
По Колодезному переулку в московских Сокольниках шагала девочка. Белоснежная шапка с помпоном, аккуратные войлочные сапожки. Девочку звали Валя. Ей было 10 лет. По пятам следовал долговязый мальчишка в заячьей ушанке, и делал при этом вид, что спешит куда-то по своим делам. Валя хорошо его знала. Вадик Спиридонов — так его звали — жил в соседнем дворе. И уже давно не давал девочке проходу. То по дороге из школы портфель отнимет. То за косичку дёрнет. Вот и сейчас, стоило Вале зазеваться, как в спину ей стукнул увесистый снежок - звонко крикнула Валя и погналась за парнем. А тот только этого и ждал — чтобы девочка, которая так ему нравилась, обратила на него внимание. Но однажды Вадим вдруг пропал. Валя слышала, как мама спрашивала у отца, куда подевались Спиридоновы. Оказалось, что они переехали. Долговязый парень больше не ходил за Валей тенью. А она, неожиданно для себя, стала часто о нём думать.
Валентина окончила школу. Как-то раз подруга позвала её в Дом культуры «Чайка» на выступление драмкружка. Когда на сцене появился высокий молодой человек с копной кудрявых русых волос, Валя едва не ахнула на весь зал. Это был Вадим! Оказалось, что Спиридонов давно мечтал стать актёром и даже подал документы сразу в несколько театральных вузов. В тот вечер он признался Валентине, что его чувство к ней до сих пор живо. Через несколько дней Вадим и Валя отправились на речную прогулку. На палубе парохода Вадим взял девушку за руку и сказал: «Теперь мы никуда друг от друга не денемся. Прошу тебя — будь моей женой».
Они поженились в июне 1962 года, как только обоим исполнилось 18. Вадим тогда только что поступил во ВГИК. Учился, а чтобы поддержать семью, в свободное время снимался в массовке. «Мы питались в столовой самыми дешёвыми котлетами, но были бесконечно счастливы», — вспоминала Валентина Сергеевна. А если у неё вдруг случалось плохое настроение, Вадим, чтобы рассмешить жену, разыгрывал целый спектакль — представлял в юмористическом ключе их семейную жизнь. Валя улыбалась, и проблемы отступали. Да и жизнь постепенно налаживалась: Вадиму стали предлагать заметные роли в кино. Он сыграл полковника Деева в картине «Горячий снег». Исполнил главную роль в киноленте «Пётр Рябинкин».
В начал 70-х в журнале «Роман-газета» вышел роман Анатолия Иванова «Вечный зов». Прочитав его, Валентина рассказала мужу, что в произведении есть очень колоритный и сложный персонаж — Фёдор Савельев. «Как потрясающе ты мог бы его сыграть», — сказала она супругу. В 1973-м роман решили экранизировать. И Вадим Спиридонов получил приглашение как раз на ту самую роль, о которой говорила Валентина. Работа над многосерийным телефильмом продолжалась целых десять лет. Всё это время супруги старались не разлучаться надолго. В периоды съёмок, когда у Валентины выпадало свободное время, она ехала к мужу в Башкирию, где снимался фильм. Вадим, как только появлялся перерыв в два-три дня, тут же садился в самолет и спешил домой. Режиссёр «Вечного зова» Валерий Усков, наблюдавший за трогательными отношениями супругов, однажды сказал про Спиридонова: «Он любил свою Валю и свою работу, а больше ему ничего и не надо было».
Действительно — даже проснувшись знаменитым на всю страну после выхода фильма «Вечный зов», Вадим Семёнович не променял семейный уют на светскую жизнь кинозвезды. Самым фешенебельным ресторанам всегда предпочитал простую домашнюю стряпню любимой жены. По вечерам Спиридоновы часто вместе музицировали. Вадим играл на пианино, а Валентина пела.
Они прожили вместе 27 счастливых лет. В 1989 году Вадима Семёновича скоропостижно унёс сердечный приступ. Валентина Сергеевна замуж больше не выходила. В одном из интервью она призналась: «У нас с Вадиком было то глубокое и удивительное чувство, когда родными становятся души. И даже теперь оно никуда не исчезло».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер