
Фото: Jennie Razumnaya / Unsplash
— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!
— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.
— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.
— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?
— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.
— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу». Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.
— А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.
— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.
— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».
— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?
— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.
— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!
— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.
— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».
— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!
— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.
Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов