Недавно меня спросили, что я думаю про планету Нибиру. Я не смог ответить на этот вопрос - я слышал это название в первый раз. Поискав в интернете, я узнал, что об этой планете впервые сообщила некая дама, которой инопланетяне сделали в мозгу имплант, через который сообщали ей всякие космические тайны. Потом тема была развита американским писателем Захарией Ситчиным, который заявил, что с планетой Нибиру имели дело в древнем Шумере. Эта планета, как уверяют, движется по вытянутой орбите и появляется между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. При каждом ее появлении представители обитающей там высокоразвитой цивилизации - анунаки - спускались на землю и контактировали с людьми. Прошлый раз они общались с жителями древней Месопотамии, и вот-вот должны появиться еще раз.
Профессиональные астрономы с поистине небесным терпением объясняют поклонникам космических тайн, что планеты с такой орбитой - тем более обитаемой - не может существовать. Но тщетно; книги Ситчина расходятся огромными тиражами, волнение по поводу ожидаемых вскорости пришельцев всерьез охватывает некоторых читателей.
Почему это так востребовано? Какой голод люди пытаются насытить этим продуктом? Это не знания - знаниями все это назвать нельзя даже по большой снисходительности. Это нечто другое - чувство чуда. Чувство встречи с чем-то, что гораздо больше нас самих, с чем-то удивительным и могущественным, способным преобразить нашу жизнь.
Люди так устроены - они ищут чуда и тайны, смысла и надежды. Но мы также падшие существа - и мы ищем всего этого не там, где могли бы найти.
Вот - величайшее и подлиннейшее чудо и тайна - сам Бог, Творец всех бесчисленных галактик нашей вселенной, нисходит в наш мир, чтобы стать Человеком и спасти нас от наших грехов. На каждой Литургии Бог таинственно прелагает Хлеб и Вино в Тело и Кровь, чтобы соединить нас с Собою. Мы оказываемся в таинственном присутствии Небесных Сил Бесплотных и вместе с ними воздаем хвалу Богу. С нами в храме пребывают Ангелы и Святые, исполненные сияния такой славы, что мы не перенесли бы его, если бы увидели.
Почему люди вместо этого ищут анунаков? Потому что Господь открывает нам врата невыразимой радости, но чтобы принять этот дар, мы должны перемениться - вернее, предаться Ему, чтобы Он переменил нас.
Но тут вылезает наше адамово несчастье - мы готовы скорее страдать по своей воле, чем утешаться по воле Божией. Нелепый и горестный мятеж, который побуждает нас искать какого-то утешения в “учениях различных и чуждых”, в явных, и при этом довольно унылых, выдумках, пытаться насытиться рожками, когда в доме у Отца для нас готов Пир.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер