
Фото: Nicholas Bartos/Unsplash
Рядом с Троице-Сергиевой лаврой расположен скит Параклит, известный тем, что монахи, жившие здесь до революции, принимали обет безмолвия. Здесь же в 1927 году принял монашеский постриг будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Свои первые годы в монашеском звании Пимен впоследствии, пересказывая слова апостола Павла, описывал так — он свою светскую жизнь стал считать «уметом», чтобы приобрести в монашестве Христа.
Не всегда русский текст Библии полностью соответствует церковнославянскому. Есть места, где переводчики решили несколько смягчить интонации, сделать формулировки более дипломатичными. Это, касается, например, уже прозвучавшей фразы из послания апостола Павла к христианам города Филиппы. Еще раз повторю, там он пишет: «все почитаю за уметы, чтобы приобрести Христа». Переводчики на русский язык слово «умет» передали как «сор». Но точное значение слова «умет» иное. Им наши предки называли продукт жизнедеятельности домашнего скота, а попросту — помет. Церковнославянское слово умет было использовано для перевода греческого понятия «скибалон». Первое его значение, как раз — помет. Второе — отбросы, мусор. Переводчики Библии на славянский язык избрали более резкий вариант перевода, а создатели русской Библии — более мягкий. Вот и получилось, что в славянском варианте апостол Павел свою прежнюю жизнь, без Бога, считал пометом, а в русском — сором или мусором. Такую ситуацию мы видим и в тексте книги Товит, в которой материальные ценности в сравнении с человеческой жизнью называются в славянском варианте уметом, то есть пометом, а в русском — уметом-сором. Итак, запомним, что церковнославянское слово «умет» в переводе на русский язык означает — «помёт» или «отбросы».
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер