Василий Поленов. «В Назарете» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Поленов. «В Назарете»

* Поделиться
Краски России. Василий Поленов

Фото: Jennie Razumnaya / Unsplash

— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!

— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.

— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.

— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?

— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.

— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу»Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.

 А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.

— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.

— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».

— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?

— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.

— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!

— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.

— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».

— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!

— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.

Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем