Выражение «В многословии нет спасения» происходит из Библии.
Апостол Матфей в шестой главе своего Евангелия приводит наставление Спасителя ученикам о том, как нужно молится:
«Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».
Что же лишнего говорили современные апостолам язычники в своих молитвах?
Во-первых, множественность богов побуждала язычников перечислять их всех поимённо. Во-вторых, после изложения своих проблем богам, они многократно повторяли одни и те же просьбы. Такую многословную молитву можно назвать и пустым разговором, и тавтологией.
Спаситель вовсе не дает совет не говорить долго или не говорить много, иногда и повторить уже сказанное бывает полезно. Прежде всего Им порицается праздная мысль при молитве, которая и вызывает праздное говорение и многословие. В молитве не должно быть ничего неосмысленного и пустячного.
Преподобный Нил Синайский, живший в пятом веке, говорил: «Стой терпеливо и молись крепко. Отметай помышления о житейском. Делай свой ум глухим и немым ко всему второстепенному». Святой седьмого века Исаак Сирин, учил: «При молитве не гонись за количеством!».
По учению самого Спасителя и святых отцов Церкви, истинная молитва – это качество чувств, а не количество слов. Признаки такой молитвы – это внимание и искренность. Рассеянность и формальность – признаки молитвы, неугодной Богу.
«В многословии нет спасения». Будьте просты, говорите по сути, говорите то, что нужно сказать в данный момент.
Толковые словари объясняют «многословие» излишеством слов, чрезмерной пространностью в изложении чего-либо. Синонимами многословия могут служить слова «болтать» и «пустословить».
Библейский фразеологизм «в многословии нет спасения» в нашей повседневной речи употребляется в значении бесполезности многословия. Он призывает нас не говорить много и долго, а кратко и ясно.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.