История Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи считается с 1515 года. Тогда на месте деревянного монастырского храма (а в этих местах находился перенесенный впоследствии на другое место Ивановский монастырь) зодчий Алевиз Новый, кстати, один из строителей Кремля, поставил белокаменный храм и возвел рядом шатровую колокольню.
Однако же спустя сорок с небольшим лет, в 1658-м, на этом же месте, на каменном подклети церкви Алевиза Нового, ставят новое здание церкви. Откровенно говоря, причины столь быстрого сноса каменной церкви, коей едва исполнилось сорок лет, мне найти не удалось. Хотя, надо полагать, они были и были достаточно весомыми.
Как бы там ни было, возвели новую церковь с элементами входившего в моду барокко и характерной для того времени конструкцией – восьмерик на четверике. То есть восьмигранник на четырехграннике. Здание храма увенчано луковичным куполом на узком барабане.
Интересно, что при реставрационных работах в 1990-х годах в интерьере храма обнаружились древние фрески, близкие по стилю к росписям собора Василия Блаженного.
Кроме того, в церкви сохранились мраморные иконостасы, сделанные под руководством знаменитого архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Изготавливались они уже в начале 20-го века.
В 1772 году переделали главу храма, а вот в 1780 году разобрали старую колокольню и на новом месте возвели совершенно новую колокольню в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Эта высокая стройная колокольня – одно из самых высоких зданий архитектурного ансамбля Пятницкой улицы, на редкость торжественное и величественное трёхъярусное строение.
При этом сама церковь спрятана в Черниговском переулке, но благодаря колокольне, стоящей уже на Пятницкой, храм просто невозможно не заметить.
Надо сказать, что Иоаннопредтеченскую церковь закрыли сразу после революции. Церковь многое претерпела, однако самого страшного не случилось – её не снесли. Более того, в конце 60-х – начале 70-х годов церковь серьёзно реставрировали, во многом восстановив её первоначальный облик.
А в 1992 году храм и вовсе вернули Русской Православной Церкви, приписав его к стоящей совсем рядом церкви Черниговских Чудотворцев и наделив его статусом Патриаршего подворья.
Современный адрес храма – улица Пятницкая, 4 / Черниговский пер., 2.
В настоящее время, в этой церкви, имеющей стр. 1, 8 богослужения не проходят. В связи с чем не всегда можно в неё попасть. Тем более, что весь ансамбль Церкви Иоанна Предтечи под Бором включая колокольню, трапезную и церковь чудотворцев Михаила и Фёдора, находятся под охраной государства в качестве памятника истории и архитектуры.
В советское время в церкви разместилось управление продовольственными товарами райотдела Советского района. Только в конце 1970-х годов храм начали реставрировать, а позже устроили в нём выставочный зал «Художественное стекло». В настоящее время он передан верующим, хотя регулярных богослужений не ведётся, и попасть в храм можно далеко не всегда.
Но даже если не удаётся зайти внутрь, общий вид великолепного ансамбля в Черниговском переулке стоит того, чтобы попасть в этот уголок Замоскворечья.
Контакты: Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что под Бором
Адрес: улица Пятницкая, 4 / Черниговский пер., 2
Как проехать:
От ст. метро “Новокузнецкая”, “Третьяковская”
Адрес сайта: http://www.podborom.ru/
Схема проезда:
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема