
На вопрос — какой зимний церковный праздник является любимым — большинство людей ответит — Рождество Христово. А как же иначе? Ведь именно с Рождеством у многих из нас связаны самые светлые чувства. В наш мир приходит Спаситель Иисус Христос, благодаря которому люди могут обрести мир с Богом и между собой. Рождество православные христиане ждут с нетерпением, желая ощутить радость праздника. Укрепляет эту радость то, что на Рождество принято дарить подарки, и то, что праздником заканчивается пост и можно побаловать себя чем-нибудь вкусным.
В России из-за 70-летнего периода официального атеизма многие традиции празднования Рождества были, к сожалению, утеряны. Сегодня мы подчас с большим трудом пытаемся реконструировать добрые обычаи прошлого. В этом смысле православным сербам повезло больше. Они, конечно, тоже пережили социалистический период, но югославские коммунисты относились к Православной Церкви все же мягче своих коллег из Советского Союза. Сербам удалось сохранить многие интересные православные традиции. Одна из них празднование Туциндана. Так в Сербии называется день 5 января, который считается официальным началом подготовки к празднованию Рождества Христова. В Сербии также как и в России последние два дня перед Рождеством считаются периодом строгого поста, когда не вкушают рыбу, а некоторые даже воздерживаются от растительного масла. Возможно, по этой причине многие наши соотечественники перед Рождеством выглядят очень сосредоточенными и погружёнными в себя. В Сербии же все обстоит несколько иначе. Несмотря на строгий пост, сербы пребывают в отличном расположении духа. Виной тому Туциндан. Само слово Туциндан переводится с сербского как «тучный» или «богатый» день. Когда-то Туциндан был языческим праздником плодородия. В 13-ом веке усилиями святого Саввы Сербского, первого главы Сербской Церкви, язычество в Сербии было побеждено. Святой Савва был очень мудрым человеком и победы над идолопоклонством достиг, заменив языческие праздники на православные. Так Туциндан из праздника разгула, стал днем начала подготовки к Рождеству Христову.
На Туциндан сербская семья закупает различные угощения к праздничному рождественскому обеду и готовит много разных блюд. В Сербии любят говорить, что на Туциндан человек поневоле радуется приближающемуся Рождеству даже просто от созерцания праздничных угощений. Королем рождественского стола в Сербии, первым блюдом, которое начинают готовить на Туциндан, является запеченный поросенок. Его стараются приготовить так, чтобы под хрустящей корочкой находилось нежнейшее мясо. Поэтому поросенка на Туциндан начиняют яблоками или черносливом, а также пропитывают традиционными соусами. На следующий день 6 января замаринованного таким образом поросенка ставят в печь. В некоторых регионах Сербии поросенка заменяют на гуся или индейку, но по большому счету приготовление птицы является отступлением от давней традиции. На Туциндан принято также замешивать тесто для традиционного в Сербии рождественского пирога-каравая Божич. Его, этот праздничный хлеб, сербы приносят с собой в храм на богослужение, а затем за домашним столом разламывают на куски по количеству сидящих за столом людей. Туциндан наполнен и другими обычаями. Например, начиная с этого праздника и до Рождества включительно, у сербов не принято наказывать детей. В Рождественские дни они в каждом ребенке как бы видят Богомладенца Христа, а потому проявляют по отношению к детям исключительно милосердие и терпение.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 6. Богослужебные чтения

Так часто приходится слышать от людей, что они потеряли всякую надежду на лучшее и такая жизнь их непомерно угнетает. В чём причина подобного состояния? И, напротив, откуда в сердце появляется надежда и где её искать? Ответ на эти вопросы находим в 6-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Прозвучавший псалом пророка и царя Давида носит покаянный характер. Содержание псалма — сетования к Богу по причине какой-то тяжкой болезни. Вполне вероятно, что речь идёт о немощах преклонного возраста. Псалмопевец упоминает об измождённости тела и души, а вместе с этим о смерти и гробе. Кроме того, мы видим, что автора томит мысль о врагах, которые обступили его со всех сторон.
Из Священного Писания мы знаем, что, когда царь Давид состарился, он не поднимался с кровати. В теле не было прежней силы. Давиду постоянно было холодно. Физически он был совершенно беспомощен. И в это самое время один из его сыновей по имени Адония у него за спиной плёл интриги и составлял заговор. Он хотел стать царём ещё до смерти своего отца. На что в подобной ситуации может рассчитывать немощный человек, который не в состоянии даже самостоятельно позаботится о себе самом? Вот и плачет Давид к Богу. Кто ещё сможет ему помочь и поддержать?
Важно, что причиной своего состояния псалмопевец считает не естественные, физиологические процессы, но гнев Божий. «Го́споди! не в я́рости Твое́й облича́й меня́ и не во гне́ве Твоём нака́зывай меня́». При этом Давид не указывает на свои конкретные прегрешения. Однако, очевидно, что всё происходящее с ним он воспринимает как воздаяние от Бога за содеянное. И тот, кто знаком с историей царя Давида, знает, что несмотря на свою веру и святость, он не был человеком безгрешным и совершал поступки, которые тяготили его совесть до самой старости.
И всё же с этим чувством горечи и даже тоски от беспомощности тесным и удивительным образом соседствует ощущение надежды. Давид уверен, что несмотря на, казалось бы, крайне безысходную ситуацию, Бог его простит, помилует и спасёт. Более того, псалмопевец уверен, что, как он говорит, «бу́дут постыжены́ и жесто́ко поражены́ все враги́ мои́». То есть его надежды не ограничиваются загробным миром. Ещё здесь, ещё в этом теле, в этой жизни он переживет явное заступничество Творца.
Перед нами один из парадоксов искренней, живой веры в Бога. Верующий и даже святой человек это не тот, кто уже здесь на земле постоянно пребывает в состоянии полного безмятежия. Порой человек веры может испытывать ту же самую палитру чувств и эмоций, что и человек неверующий. Он может попадать в тяжёлые ситуацию, подобные тем, в которых оказываются и безбожники. Однако в нём живёт глубокое осознание того, что все эти перипетии происходят на фоне чего-то глубокого и глобального. И это не просто осознание. Это живой опыт и ощущение присутствия в своей жизни Силы, Которая своей тотальностью скрадывает масштаб любой проблемы. В свете этого опыта даже самая большая неприятность, не переставая быть болезненной, начинает переживаться как незначительная. Как муха на фоне слона. Отсюда и рождается в сердце чувство надежды. Это следствие осознания присутствия Бога в своей жизни. И каждый, кто подобно Давиду, посвящает всего себя служению Творцу и людям, в итоге приобретает это состояние. Даже несмотря на свои ошибки, даже несмотря на свои немощи и горести, он начинает ощущать в своём сердце простор, широту и глубину. Так Господь постепенно открывает в его душе Своё Небесное Царство.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема