
Заслуженный артист театра и кино Валерий Рыжаков прочно ассоциировался у зрителей со своими персонажами — героическими солдатами, самоотверженными тружениками, неравнодушными, справедливыми людьми. Актёр всегда смотрел на жизнь с оптимизмом и говорил, что она полна радости. Главной радостью для артиста было делать людям добро.
Валерий пришёл в кино ещё подростком. В 1961-м сыграл школьника в известном фильме «Друг мой, Колька!». Роль была небольшой, но юного актёра с открытым лицом заметили. Почти каждый год Валерий начал сниматься в одном, а то и в двух кинофильмах. В итоге за тридцатилетнюю карьеру он сыграл более сорока ролей. Многие фильмы с его участием стали без преувеличения классикой: «Офицеры», «Юркины рассветы», «Вкус хлеба», «Ларец Марии Медичи». Актёрам и режиссёрам нравилось работать с Рыжаковым. На съёмочной площадке Валерий был неконфликтным, старался всем помогать. Иногда — даже рискуя собственной жизнью. Так случилось, например, в 1982-м, на съёмках картины «Приказ: перейти границу». Фильм рассказывал о событиях Русско-Японской войны 1945-го года. Во время съёмок одной из батальных сцен актёр Владлен Бирюков замешкался и не успел уйти с площадки, когда пиротехники начали взрывать снаряды. Это заметил Рыжаков. В мгновение ока он бросился к коллеге и оттолкнул его в сторону. Только благодаря этому Бирюков не пострадал. А вот Валерий получил ранение в ногу, и долго лежал в больнице. Ему сочувствовали, а он говорил: «Невелика беда. Главное, Владлен жив и здоров».
Больничная койка и вправду оказалась не самой большой бедой. Наступили лихие 90-е. Советский кинематограф рухнул вместе со страной. А в своеобразном киноискусстве той переломной эпохи Рыжаков себя попросту не видел. Скрепя сердце, Валерий Николаевич ушёл из профессии. Но нет худа без добра — именно тогда произошло событие, благодаря которому он снова нашёл себя. В киносообществе прошла молва, что 90-летний актёр Леонид Оболенский — ветеран кино, игравший ещё в немых лентах — нуждается в инвалидной коляске. Но не может купить, потому что она очень дорого стоит. Когда Рыжаков об этом узнал, что-то словно подтолкнуло его изнутри. Он купил коляску, привёз её пожилому актёру, который от неожиданности едва ли не плакал. После этого случая Рыжаков вместе с несколькими коллегами учредил Гильдию актёров — благотворительную организацию, которая помогала одиноким, пожилым, больным артистам. Тогда в душе актёра проснулась и вера в Бога. К Богу и Церкви в то время, на переломе эпох, обратились многие. Тут-то и обнаружилась острая нехватка церковной литературы, издание которой в советские годы было запрещено. И Валерий Николаевич начал издавать молитвенники, акафисты, церковные календари. Недорогие, чтобы любой человек мог их приобрести. Вырученные средства шли в фонд Гильдии актёров — на помощь старикам. Но в 1998-м грянул мировой экономический кризис. Рыжаков в одночасье лишился издательства и Гильдии.
Но Валерий Николаевич не пал духом. Он чувствовал, что в происходящем есть Божий Промысл. Так оно и оказалось. Московскому Храму Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, прихожанином которого был Рыжаков, требовался плотник. Валерий умел держать в руках рубанок, и попросил настоятеля благословить его на этот труд. Так актёр Валерий Рыжаков стал плотником и столяром при храме. А ещё служил алтарником, пел в церковном хоре. Частенько в храм заглядывали любопытные журналисты, желая выведать, почему известный актёр взял в руки рубанок и поёт на клиросе. Рыжаков отвечал им так: «Не столь уж важно, где и кем работать. Главное — своей работой служить Богу и людям». Валерий Николаевич всю жизнь именно так и поступал. Актёр ушёл из жизни в 2015-м году, но навсегда остался в своих добрых фильмах и памяти тех, кто знал этого простого и отзывчивого человека.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова