В студенческие годы мой друг Фёдор занимался организацией православных подростковых лагерей. Ребята с вожатыми и духовными наставниками жили и трудились при разрушенных монастырях. Помогали восстанавливать святыни. Каждый раз при нашей встрече он делился восторженными впечатлениями и трогательными историями из жизни каждой смены.
Однажды с особым трепетом он рассказывал про один женский монастырь в провинции. Какая там благодать, какая игуменья мудрая и душевная.
Я, тогда далекая от церковной жизни, загорелась. «Отвези,» — говорю, — «хочу потрудиться во славу Божию».
Федя удивился.
— Тебе-то зачем? — спросил меня.
— Трудиться буду — настаивала я.
— И я тоже хочу — подключилась наша общая знакомая Алиса. Совершенно нерелигиозный, но ищущий, человек.
— Федор пытался объяснить нам, что посещение такого монастыря не будет приятной прогулкой и труд там не будет легким. «благодать монастыря» и «приятное место» — разные вещи.
Но мы были непреклонны.
Фёдор позвонил игуменье и договорился о нашем приезде.
Через день мы отправились в путь. Выехали в 4 утра, на перекладных добирались полдня. Приехали и увидели буквально ... руины. Разруха страшная.
Федя начал для нас экскурсию по обители. Рассказал, что раньше это была спортивная школа. Прямо в стенах храма стояла шведская стенка и разные тренажёры. Только этим летом удалость расчистить главный храм, вынести все спортивные снаряжения, убрать территорию.
Мы подходили к трапезной, когда навстречу вышли две монахини. Игуменья и насельница. Предложили чай. У нас с собой была выпечка, бутерброды и сладости. Наскоро перекусили, и нас проводили на место работы. Предстояло убрать всего одну комнату.
Она находилась на втором этаже некогда братского корпуса. Представляла из себя большое тёмное помещение с кухонной мебелью, утварью и несколькими кроватями вдоль стены.
Кругом были грязь и плесень. В кастрюлях развелись мелкие жучки и гусеницы, вся посуда грязная. И уже давно. Наверное, со времён спортивной школы.
Я всё время боролась с подкатывающей тошнотой. А моя подружка взялась за дело, да так ловко. Мы стали отмывать посуду, вещи, мебель, всю комнату. Выносили мусор, ведро за ведром. Водопровода и канализации не было. Приходилось носить воду из колонки во дворе.
Помню одну особенно грязную кастрюлю. В ней оставалась примерно половина приготовленного блюда. Всё прикипело и въелось в стенки. Поверх остатков пищи распушилась плесень, по которой ползали насекомые.
Я взялась ее чистить. Сначала было только отвращение, а потом... А потом мне подумалось: а что, если душа моя в таком состоянии? Что если каждое непослушание родителям, обида на друга, скверное слово оседают налётом, покрываются плесенью, не которых заводятся всякие недобрые жители?
Меня эта мысль поразила. Я стала представлять, что вместе с каждой тарелкой, каждым вычищенным уголком, каждой вынесенной соринкой омывается душа. Сколько таких грязных и забытых кастрюль таится внутри меня? Что ещё там требует немедленной уборки?
Возможно, именно тот момент стал отправным на пути к покаянию. Образ грязной комнаты, которая требует уборки жил в моей голове. Я искала в душе эти грязные уголки, вещи, так называемые кастрюли. Так я постепенно подошла к необходимости исповедаться. Я как бы готовилась к исповеди, которая случилась гораздо позже. Но эту историю я помню до сих пор.
Спустя годы, с благодарностью вспоминаю ту поездку в разрушенный монастырь. И теперь понимаю — когда гордыня одолевает, надо запускать себя в такую комнату. Лечиться уборкой, потому что по факту — грязная комната — это моя душа без покаяния.
Она выглядит точно так же! И чем реже уборка-исповедь, тем больше усилий требуется, чтобы её очистить. Заглянуть в самые укромные уголки, куда швабра не дотягивается.
Вот и преподобный Иоанн Кронштадтский говорил: «Кто привыкает давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM