Изучать топонимику Самарской области – увлекательнейшее занятие! В краю, где переплелись исторические пути стольких народов, за каждым названием стоит множество легенд, научных гипотез и остроумных народных версий. Откуда, например, взялось такое странное наименование – Бинарадка? А между тем, в нашей губернии это имя носят целых два поселка – Старая Бинарадка в Красноярском районе, и Новая Бинарадка – в Ставропольском. Предание предлагает нам поверить в то, что первыми поселянами на севере области были три мордвина – Буян, Узюк и Бинарад. От их имен, дескать, и взяли свои названия обе Бинарадки, а также поселки Старый и Новый Буяны и село Узюково.
Существует и еще одно предположение – будто Бинарадка – искаженное «Виноградка». Но это вряд ли, все-таки лоза в наших местах – не самое распространенное растение. Про Новую Бинарадку доподлинно известно, что в ней испокон века выращивали рожь, ячмень, овес и просо. Селение всегда считалось зажиточным. К девятнадцатому веку в нем было восемь мельниц – семь ветряных и одна механическая, маслобойня, семь лавок, кожевенное и валяльное предприятия, школа, больница, и, конечно же, церковь. Перед тем, как в Новой Бинарадке появился каменный храм, здесь были деревянные церквушки, но ни одна из них не сохранилась. Известно, например, что в 1829 году новобинарадцы купили за пять тысяч рублей небольшой храм в селе Богдановка. Сруб перевезли и установили на новом месте, но простоял он недолго, поскольку уже на момент покупки ему было больше полувека.
В семидесятом году девятнадцатого столетия сельчане приступили к возведению каменной церкви в честь Казанской иконы Богородицы. Прихожане не скупились. К созданию проекта был привлечен один самых престижных самарских архитекторов – Тадеуш Северинович Хилинский. Для строительства закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». Над инженерными коммуникациями работали лучшие специалисты. Так, например, систему дымоходов и вентиляции Казанского храма и сегодня называют уникальной. Но главной гордостью новобинарадцев стала роспись храма. Имена художников не сохранились, но их произведения свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства. К тому же выяснилось, что в росписи было использовано сусальное золото – не всякий столичный храм может похвастаться такой роскошью!
Часть этих удивительных фресок сохранилась и они были отреставрированы. Возвращаются в храм и старинные иконы, написанные на Афоне и в Иерусалиме. У сельчан существовала традиция заказывать образа на монашеской горе и на Святой земле. Когда храм был разорен в тридцатые годы, эти иконы прихожане хранили в своих домах.
Именно поэтому жители села Бинарадка считают храм Казанской иконы Божией Матери очень своим, домашним.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 30 зач., XII, 12-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое новости, и многие люди тратят большое количество времени на чтение так называемой новостной ленты, в которой им встречается и радостное, и печальное... И кажется, мы только воспринимаем и никак не можем выбирать, каких новостей будет больше, хороших или плохих... Но так ли это? Ответ на этот вопрос и даже рекомендация к действию содержится в отрывке из 12-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Наверное, у каждого есть знакомые, которые любят собирать плохие новости. При встрече с ними возникает ощущение, что в жизни вообще ничего хорошего не происходит. Однажды я встречался с таким человеком и знал, чем мне это грозит, поэтому приготовился к тому, чтобы не пойти у него на поводу и буквально после первых слов приветствия спросил: «Ну что хорошего у Вас происходит»? «Хорошего?» — переспросил он в ответ и печально улыбнулся... И в этой улыбке было что-то покровительственное и снисходительное перед лицом наивного простака, который ещё верит во что-то хорошее. После этого, по сути риторического вопроса, он довольно долго и в подробностях рассказывал о нескольких плохих историях, которые приключились с ним за последнее время. И если наше общение сравнить с игрой, можно было бы с уверенностью сказать, что я проиграл её всухую.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний апостольских является частью большой истории, суть которой в том, что апостол Пётр был арестован властями и содержался под стражей. Однако ночью он был выведен из тюрьмы ангелом Божиим и, оказавшись на улице, отправился в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, того, кто после стал евангелистом. Примечательно, что, когда Пётр постучался в ворота и служанка сказала всем, что он пришёл, ей не просто никто не захотел верить, её даже спросили, в своём ли она уме. На что же это было похоже? Она пришла с благой вестью, а ей не просто не поверили, но даже нагрубили. Это очень похоже на историю с женами-мироносицами, которые прибежали к апостолам с вестью о воскресении Христа, а те обвинили их во лжи. И в одном, и в другом случае мы видим людей, которые, даже услышав хорошую новость, отказываются от того, чтобы верить в неё, буквально выбирая верить в худшее. В свою очередь Пётр, который останавливает все лишние расспросы и эмоции, посылает их к апостолу Иакову и остальным братиям с хорошей новостью о его освобождении, сподвигая тех, кто не верил добрым новостям, к благовестию.
Сегодняшний отрывок, как и рассказ об апостолах, не поверивших мироносицам, учит нас тому, что, будучи настроенным неправильно, можно пропустить по-настоящему хорошие новости. Кто-нибудь скажет, что надо видеть, как хорошее, так и плохое, чтобы оценивать всё адекватно. Само по себе это правильно, ведь заниматься самообманом и закрывать глаза на реальность нельзя. Другое дело, что мы не просто считаем, каких новостей больше — хороших или плохих, мы в итоге делаем вывод об общем положении дел и здесь уже выбираем, на чём сделать акцент.
Какая же самая главная новость, с которой христианство приходит в нашу жизнь? Это новость о любви Божией и победе Христа над смертью. И сколько бы ни было плохих новостей, весть об этой победе помогает нам верить, что всё будет хорошо.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе известного русского поэта Серебряного века Николая Гумилева, в частности о том, как на его жизнь, творчество и мировоззрение повлияло участие в Первой Мировой войне.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов