
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 81 зач., I, 28 - II, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христос говорит в Евангелии: «не судите, да не судимы будете». Но как научиться не осуждать других людей? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Довольно странный отрывок только что прозвучал. Странный потому, что апостол Павел в нём словно противоречит самому себе. Начинает он с того, что довольно жёстко обличает людей, которые живут по своим страстям. Он приводит целый список очевидных пороков, которым были подвержены язычники. Перечисляет поступки и состояния, которые в иудейской традиции считались проявлением низменной природы человека. При этом Павел не только констатирует то, что язычники одержимы грехом, он, по сути, произносит над ними суд: «делающие такие дела достойны смерти», — говорит он. Однако, что мы видим во второй части? Павел начинает с того, что предостерегает своих слушателей выносить суд над каким-бы то ни было человеком. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого», — утверждает он.
Всё оказывается на своих местах, если учесть, что Павел обращается в этом отрывке к иудеям. Они не без основания были уверены, что у них особые, привилегированные отношения с Богом. Они были уверены, что их Бог будет судить не так, как язычников. Как говорится в книге Премудрости Соломона, «их (то есть, иудеев) Ты испытывал, как отец, поучая, а тех (то есть, язычников), как гневный царь, осуждая, истязал». Эта мысль была доведена иудеями до абсурда. Творец будет судить язычников, иудеев же Он будет защищать, утверждали они. Это давало им основания осуждать других за то, в чём они и сами были повинны.
Вот именно от этих предрассудков Павел и предостерегает своих адресатов. Он объясняет им, что нельзя злоупотреблять любовью и милостью Бога. Превращать особые с Ним отношения в повод для вседозволенности в поведении и превозношении над другими. Если иудей грешит, то он точно такой же грешник, как и язычник. И судить их Бог будет одинаково. Учитывая не их расовое происхождение, но в первую очередь их образ жизни.
Предостережение, которое касается всякого. Мы обретаем спасение не в силу своего происхождения или принадлежности к той или иной социальной группе. Из начальных слов прозвучавшего отрывка следует, что спасается тот, кто постоянно заботится о том, чтобы иметь Бога в разуме. Греческий оригинал можно ещё перевести как «старается познавать Бога». То есть тот, кто фокус своего внимания непрестанно держит на Творце, на поиске Его воли и на исполнении Его евангельской заповеди о любви и бескорыстном служении близким. Как только эта сосредоточенность пропадает, наше сердце темнеет. В нём появляется страх, корень всех грехов. Душа погружается в мрачные состояния, в ней начинают разрастаться страсти. И это всё происходит незаметно для нас самих. Мы становимся тревожными, раздражительными, начинаем судить окружающих за то, что делаем сами. Внешне мы можем выглядеть довольно порядочными людьми. Однако внутри мы будем испытывать, как сегодня говорит апостол Павел, скорбь и тесноту. Само по себе это уже наказание и осуждение.
А потому, дай же нам, Боже, не отвлекаться от Тебя. Держать Тебя постоянно перед своим мысленным взором. Чтобы лишь Ты находился в центре нашей жизни. А мы, благодаря этому, приобретали постоянство в добре, а вместе с этим уже здесь на земле обрели бессмертие души и жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь к врагам». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о христианском понимании любви и почему Господь заповедал любить не только ближних, но и врагов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Ипатово (путешествие по городу)

Ипатово — небольшой городок на севере Ставропольского края. До середины девятнадцатого века здесь, на берегах реки Калаус, проживали ногайцы — кочевой тюркский народ. Во время Крымской войны 1856 года они мигрировали в Османскую империю. Пустующие территории заняли переселенцы из Воронежской, Харьковской и Полтавской губерний Российской империи. Так образовалась станица Чемрек. В 1870 году православные построили здесь церковь в честь праздника Рождества Богородицы. Село быстро росло и развивалось за счёт успешного виноградарства. Это отразилось в названии — в 1880 году Чемрек был переименован в Винодельное. Духовной опорой для жителей служил основанный в 1909 году монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Эту обитель разорили большевики после революции 1917-го. Разрушили они и церковь Рождества Богородицы. При советской власти посёлок получил имя революционера Петра Ипатова и статус города. Много лет в нём не было ни одного храма. Лишь в начале двадцать первого столетия в Ипатове началось строительство церкви. В 2013 году святейший патриарх Кирилл торжественно освятил её в честь праздника Вознесения Господня.
Радио ВЕРА в Ипатове можно слушать на частоте 105,3 FM
Псалом 73. Богослужебные чтения

У опытных пловцов-ныряльщиков существует набор различных способов, как выйти живым из опасных ситуаций. Одно из правил — чтобы всплыть, нужно найти точку опоры и оттолкнуться. Но для этого в ряде случаев приходится набраться храбрости и опуститься несколько глубже желаемого. Озвученное правило проявляет себя и в духовной жизни. Как? Давайте узнаем, послушав псалом 73-й, что читается сегодня во время богослужения.
Псалом 73.
Учение Асафа.
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским;
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Псалом 73-й был написан Асафом — религиозным старейшиной народа еврейского в эпоху Вавилонского плена. Услышанное нами библейское произведение буквально пропитано чувством скорби, разочарования. Мы, смотря вместе с Асафом на современные ему события, проникаемся его глубочайшей печалью. Царство иудейское разгромлено Вавилоном, храм Божий, который строил Соломон и в котором явным образом Господь присутствовал, разграблен и разрушен. Иудеи насильно депортированы на чужбину, где теперь находятся в рабстве. Но это полбеды, на самом деле.
Ещё больше всего перечисленного Асафа угнетает следующий факт. Господь не посылает Своему народу никакого утешения. Не появились пророки, никто не возвещает волю Божию, не указывает, как это было раньше, как следует поступать. Да, в прошлом пророков не слушали, от них отворачивались, и поэтому ветхозаветные иудеи теперь находятся на руинах собственной цивилизации. Но урок усвоен, теперь все готовы слушать пророков. А их нет!
И Асаф берёт на себя дерзновение от лица народа просить у Бога утешения. Он сначала описывает всю тяжесть сложившейся ситуации, признаёт неправоту иудеев, рассказывает Богу о преступлениях захватчиков. А затем Асаф начинает восхвалять величие Господа. Это всё выглядит очень по-восточному. Мы имеем тут дело с высокой ближневосточной риторикой. Но речь не идёт о лукавстве. Нет. Псалом Асафа наполнен покаянием и признанием одного очень простого, но важного факта. Люди, в отличие от Бога, слабовольны и склонны делать ошибки. И именно поэтому им необходима опора в лице Господа могущественного и милостивого.
Поэтому Асаф и вспоминает о завете, который Господь заключил с Авраамом, и просит не разрывать этот договор. Но вступиться за людей, которые, да, плохо верили, неблагочестиво себя вели, забывали Бога и предавали Его, но теперь пришли в себя, теперь всё поняли. Асаф, в частности, пишет: «нищий и убогий да восхвалят имя Твоё. Восстань, Боже, защити дело Твоё». Молитва старейшины была услышана. Вавилонский плен закончился, не уничтожив ветхозаветных евреев.
В нашем прошлом тоже было что-то похожее. 70 лет безбожия и гонений на Церковь оставили шрам на нашей истории. Тогда существовала реальная опасность, что вера православная иссякнет, исчезнет. Но кто-то, подобно Асафу, в те мрачные дни молился о сохранении нашего народа. И эта покаянная молитва Богом была услышана.