Изучать топонимику Самарской области – увлекательнейшее занятие! В краю, где переплелись исторические пути стольких народов, за каждым названием стоит множество легенд, научных гипотез и остроумных народных версий. Откуда, например, взялось такое странное наименование – Бинарадка? А между тем, в нашей губернии это имя носят целых два поселка – Старая Бинарадка в Красноярском районе, и Новая Бинарадка – в Ставропольском. Предание предлагает нам поверить в то, что первыми поселянами на севере области были три мордвина – Буян, Узюк и Бинарад. От их имен, дескать, и взяли свои названия обе Бинарадки, а также поселки Старый и Новый Буяны и село Узюково.
Существует и еще одно предположение – будто Бинарадка – искаженное «Виноградка». Но это вряд ли, все-таки лоза в наших местах – не самое распространенное растение. Про Новую Бинарадку доподлинно известно, что в ней испокон века выращивали рожь, ячмень, овес и просо. Селение всегда считалось зажиточным. К девятнадцатому веку в нем было восемь мельниц – семь ветряных и одна механическая, маслобойня, семь лавок, кожевенное и валяльное предприятия, школа, больница, и, конечно же, церковь. Перед тем, как в Новой Бинарадке появился каменный храм, здесь были деревянные церквушки, но ни одна из них не сохранилась. Известно, например, что в 1829 году новобинарадцы купили за пять тысяч рублей небольшой храм в селе Богдановка. Сруб перевезли и установили на новом месте, но простоял он недолго, поскольку уже на момент покупки ему было больше полувека.
В семидесятом году девятнадцатого столетия сельчане приступили к возведению каменной церкви в честь Казанской иконы Богородицы. Прихожане не скупились. К созданию проекта был привлечен один самых престижных самарских архитекторов – Тадеуш Северинович Хилинский. Для строительства закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». Над инженерными коммуникациями работали лучшие специалисты. Так, например, систему дымоходов и вентиляции Казанского храма и сегодня называют уникальной. Но главной гордостью новобинарадцев стала роспись храма. Имена художников не сохранились, но их произведения свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства. К тому же выяснилось, что в росписи было использовано сусальное золото – не всякий столичный храм может похвастаться такой роскошью!
Часть этих удивительных фресок сохранилась и они были отреставрированы. Возвращаются в храм и старинные иконы, написанные на Афоне и в Иерусалиме. У сельчан существовала традиция заказывать образа на монашеской горе и на Святой земле. Когда храм был разорен в тридцатые годы, эти иконы прихожане хранили в своих домах.
Именно поэтому жители села Бинарадка считают храм Казанской иконы Божией Матери очень своим, домашним.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер