя уже в почтенном возрасте. Он жил скромно, не гнался за почетом и богатством, бесплатно давал уроки бедным начинающим художникам. Расположив собственную фигуру на фоне Кремля, Василий поделился со зрителями радостью — как славно свободно жить и работать в любимом городе!
«Автопортрет Василия Тропинина на фоне Кремля можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер