— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!
— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.
— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.
— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?
— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.
— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу». Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.
— А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.
— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.
— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».
— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?
— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.
— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!
— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.
— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».
— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!
— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.
Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Константин Савицкий. «Отец»
— Андрей! Андре-ей!
— Виктор, прости, пожалуйста! Так засмотрелся на картину, что даже не сразу услышал, как ты меня зовёшь!
— Нам, наверное, уже уходить пора? Таганрогский художественный музей работает до шести часов вечера. Скоро закроется.
— Давай ненадолго задержимся. А то ведь завтра уезжаем. Никак не могу налюбоваться. Настоящий шедевр!
— Да, сразу видно — сильная работа. А что это, кстати, за картина?
— Она называется «Отец». Автор полотна — художник Константин Аполлонович Савицкий.
— А, тот, самый, который медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал!
— Да, тот самый. Но известен он, конечно, не только этим. Савицкий был выдающимся мастером бытового жанра в живописи. Его называли тонким наблюдателем русской жизни и печальником простого народа.
— Печальник — это значит, сочувствующий?
— Совершенно верно! На своих полотнах Савицкий отражал радости и горести русских людей.
— У героя картины «Отец», кажется, случилась беда. Достаточно поймать его взгляд: одновременно и отрешённый, и смиренный, умоляющий, и полный надежды. На руках мужчина держит спящего младенца, закутанного в старенькое лоскутное одеяло. Личико у ребёнка такое бледное. Может быть, малютка болеет?
— Ты уловил самую суть! Знаешь, какое первоначальное название дал полотну Савицкий? «С больным ребёнком у чудотворной иконы». В детстве Константин Аполлонович и сам был очень слабым. Во время долгих болезней, лёжа в постели, он рисовал. И вырос, в конце концов, в большого художника.
— Из-за тёмных красок я не сразу разглядел, что действие происходит в храме! Ну да, точно. Стоит высокий церковный подсвечник, поблёскивает в полумраке позолоченное убранство церкви. Значит, отец пришёл, чтобы помолиться об исцелении своего чада. Но где же чудотворная икона, на которую обращён его взор? Странно, что художник не поместил её на картину.
— Я думаю, Савицкий не сделал этого, чтобы зрителю было проще сосредоточиться на лице отца, эмоциях и душевных переживаниях, которые оно так ярко отражает. Кстати, Константин Аполлонович писал иконы, будучи ещё учеником Санкт-Петербургской рисовальной школы. А теперь приглядись внимательно. Видишь на заднем плане большой застеклённый киот? В его стекле отражается икона, стоящая напротив. Не полностью. Но по очертаниям можно догадаться, что это, скорее всего, один из образов Богородицы. Поклониться ему и пришёл охваченный горем отец.
— Андрей, поражаюсь твоей тонкой наблюдательности! Да, теперь и я это ясно вижу. А как ты думаешь, что это может быть за икона? Может быть Казанская? Или Иверская?
— Трудно сказать наверняка. Но это вполне может быть икона Божьей Матери «Всецарица». Люди испокон веков получали от неё исцеления в болезнях. И в наши дни бывали случаи, когда по молитве перед этим чудотворным образом выздоравливали самые безнадёжные больные. Например, в 1991 году у маленькой пациентки детского онкологического центра на Каширском шоссе в Москве врачи смогли вылечить рак, который уже перешёл в последнюю, неизлечимую стадию. Медики были потрясены. Оказалось, что девочка хранила у себя маленький бумажный образок «Всецарицы» и молилась Божьей матери об исцелении.
— Андрей, до глубины души поражён твоим рассказом. А как ты думаешь, ребёнок героя картины Константина Савицкого «Отец» выздоровеет? Очень хочется, чтобы так и было.
— Христос в Евангелии сказал: по вере вашей да будет вам. Ведь неспроста же этот отец принёс в храм своё больное дитя. Ты только посмотри на его глаза: они полны веры и надежды. А если они есть в душе у человека, значит, всё будет хорошо.
Картину Константина Савицкого «Отец» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Хочу морщинки. Виктория Цыганкова
Как интересно ребенок чувствует красоту. Я слышала фразу, что любящий человек смотрит на любимого так, как смотрит любящий Господь. Мне кажется, дети так смотрят на всех людей.
Однажды ко мне в кабинет пришла 6-летняя Катюша. Кареглазая, пухленькая с вздернутым носиком. Сидит на кушетке и машет ногами. Я заполняю документы. Она смотрит на меня и говорит:
— Какая вы красивая!
Я невольно расплываюсь в улыбке. Приятно получать комплименты, тем более, от такой крохи как Катюша.
— Вы такая красивая, у вас столько морщинок возле глаз — продолжает Катя. Моя улыбка, как у ослика Иа ползет вниз. А Катя вдруг начинает плакать, приговаривая:
— Какая же я не красивая, у меня нет ни одной морщинки!
Подхожу к ней, сажусь рядом. И пытаюсь успокоить.
— Катенька, ты, когда вырастешь, у тебя обязательно появятся морщинки.
— Правда, правда? — спрашивает Катя, поднимая на меня заплаканное лицо.
— Правда, правда — отвечаю ей. «Вот здорово!» — радуется девочка и весело вприпрыжку выбегает из кабинета.
У детей все не так как у взрослых, они видят прекрасное во всем. У меня действительно много морщинок вокруг глаз. И только маленькая девочка разглядела в них красоту. Наверное, потому, что они появились от смеха, а значит от радости.
Как же важно замечать в людях доброе и хорошее. Не только внешность, но и красоту души. Так хочется быть как дети. И ценить все, созданное Богом!
Придя домой вечером, делаю маску для лица. Но красоту. Но красоту, которая так понравилась маленькой Катюше, уже ничем не исправить. Но я уже улыбаюсь. Слава Богу за всё!
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение
Урок от ошибок. Елизавета Берназ
Я всегда очень боялась ошибиться. Уж не знаю, с чем это связано, с моей гордостью, с завышенными ожиданиями от себя или с желанием быть для всех хорошей, но факт останется фактом!
Забавно, но именно методом таких вот проб и ошибок я нашла свое призвание — стала регентом. А помог мне в этом один батюшка!
Мы с мужем искали место на клиросе, чтоб можно было петь вдвоем. Мы оба — певчие. Трудно было найти храм, где требовались бы оба голоса сразу. Каким-то чудом нашли приход, где нам оказались рады, но с одним условием: надо регентовать!
Регентовать — значит вести службу, знать что и как петь на богослужении. Петь-то я умела, а вот руководить хором — нет. Тогда-то моя боязнь ошибиться расцвела пышным цветом.
— Батюшка! Не могу я, может не надо? — пыталась возразить я, но в ответ получила лишь благословение и ободряющие слова: «все ошибаются, не волнуйся».
Не могу сказать, что эта фраза меня успокоила, но, собравшись с духом и прихватив с собой все мыслимые и немыслимые шпаргалки, я отправилась на свою первую службу в качестве регента. Как сейчас помню, что это был праздник святой блаженной Ксении Петербуржской. И не слышала блаженная от меня молитвы истовее и усерднее, чем тогда.
Сначала все шло хорошо. Я была страшно напряжена и сконцентрирована. «Главное не ошибиться! Иначе — конец!» — крутилось в голове. И вдруг перед великим славословием в храме зависла тишина. Заминка... Я лихорадочно смотрела в план, пытаясь понять, что происходит, а оказалось, что ... ошибся священник!
Я уже не помню, что это была за ошибка, да и знаний у меня тогда не хватало, чтобы её распознать, но я видела, как батюшка, улыбнувшись, открыл служебник, нашел там и произнес нужный возглас. Мы продолжили богослужение.
«Представляете! Можно ошибаться!» — мысленно улыбалась я. Оказывается, даже если спою не тот тропарь, перепутаю глас стихиры или забуду, что дальше петь, меня не осудят, не отругают, а поддержат. Я смогу так же, как батюшка, исправиться и служба продолжится! Как стало легко и спокойно на душе!
Моя гордость и стремление казаться идеальной не давали покоя, внушали жуткую боязнь ошибок, и по сути, блокировали мое развитие. А тот батюшка одним простым действием показал, что не стоит стремиться быть идеальной, не стоит превозноситься над другими, что, видимо, было одной из причин жажды казаться безупречной. Ошибаться не страшно! Страшно ничего не делать, не пробовать новое, не стремиться к служению.
Уж не знаю правда батюшка тогда ошибся или специально преподал мне урок, но этот случай я запомнила на всю жизнь и больше не пытаюсь стать идеальным человеком, который мнит себя настолько хорошим, что не умеет ошибатьcя.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение