
Фото: vishu/Unsplash
Шестого сентября тысяча девятьсот седьмого года епископ Тобольский и Сибирский, Антоний освящал новую Успенскую церковь в Богородице-Успенской женской обители, недалеко от села Рафайлово Тобольской губернии. Любуясь прекрасным двухэтажным каменным храмом, владыка вспоминал, как всего лишь семь лет назад на этом месте была небольшая молельная комнатка. И как с Божьей помощью всё преобразилось! Этот просторный храм был построен на пожертвования благотворителя обители, купца первой гильдии, Василия Яковлевича Мокеева.
Василий Мокеев родился в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году в купеческой семье города Шадринска Пермской губернии. Унаследовал дело отца и успешно торговал бакалейными товарами, мануфактурой и керосином. Василия Яковлевича земляки ценили за справедливость, ответственность и обязательность. Авторитет Мокеева был так высок и незыблем, что десять лет жители Шадринска единогласно избирали Василия Яковлевича городским головой. Мокеев служил городу безвозмездно, при нём Шадринск славился своей чистотой и ухоженностью. Неудивительно: каждое утро поднимался Василий Яковлевич ни свет, ни заря — в четыре часа — и отправлялся инспектировать состояние дорог, заборов и мостов родного города. Мокеев был грозой нерадивых чиновников и нечистых на руку лавочников: каждую жалобу разбирал лично.
Земляки были благодарны купцу за его весомый вклад в благоустройство города: он использовал собственные средства для строительства первой электростанции и телефонной станции в Шадринске. Также Мокеев принял финансовое участие в обустройстве прекрасного городского сада на месте берёзовой рощи: спроектировал и купил оборудование для фонтана.
В тысяча девятьсот седьмом году Мокеев купил, отремонтировал и оборудовал просторное, светлое здание, в котором открыли мужское семиклассное реальное училище. Немало жертвовал купец на Шадринскую женскую гимназию и второе мужское приходское училище. В годы неурожая отправлял муку в помощь голодающим сёл Шадринского уезда.
За пожертвования Христорождественнской церкви села Снигирёво Ишимского уезда Святейший Синод выразил Мокееву особую благодарность. Долгие годы Василий Мокеев был старостой Николаевского собора Шадринска, за его счёт заново расписали церковь и поновили иконостас.
Главным делом своей жизни Василий Яковлевич считал создание и благоустройство Богородице-Успенской женской обители, в народе именуемой «пустынькой». В тысяча девятисотом году Мокеев обратился к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию с просьбой разрешить построить недалеко от села Рафайлово Исетской волости Тобольской губернии часовню и организовать здесь женскую общину. Купец обязался обеспечить устройство общины денежным вкладом в размере шестнадцати тысяч рублей и принял на свой счёт устройство храма, ограды и дома для священника. Через три года в пустыньке появились два деревянных жилых корпуса для сестёр, а также был заложен двухэтажный каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем на территории обители с помощью Мокеева появились хозяйственные постройки: амбары, колодцы и скотный двор. Вокруг храма был разбит яблоневый сад, высажены другие деревья и кустарники.
Василий Мокеев заслужил того, чтобы потомки помнили о нём и его добрых делах. В две тысячи одиннадцатом году именем Василия Яковлевича Мокеева была названа улица города Шадринска, для которого он так много сделал.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема