Псалом 51. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 51. Богослужебные чтения

Псалом 51. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Наверное, вы помните фразу, ставшую крылатой, из «Горя от ума» Грибоедова: «Ах! злые языки страшнее пистолета». Человеческая речь — а ещё точнее, язык как орган речи — вещь действительно очень опасная. И именно об этом идёт речь в 51-м псалме, который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Псалом 51.

1 Начальнику хора. Учение Давида,

2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донёс Саулу и сказал ему, что Давид пришёл в дом Ахимелеха.

3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;

4 гибель вымышляет язык твой; как изощрённая бритва, он у тебя, коварный!

5 Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:

за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых.

8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним и скажут:

9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своём».

10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,

11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Какой тонкий и глубокий образ нарисовал псалмопевец Давид, сравнивая язык с «изощрённой бритвой!» Действительно, когда сталкиваешься со злоречивым человеком, оказываешься перед лицом коварства высочайшего уровня, когда каждое слово, обращённое в твой адрес, — словно прокалывающий удар кинжала в самое незащищённое место! Злой язык — и в этом Давид более точен, чем Грибоедов! — ранит не шумно, а подло и точечно, порой маскируясь внешними благожелательными словами, под прикрытием которых и наносится потом сокрушающий удар.

Но Давид не только показывает нам опасность злоречия — он раскрывает две совершенно разные перспективы. Первая — перспектива «как-бы-сильного», ощущающего себя преисполненным силы и денег — и потому безнаказанного. Всё, что бы он ни замышлял, — происходит прежде всего в его испорченном сердце, в его внутреннем мире: там живёт его злоба, оттуда клубятся злые замыслы, сама злоба и является источником его жизни. Вторая перспектива — праведника — совершенно иная: её Давид представляет в виде «зелёной маслины» в «доме Божием» — которая всё равно будет прорастать, даже если чья-то злая рука будет пытаться снова и снова вырывать молодые ростки. Давид не производит «из себя» какого-то обращённого на своих врагов действия: он целиком отдаётся в руки Божественного промышления и внимательно следит, куда именно надо отправиться и что именно надо сделать. В этом — существенная разница: злоречивый — автономен и «самодвижен» своей злобой, Давид — целиком зависит от Бога и сам ничего делать не намерен, но прежде всего ищет благоволения в очах Небесного Отца и следует Его воле.

Тот, кто видел молодые побеги на очень старых, иногда возрастом в несколько тысячелетий, маслинах, очень хорошо поймёт этот образ, предлагаемый в псалме Давидом: не смотри, что корень — стар и «несовременен», зато в его глубинах так и продолжают течь живительные соки — которые через любые препятствия, сквозь любую злобу и сопротивление всё равно пробьются наружу и расцветут!..


Псалом 51. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 51. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем