Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Удивительно, но факт: картина Бориса Кустодиева «Сенокос», на которой художник изобразил деревенскую жизнь тихой и безмятежной, написана в 1917 году! Этой работой мастер подчёркивает народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Александр Петрович, здравствуйте! Рада видеть вас!
— Позвольте помочь вам покосить!
— Спасибо, дорогой сосед, мне совсем немножко осталось...
— У вас такой участок стал красивый! Хризантемы расцвели, гортензия... Садик благоухает!
— Осталось газон постричь — и будет просто как на картинке.
— Или как на картине? Ваш уютный садик, кстати, напоминает мне пейзажи Левитана или Поленова...
— А я почему-то вспомнила сейчас о картине Бориса Кустодиева «Сенокос» — на ней изображены крестьяне, убирающие траву.
— Что-то не припомню такую картину... Она находится у вас, в Третьяковской галерее?
— Да, Александр Петрович, и это довольно интересный экспонат. Сейчас найду её в телефоне, минуточку... Вот эта картина!
— Действительно интересная композиция! Изображение будто перечёркнуто по диагонали поселковой дорогой. Она спускается вниз с косогора и выходит прямо к речке. На переднем плане несколько крестьянок в нарядных одеждах граблями собирают скошенную траву. Чуть поодаль селяне увязывают в стога сено. На заднем плане тёмный лес. И во всём царит порядок, гармония...
— Борис Кустодиев воспевает в этой работе крестьянский труд. Мастер разворачивает перед нами панораму мирной сельской жизни с её устойчивым и размеренным укладом. Хотя время написания картины далеко не мирное — 1917-й год.
— Страну потрясали тогда революционные события, которые коснулись всех слоёв общества, включая, конечно, крестьянство. А здесь художник изображает деревенскую жизнь, будто нарочно, умиротворённой, тихой, безмятежной...
— Художник подчёркивает тем самым особую народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу. Несмотря на политические перипетии, смену власти и другие потрясения, деревенские жители продолжали из года в год возделывать землю, пахать и сеять, собирать урожай, запасать сено на зиму для животных...
— И уклад их жизни такой же постоянный, как земное бытие, устроенное Богом, — что бы ни происходило в обществе, день продолжает меняться с ночью, а после зимы из года в год непременно приходит весна...
— Да, Александр Петрович, и всё на своих местах. Так и герои картины «Сенокос» Бориса Кустодиева — размещены на картине художником в определённом, гармоничном порядке. Позы крестьянок выразительные. Головы смиренно склоняются на бок. Нарядные юбки и платочки девушек ярко выделяются на фоне изумрудной травы.
— Вот казалось бы — люди в поле идут работать, а надевают лучшее! Не преувеличивает ли художник по поводу деревенских нарядов?
— Как ни странно — не преувеличивает. Крестьяне традиционно надевали в поле самую нарядную одежду. Ведь это была не просто работа, а встреча с единомышленниками, родными, друзьями... Отдыхая, они пели песни, водили хороводы, играли... Вместе трудились, жили одними целями и ценностями, одним духом, помогали друг другу...
— Маргарита Константиновна, позвольте-ка и я вам всё же помогу докосить газон.
— Спасибо, дорогой сосед! А в благодарность за помощь приглашаю вас к нам в Третьяковскую галерею. Приезжайте! Увидите воочию шедевр Бориса Кустодиева «Сенокос» и другие работы мастера.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям часто кажется, что христианство — одна из самых известных религий на земле. С формальной точки зрения, это верно, ведь христиан в мире большинство. Кроме того, напечатаны миллионы книг, а уж проповедей и бесед на тему христианской веры и жизни просто не счесть... Но значит ли это, что ничего таинственного, ничего загадочного и сокровенного в христианстве уже нет? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Помню, однажды я встретил в маршрутке свою бывшую студентку. Во время учёбы меня печалила её активная языческая позиция. Может быть, отчасти это была игра, может быть, стилизация, но так или иначе она прямо утверждала, что почитает языческих богов. И вот встретившись через какое-то время, мы разговорились, и она сказала: «Я ведь когда-то была православный и ходила с бабушкой в церковь, а потом разочаровалась». По разговору мне показалось, что подлинного опыта веры и даже элементарного понимания сути христианства она не имела, хотя и была уверена, что вера в Бога, ставшего человеком, для неё пройденный этап. Конечно, в подобном отношении к христианству она не одинока. Так рассуждают не только те, кто называет себя язычниками, похожие вещи можно услышать от атеистов и агностиков всех мастей.
При этом не стоит думать, что проповедовать во времена апостола было проще. Иудеи, язычники, гностики довольно часто скептически воспринимали проповедь нового учения. У каждого были свои аргументы: чьё-то учение было древнее, кто-то не верил в воплощение Творца, потому что Он слишком для этого велик, кто-то тоже не верил в воплощение, но потому, что материя связана со злом... Иными словами, проповедь христианства, причём не только в вероучительном, но и в нравственном смысле, всегда предполагала трудности. Неслучайно апостол Павел пишет о том, что он страдает, восполняя в своей плоти, недостаток скорбей Христовых. Совершая дело Божие в мире, он отдаёт себе отчёт, что ученик всегда будет переживать то же, что пережил Учитель. И если ты хочешь разделить с Ним Его путь, не рассчитывай на лёгкую прогулку. Когда строитель строит дом, он терпит самые разные тяготы, но в то же время радуется, когда видит плоды своих трудов. Как строитель Церкви Божией, Павел переживает трудности, но, обращаясь к Колоссянам, делает акцент на радости от того, что может через это строительство послужить Богу.
Но как же он понимает дело Божее, которое ему поручено? Как тайну, сокрытую от всех и открываемую только верным. Суть её в том, что Бог открыл любому человеку, вне зависимости от его прежней веры или даже неверия, возможность достичь совершенства. Причём не просто совершенства профессионального: быть лучшим менеджером, лучшим водителем, лучшим врачом... Нет. Дело вообще не в том, чтобы быть лучшим, но в том, чтобы вполне реализовать себя как человека. Стать человеком во всей полноте, раскрыть таланты, которые каждому даровал Бог. Таким образом, пока человек ищет совершенства в каких-то экзотических формах и средствах, оно оказывается рядом: стань христианином и во Христе сможешь достичь главного совершенства — совершенства в любви. Ты сможешь с любовью преподавать, с любовью лечить, охранять, убирать, торговать, быть мужем или женой, родителем или ребёнком... Во Христе научиться любить тебе поможет сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
С активной коляской Даня сможет передвигаться сам
Дане из Великого Новгорода недавно исполнилось 7 лет, и уже в следующем году он пойдёт в школу. Мальчику нравится изучать географию: разглядывать разные карты, читать и писать названия новых городов и сёл. Он с удовольствием тянется к знаниям. А вот общение с детьми ему даётся сложно.
Из-за тяжёлой болезни Даня лишён возможности ходить и нормально двигаться. Пока его сверстники бегают, играют и свободно познают мир, Даню носят на руках родители или возят на инвалидной коляске. Поэтому в обществе других детей он попросту теряется и не понимает, как с ними взаимодействовать.
Чтобы стать более подвижными и самостоятельными Дане необходима активная коляска. Это главный инструмент для социального и физического развития, который мальчику рекомендовали врачи. Такой коляской Даня будет управлять сам. Это поможет ему укрепить мышцы рук, научиться правильно удерживать спину и ноги. Кроме того, он наконец-то почувствует себя уверенно, сможет сам, без участия взрослых, подъехать к кому-нибудь из сверстников и сказать: «пошли играть».
Активную коляску изготавливают для каждого ребёнка индивидуально, учитывая его особенности и возможности. Процесс очень сложный и дорогостоящий. Собрать средства на такую уникальную технику для движения семье из Великого Новгорода помогает фонд «Игра». Вы можете принять участие в сборе, для этого переходите на сайт фонда «Игра». С вашей помощью Даня ощутит радость самостоятельного передвижения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон и советская власть». Священник Сергий Иванов, диакон Михаил Гар
У нас в студии были сотрудники отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов и диакон Михаил Гар.
Разговор шел о служении Патриарха Тихона, о его отношениях с советской властью, об истинных причинах изъятия церковных ценностей, а также наши гости рассказали о выставке к 100-летию со дня кончины святителя Тихона «КТО НЫ РАЗЛУЧИТ ОТ ЛЮБВЕ БОЖИЯ».
Все выпуски программы Светлый вечер