Сегодня 22 ноября. День памяти мученика Александра Солунского, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О наречении имён в честь святых — священник Стахий Колотвин.
На Руси всегда любили святых. И почитали и святых древностей, и наших русских святых. Но, что интересно, в честь кого больше нарекали имена? Вот мы смотрим, бывает равная ситуация. Алексей — человек божий, и Алексей — митрополит московский. И ты не угадаешь, рядом с тобой Алексей, когда именинный праздник. Другая ситуация бывает, что нет. Все-таки вот Георгий, чаще всего Георгий Победоносец. Хотя сколько на Руси было замечательных святых с именем Георгий. Но и третья ситуация, когда наоборот о древнем святом не вспоминают, потому что тот человек, который его имя при крещении получил на Руси, потом сам в святых просеял. Так произошло самым популярным именем многих последних десятилетий на Руси с именем Александр. Сколько вокруг наших Александров, отцов Александров, которые это имя носят. И все, конечно, празднуют именины на Александра Несвского. Но мы не должны забывать, каждый святой человек в своих трудах старался подражать своему святому собственному покровителю. И покровителем Александра Невского был мученик Александр Солунский. О нем мало чего известно. Исповедовал перед императором свое христианство. Отсекли ему голову. Царствие Небесное наследовал. Раз, два, три, и ты уже в Царстве Небесном. Поэтому где-то для того, чтобы подражать святому, не нужно побеждать в битвах. Не нужно вести дипломатические переговоры. А достаточно просто сохранять верность Богу даже до смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 ноября. О трудах Владимира Даля

Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий в России, приуроченный ко дню рождения в 1801 году Владимира Даля — создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».
О его трудах — священник Захарий Савельев.
Владимир Иванович Даль был человеком, который видел срез общества. Будучи полицмейстером, он оставил некоторые записки, свидетельствующие о быте и укладе своих современников. В том числе он оставил некоторые служебные записки, которых обучал своих коллег, отличать бесноватых от сумасшедших. Бесноватые, по его словам, боятся той воды, а сумасшедшие же с эту воду пьют. А также он оставил великий свой труд, толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля, которым мы сегодня все пользуемся. Это энциклопедический сборник, который является неким пособием, который в определенной степени может заменить интернет, всемирную паутину, в которой собраны все важные аспекты русского языка и значений слов, которые используются как в наше время, так и в временах жизни Владимира Ивановича Даля. Помолимся о бессмертной душе Владимира Ивановича Даля, чтобы Господь даровал ему Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 112. Богослужебные чтения
Человек так устроен, что подчас по-настоящему ощущает ценность чего-либо, только утратив это что-то. И великой оказывается радость, когда удаётся вернуть утраченное. Мы чувствуем это и на основании собственного опыта, и на основании библейской истории, отражённой в текстах, вошедших в состав Священного Писания. Например, в псалме 112-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 112.
1 Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.
2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.
3 От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.
4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.
5 Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,
6 приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;
7 из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,
8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;
9 неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!
Псалом 112-й входит в число так называемых «хвалительных» псалмов — гимнов, прославляющих величие Божие. Действительно, услышанный нами текст имеет самый возвышенный и торжественный характер. Хотя, на самом деле, условия, в которых псалом создавался, никак радости не способствовали. Даже наоборот — мешали. И сложно представить, каким образом у автора псалма получилось создать настолько торжественный гимн в весьма затруднительных обстоятельствах?
Заключались данные обстоятельства в следующем. Древние евреи, порабощённые Вавилонским царством в шестом веке до Рождества Христова, почти на семьдесят лет лишились своей родины. И только после того, как Вавилон был покорён Персией, они смогли вернуться в историческую Палестину. Путешествие это не было простым, а итог пути и вовсе оказался разочаровывающим. На месте Иерусалима и его храма находились развалины, языческие народы были весьма враждебно настроены к вернувшимся евреям. Однако те не падали духом, но, наоборот, всем сердцем верили, что если Бог смилостивился, завершил время Вавилонского пленения и дозволил Своему народу вернуться домой, то всё обязательно получится восстановить.
Потому безымянный автор псалма и призывает своих сперва слушателей, затем читателей торжествовать: «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». Верующих в Бога истинного псалмопевец называет рабами Господа. Речь не идёт о каком-то презрении. Раб в данном случае — это образ или символ добровольного послушания человека заповедям Божиим. И путь такого послушания приводит людей к победе — прежде всего, победе добра над злом.
И автор псалма торжествует от того, что имеет счастье верить в Бога истинного и милостивого. Он уверен, что и другие люди обязательно разделят его убеждения, когда увидят, как вера в Господа меняет человеческие сердца к лучшему, делает их светлее и чище. На это не способны идолы. Боги языческие — плод человеческой фантазии. Они не существуют, не обладают созидательной силой.
А Бог истинный обладает. И только Он повелевает этим миром. Или как слышали мы в псалме: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю». Псалмопевец, с одной стороны, радуется тому, что имеет счастье быть частью народа Божьего. С другой стороны, он чувствует своё недостоинство. Потому и слышим мы в псалме такие проникновенные слова: «из праха (Господь) поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях».
Все эти слова имеют отношение к древним евреям, которые во время Вавилонского плена утратили всё, но, покаявшись, снова обрели милость от Бога. А потому, даже ощущая своё недостоинство, псалмопевец радуется и торжествует, добавляя в конце псалма: Аллилуия! Что означает в переводе — «славьте Господа».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 191 зач., XI, 1-6.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, насколько корректно сравнивать религиозную жизнь с супружескими отношениями? Сегодня в храмах звучат слова из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, и этот вопрос имеет самое прямое отношение к этому отрывку.
Глава 11.
1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
Отрывок, который мы только что услышали, — один из самых личных и одновременно символически напряжённых во всём корпусе Павловых писем. Это не просто защита апостольства Павла, но и психологически сложная сцена, в которой ревность, любовь, страх и пастырская тревога переплетены в богословскую аллегорию брака и соблазна.
Самого себя апостол видит, как «ревнивого друга жениха», который внимательно наблюдает, как себя ведёт «избранница». Образ — глубоко ветхозаветный. Пророки — особенно Осия, Иеремия, Иезекииль — описывали Израиль, как невесту, которая отступила от Бога и изменила Ему с идолами. Апостол Павел продолжает эту метафору: церковь есть невеста Христова, а он — друг жениха (ср. Ин 3:29), который готовит её к браку. Ревность здесь — не «собственничество», а всепоглощающая любовь, которая не может допустить измены истине.
Вот почему с такой болью апостол говорит о соблазне прельщения — имея в виду согласие с учениями, противными тому, что проповедовал сам апостол. «Прельщение Евы» — это момент, когда мышление замещает доверие, когда Слово Божие становится объектом анализа, а не способом присутствия в бытии. В психологическом плане это соблазн гордого ума, который хочет сделать истину своей собственностью. Вместо благоговейного, трепетного предстояния перед истиной — с пониманием собственной ограниченности и принципиальной невозможности эту истину «присвоить» — лукавый ум ищет способы, чтобы всё же истину «адаптировать», «перетолковать» и таким образом изменить сам формат отношений. Вместо «служения» в доверии — «использование» и «присвоение» посредством ума.
Аналогия с брачными отношениями оказывается наиболее показательной для иллюстрации ситуации. «Простота во Христе», утрата которой и боится в своих учениках апостол Павел, это состояние внутренней целостности — очень похожей на то ощущение «пронзительности», которое испытывает человек, когда встречает «свою» вторую половинку. Когда это происходит, рациональные доводы отступают, или, правильнее говоря, лишь выстраиваются следом за уже «запустившимися» любовью и доверием. Но если этого не произошло — вот тогда и возможно «восстание» рациональности, перед которым любые аргументы могут быть пересобраны в каком угодно виде.
Сегодняшнее апостольское чтение побуждает нас задуматься прежде всего о качестве нашей веры. На самом ли деле внутри нас живёт «внутренняя теплота», которой и подпитывается изнутри наша «религиозная рациональность»? И насколько этой «теплоты» хватает для того, чтобы не поддаваться соблазнительным теориям, которые обещают разом ответить на все вопросы и недоумения — а в действительности оставляют нас с надкушенным плодом познания добра и зла и изгнанными из Эдема?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







