
«Коронация. Миропомазание Николая Второго в Успенском соборе» Валентин Серов, 1897 г.. Русский музей. Санкт-Петербург
— Маргарита Константиновна, взгляните-ка на эту акварель Валентина Серова — какие нежные, прозрачные краски! И вдруг такое официальное название — «Коронация. Миропомазание Николая Второго в Успенском соборе». Как будто строчка из протокола. Хочется придумать вместо неё что-нибудь возвышенное, поэтическое!
— Это документальная работа, Наташа, поэтому название строгое и точное. Валентин Серов подробно и достоверно изобразил историческое событие, состоявшееся 27 мая 1896 года. Видишь — Николай Александрович Романов преклонил голову у центральных алтарных врат Успенского собора Московского Кремля. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий совершает помазание государя святым миром, то есть, от лица Церкви благословляет его на царство.
— Художник видел этот момент своими глазами?
— Да, он был ангажирован в качестве корреспондента и работал с натуры. Эскиз, выполненный маслом непосредственно во время коронации, хранится в Третьяковской галерее. А здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, мы видим акварель с проработанными деталями.
— Вы говорите, художник работал корреспондентом. Для какой-то газеты или журнала?
— Для так называемого «Коронационного сборника». Он вышел через три года после торжеств. Состоял из двух томов. В первом излагалась подробная история венчания на царство всех русских монархов. Во второй вошло подробное и богато иллюстрированное описание коронации Николая Второго и его супруги Александры Фёдоровны.
— Это она изображена в правой части картины на ступенях перед алтарём?
— Конечно. Александра Фёдоровна увенчана малой императорской короной. Это не просто украшение, а одна из царских регалий, знаков монархической власти.
— Кажется, я видела эту корону в Оружейной палате Московского кремля.
— Нет, там хранится головной убор, принадлежавший матери Николая Второго, Марии Фёдоровне. В нём вдовствующая императрица присутствовала на коронации сына. Корона Александры Фёдоровны не сохранилась. А вот церемониальное платье царицы можно увидеть в Оружейной палате.
— То самое, в котором она изображена на картине Серова?
— Да, роскошный наряд из серебряной парчи. Это настоящее произведение искусства! К его созданию приступили за год до церемонии. Ткань изготовили на шёлкоткацкой фабрике московских промышленников Сапожниковых. Особое внимание стоит обратить на отделку платья. Если присмотреться, на акварели Валентина Серова можно различить изысканную вышивку на лифе.
— Причем рельефную...
— Это потому что вышивальщицы использовали в работе жемчуг, бисер и пайетки — золотые чешуйки. Высочайший заказ выполнили монахини из московской обители Иоанна Предтечи. Прежде чем приступить к работе, они тщательно изучали старинные образцы вышивки. И результат получился великолепным! Сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, увидев готовое платье, назвала вышитый узор шедевром рукоделия.
— Жалко, что в акварели не видно подробностей, мелких деталей. Но в ней передана роскошь, с которой прошла коронация последнего русского императора.
— Роскошь здесь не совсем удачное слово. Оно ассоциируется с излишеством и наслаждением. А между тем царской семье в обыденной жизни была присуща скромность и умеренность.
— А как же сверкающие бриллиантами короны и драгоценные церемониальные одежды?
— Они не были личной собственностью императора и его супруги, принадлежали Алмазному фонду государства. И подчеркивали не богатство Романовых, а величие церемонии, которую Валентин Серов изобразил в своей картине «Коронация. Миропомазание Николая Второго в Успенском соборе». И сегодня посетители Русского музея могут увидеть акварель, где в сверкании, сиянии, переливах света царь перед лицом Церкви даёт обет служить своему народу.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов