В XIV веке имя рыцаря Жоффруа де Шарни было хорошо известно во Франции. Храбрый воин, преданный вассал короля Иоанна II. Последний свой бой он принял в возрасте 56 лет. Шла Столетняя война с Англией. В одном из крупнейших сражений, битве при Пуатье, погиб весь цвет французского дворянства, в том числе и доблестный де Шарни. Но известен он, прежде всего, другим.
За три года до своей гибели рыцарь публично объявил о том, что является владельцем великой реликвии – плащаница, в которую был завёрнут после казни сам Господь Иисус Христос. Де Шарни публично выставил святыню в храме города Лирей, чем вызвал гнев местного епископа, посчитавшего её подделкой. Прошло три с половиной десятилетия, прежде чем сын де Шарни с разрешения Папы Римского вновь продемонстрировал реликвию обществу. Впоследствии Мария, внучка рыцаря, передала ее герцогам Савойским. А они в 1578 – в Туринский собор Иоанна Крестителя, где плащаница хранится и поныне, запечатанная в драгоценном ковчеге. Лишь изредка ее разворачивают и выставляют на всеобщее обозрение. В эти дни город наполняют толпы туристов и паломников. Христиане со всего мира едут в Турин поклониться плащанице Христовой. Между тем, среди ученых не утихают споры. Одни считают Туринскую плащаницу подлинной, другие – подделкой. Скептически настроенным историкам не дает покоя вопрос: как святыня могла оказаться у Жоффруа де Шарни, за тысячи километров от Иерусалима? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Мнение эксперта:
Все четыре Евангелия упоминают, как знатный человек по имени Иосиф пришёл к Пилату и попросил выдать ему тело распятого Иисуса. Саван, в который он завернул Христа, Иосиф купил. Это было обычное полотно, какими торговали в тот год в Иерусалиме. Его и нашли в пустой гробнице после воскресения Спасителя. Историки предполагают, что саван первоначально хранился в Иерусалиме. Затем был увезён в один из крупных христианских центров поздней античности - город Эдессу, на территории современной Турции. Существует легенда, что плащаницу спрятали в тайнике, устроенном в крепостной стене. Возможно, так и случилось в VII веке, когда город попал под власть арабов.
Но византийцы вскоре вернулись. Они взяли город штурмом, и увезли плащаницу в Константинополь. О том, насколько жители византийской столицы уважали святыню, свидетельствует её местонахождение. Реликвия хранилась в главном городском соборе - Софийском, расположенном рядом с дворцом императора.
В конце XII - начале XIII веков плащаницу выставляли для поклонения каждую пятницу. Её собственными глазами видели новгородский архиепископ Антоний, и крестоносец Роберт де КларИ, оставившие об этом записи. Де Клари был в числе воинов, взявших Константинополь в 1204 году. После этого завоевания следы плащаницы теряются на долгие полтора столетия. Куда исчезло святое полотно? Как оно попало из Константинополя во Францию?
Мнение эксперта:
Английский исследователь Ян Уилсон считает, что плащаницу во Францию привезли тамплиеры, рыцари одного из самых могущественных христианских орденов эпохи Крестовых походов. Историкам известно, что тамплиеры сыграли немалую роль в организации IV Крестового похода. По мнению Уилсона, рыцари, завладевшие плащаницей, отнеслись к ней как к святыне и скрыли ее от чужих глаз. Очевидно Жоффруа де Шарни был как-то связан с этими людьми. Разумеется, это только предположение. Но во всяком случае нам доподлинно известно, что родственник рыцаря занимал у тамплиеров высокое положение. Вероятно, через него святыня и попала в семью де Шарни.
Современная наука косвенно подтвердила маршрут, которым везли плащаницу. Известный в Европе эксперт-криминалист Макс Фрей провёл необычные исследования. В 1973 во время одного из публичных показов плащаницы он с помощью клейкой ленты снял с её поверхности образцы пыли. Криминалисту понадобилось несколько лет упорного труда, чтобы исследовать микрочастицы пыльцы, содержащейся в этой пыли. Оказалось, что пыльца в основном принадлежит растениям, которые можно встретить на Ближнем Востоке, пригородах Иерусалима, а также Эдессы и Константинополя. Эти выводы развил американский профессор Алан ВАнгер. Изучая фотографии при большом увеличении Вангер предположил, что часть отпечатков вокруг тела Христа – это следы от цветов. Сравнивая отпечатки с рисунками цветов в натуральную величину, американский учёный определил 28 разновидностей растений. Двадцать из них относятся к местности, где распяли Христа.
Невозможно предположить, что некие средневековые фальсификаторы специально ездили из Европы в Иерусалим, чтобы собрать там пыльцу растений. Таким образом результаты исследований Макса Фрея и Алана Вангера подтверждают ближневосточное происхождение Туринской плащаницы.
Игорь Маранин
Псалом 71. Богослужебные чтения

Кто в современном мире является главным бенефициаром — то есть получателем выгоды — юриспруденции? Не торопитесь отвечать — а лучше давайте послушаем 71-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, — псалом, в котором есть неожиданный ответ на этот вопрос.
Псалом 71.
О Соломоне. Псалом Давида.
1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасёт сынов убогого и смирит притеснителя, —
5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
6 Он сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт;
14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нём непрестанно, всякий день благословлять его;
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
17 будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нём все племена земные, все народы ублажат его.
18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Смысловой центр прозвучавшего сейчас псалма — 12-14 стихи: «ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс.71:12-14)». Давид говорит о царе как абсолютном гаранте Божественной справедливости: это право царь получает не «снизу», в процессе «делегирования», — но только свыше, непосредственно от Самого Бога — что и делает его ответственным в первую очередь перед Богом, и уже потом — перед всем остальным народом.
Вот мы и оказались перед самым интересным в подходе Давида к «мАркеру» высшей легитимности Царя как «правоприменителя» — и это вовсе не «житейское благоденствие». Для Давида — буквально — «драгоценность крови» — и кого? Самых презренных, нищих, обездоленных, вытесненных на окраины жизни, лишённых в том числе и правовой поддержки! Неожиданно, не правда ли? В нашем представлении — вполне отвечающем сегодняшним реалиям — главный бенефициар судопроизводства — не тот, у кого правда Божия, а тот, кто лучше прочих «встроен» в эту систему. Но вот для Давида всё видится совсем иначе: именно адресная заинтересованность в защите обездоленных воспринимается пророком как самый яркий показатель того, что Бог — на стороне царя как высшего правителя и судии!
Мне кажется, не только тем, кто связан с юридической сферой, есть о чём задуматься — но и каждому из нас, особенно, когда очень уж хочется поскорее отделаться от проблемы, связанной с теми, кто и так-то не особо нам приятен!..
Псалом 71. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 71. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 243 зач., II, 24-30.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из христианских добродетелей — это мудрая предусмотрительность в своих словах и поступках. Что это за качество и как оно проявляет себя в жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
В христианской общине города Филиппы апостола Павла очень любили. А потому, когда узнали, что его схватили и отправили в тюрьму в Риме, филиппийцы сразу же отправили к нему помощь. Гонцом стал юноша по имени Епафродит. Он доставил апостолу необходимые вещи, а также остался прислуживать ему в темнице.
Епафродит усердно и самоотверженно исполнял при Павле свои обязанности помощника. Нам известно, что он даже пережил какую-то очень тяжёлую болезнь, от которой чуть не умер. Однако всё закончилось благополучно. И когда Епафродит выздоровел, Павел отправил его обратно в Филиппы. Апостол вручил ему то послание, часть которого мы сегодня услышали.
В своём письме Павел даёт высокую оценку как трудам Епафродита, так и ему самому. И делает он это не случайно. В общине могли найтись те, кто мог бы заподозрить юношу в малодушии. Дескать, струсил перед язычниками и оставил Павла одного. Чтобы этого не произошло, апостол упоминает, что сам принял такое решение, а совесть Епафродита чиста. Он достоин уважения и всяческих похвал.
Прекрасное качество демонстрирует апостол. Его любовь предусмотрительна. Он проявляет искреннюю и неподдельную заботу о человеке, который рядом с ним. Всего лишь несколькими предложениями он на корню гасит потенциальный конфликт. Избавляет Епафродита от ненужных хлопот и огорчений.
Но и не только о нём заботится Павел. Он хранит мир и самой общины филиппийцев. Он пытается сделать всё от него зависящее, чтобы не создать повод к раздору среди верующих. Такую мудрую предусмотрительность Писание призывает приобретать и нас с вами. Делать всё возможное, чтобы сеять вокруг себя не смущение и беспокойство, но мир, ясность и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер