Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Удивительно, но факт: картина Бориса Кустодиева «Сенокос», на которой художник изобразил деревенскую жизнь тихой и безмятежной, написана в 1917 году! Этой работой мастер подчёркивает народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Александр Петрович, здравствуйте! Рада видеть вас!
— Позвольте помочь вам покосить!
— Спасибо, дорогой сосед, мне совсем немножко осталось...
— У вас такой участок стал красивый! Хризантемы расцвели, гортензия... Садик благоухает!
— Осталось газон постричь — и будет просто как на картинке.
— Или как на картине? Ваш уютный садик, кстати, напоминает мне пейзажи Левитана или Поленова...
— А я почему-то вспомнила сейчас о картине Бориса Кустодиева «Сенокос» — на ней изображены крестьяне, убирающие траву.
— Что-то не припомню такую картину... Она находится у вас, в Третьяковской галерее?
— Да, Александр Петрович, и это довольно интересный экспонат. Сейчас найду её в телефоне, минуточку... Вот эта картина!
— Действительно интересная композиция! Изображение будто перечёркнуто по диагонали поселковой дорогой. Она спускается вниз с косогора и выходит прямо к речке. На переднем плане несколько крестьянок в нарядных одеждах граблями собирают скошенную траву. Чуть поодаль селяне увязывают в стога сено. На заднем плане тёмный лес. И во всём царит порядок, гармония...
— Борис Кустодиев воспевает в этой работе крестьянский труд. Мастер разворачивает перед нами панораму мирной сельской жизни с её устойчивым и размеренным укладом. Хотя время написания картины далеко не мирное — 1917-й год.
— Страну потрясали тогда революционные события, которые коснулись всех слоёв общества, включая, конечно, крестьянство. А здесь художник изображает деревенскую жизнь, будто нарочно, умиротворённой, тихой, безмятежной...
— Художник подчёркивает тем самым особую народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу. Несмотря на политические перипетии, смену власти и другие потрясения, деревенские жители продолжали из года в год возделывать землю, пахать и сеять, собирать урожай, запасать сено на зиму для животных...
— И уклад их жизни такой же постоянный, как земное бытие, устроенное Богом, — что бы ни происходило в обществе, день продолжает меняться с ночью, а после зимы из года в год непременно приходит весна...
— Да, Александр Петрович, и всё на своих местах. Так и герои картины «Сенокос» Бориса Кустодиева — размещены на картине художником в определённом, гармоничном порядке. Позы крестьянок выразительные. Головы смиренно склоняются на бок. Нарядные юбки и платочки девушек ярко выделяются на фоне изумрудной травы.
— Вот казалось бы — люди в поле идут работать, а надевают лучшее! Не преувеличивает ли художник по поводу деревенских нарядов?
— Как ни странно — не преувеличивает. Крестьяне традиционно надевали в поле самую нарядную одежду. Ведь это была не просто работа, а встреча с единомышленниками, родными, друзьями... Отдыхая, они пели песни, водили хороводы, играли... Вместе трудились, жили одними целями и ценностями, одним духом, помогали друг другу...
— Маргарита Константиновна, позвольте-ка и я вам всё же помогу докосить газон.
— Спасибо, дорогой сосед! А в благодарность за помощь приглашаю вас к нам в Третьяковскую галерею. Приезжайте! Увидите воочию шедевр Бориса Кустодиева «Сенокос» и другие работы мастера.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.