
«Эти воспоминания — мой способ благодарения за то счастье, что я разделила с мужем», — так написала в своей книге мемуаров матушка Ульяна Шмеман, супруга известного богослова, духовного писателя, священнослужителя Православной церкви в Америке, протопресвитера Александра Шмемана. Рассказы о времени, проведённом вместе с мужем, от первого знакомства и до последнего дня его жизни, матушка Ульяна опубликовала под названием «Мой путь с отцом Александром».
Через призму своей семейной жизни автор даёт читателю широкий взгляд на то, как жила в эмиграции русская община. Родители будущих супругов Ульяны и Александра были вынуждены покинуть родину в конце 20-х годов 20 века. Глубоко верующие люди, они не могли смириться с агрессивной атеистической идеологией нового советского государства. Константинополь, Белград, Баден-Баден, Париж — матушка Ульяна рассказывает о скитаниях в поисках своего места на чужбине, о том, как непросто было начинать новую жизнь вдали от родины, как приходилось порой сидеть голодными, без работы и без денег. Например, она вспоминает эпизод из юности своего супруга, когда они ещё не были знакомы, эту историю матушка услышала от отца Александра после свадьбы. Будущий священник учился в парижском лицее Карно и целый год прогуливал уроки физкультуры. Но вовсе не из-за того, что не любил предмета. Просто у него... не было спортивных туфель. Их покупка стала бы без преувеличения крахом для семейного бюджета. Поэтому Александр каждую неделю придумывал новый предлог, чтобы не идти на урок. Но трудности эмигрантской жизни помогала преодолевать горячая вера и благодарность Богу за каждый прожитый день.
Один из них стал судьбоносным для Ульяны и Александра. В 1941 году, на ступенях храма парижского Свято-Сергиевского православного института они познакомились. А через 2 года стали мужем и женой, и прожили вместе 43 года. В книге «Мой путь с отцом Александром» матушка Ульяна Шмеман с теплом вспоминает первые годы супружества. Они поженились в разгар Второй Мировой — но даже ужасы войны, казалось, отступали, когда они были вместе. Матушка рассказывает о том, как во время авианалётов на Париж они с мужем сидели в бомбоубежище — тёмном, сыром подвале и, прижавшись друг к другу, повторяли слова молитвы: «Хвалим Тя, благословим Тя, благодарим Тя, Господи...»
Потом будет переезд в Америку, строительство в Нью-Йорке православного храма. Ульяна Шмеман с большой любовью рассказывает о самых главных вехах жизненного пути своего супруга. Вспоминает об интересных встречах — например, с писателем Александром Солженицыным; о путешествиях, в которых всегда сопровождала мужа. Читать её воспоминания удивительно легко, они оставляют светлое и радостное послевкусие. «Я встречаю каждый день как благословение. Я люблю жизнь», — пишет матушка Ульяна Шмеман в книге «Мой путь с отцом Александром». И делится этой любовью с читателями.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема