Когда заходит речь о писателях 20-го века, прошедших и переживших советские «исправительно-трудовые лагеря», то в ряду первых имён неизменно вспоминается и прозаик Варлам Шаламов, — автор знаменитого цикла «Колымских рассказов».
Долгая, в прямом смысле слова, мучительная жизнь этого «каторжника-летописца» окончилась в начале 1980-х годов. На тихих проводах Шаламова, из уст его преданных читателей, звучали и созданные им стихотворные строки...
За последние двадцать лет жизни Варлам Тихонович выпустил пять тонких поэтических книжек, которые из-за цензуры горько называл «инвалидами».
Сегодня стихотворное наследие автора «Колымских рассказов», «Воскрешения лиственницы» и «Четвёртой Вологды» возвращается к нам в своей полноте.
Не суди нас слишком строго.
Лучше милостивым будь.
Мы найдем свою дорогу,
Нашу узкую тропу.
По скалам за кабаргою (то есть оленя)
Выйдем выше облаков.
Облака — подать рукою,
Нужен мостик из стихов.
Мы стихи построим эти
И надежны и крепки.
Их раскачивает ветер,
До того они легки.
И, шагнув на шаткий мостик,
Поклянемся только в том,
Что ни зависти, ни злости
Мы на небо не возьмем.
Варлам Шаламов, Из «Синей тетради», начало 1950-х годов
Осенью 1953-го года, Шаламов привез свои новые стихи Пастернаку, с которым уже состоял в переписке. Спустя время Борис Леонидович писал ему: «Я никогда не верну Вам синей тетрадки. Это настоящие стихи сильного, самобытного поэта. Пусть лежит у меня рядом со вторым томиком Блока. Нет-нет, и загляну в нее. Этих вещей на свете так мало...»
После кончины Пастернака Шаламов сложил посвящение любимому поэту.
Там были такие строки: «...Ты уходишь дорогой света, / Продолжающий разговор, / Среди яблоневого цвета / Подымаешься на бугор... // Нет, не в рифмах и не в романах / Твоя слава среди веков — / Как молитвенники в карманах / Носим книги твоих стихов...»
Закончу стихотворением Шаламова, написанным, когда он уже проживал в Москве, и когда из печати вышел его первый поэтический сборник «Огниво».
Тяжело болеющий писатель работал в то время внештатным рецензентом журнала «Новый мир», где его «Колымские рассказы» лежали мёртвым грузом: до публикации шаламовской прозы в нашей стране — оставалась четверть века...
Поэзия — дело седых,
Не мальчиков, а мужчин,
Израненных, немолодых,
Покрытых рубцами морщин.
Сто жизней проживших сполна,
Не мальчиков, а мужчин,
Поднявшихся с самого дна
К заоблачной дали вершин.
Познание горных высот,
Подводных душевных глубин,
Поэзия — вызревший плод
И белое пламя седин.
Варлам Шаламов, «Поэзия — дело седых», 1962-й год
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема