Изучать топонимику Самарской области – увлекательнейшее занятие! В краю, где переплелись исторические пути стольких народов, за каждым названием стоит множество легенд, научных гипотез и остроумных народных версий. Откуда, например, взялось такое странное наименование – Бинарадка? А между тем, в нашей губернии это имя носят целых два поселка – Старая Бинарадка в Красноярском районе, и Новая Бинарадка – в Ставропольском. Предание предлагает нам поверить в то, что первыми поселянами на севере области были три мордвина – Буян, Узюк и Бинарад. От их имен, дескать, и взяли свои названия обе Бинарадки, а также поселки Старый и Новый Буяны и село Узюково.
Существует и еще одно предположение – будто Бинарадка – искаженное «Виноградка». Но это вряд ли, все-таки лоза в наших местах – не самое распространенное растение. Про Новую Бинарадку доподлинно известно, что в ней испокон века выращивали рожь, ячмень, овес и просо. Селение всегда считалось зажиточным. К девятнадцатому веку в нем было восемь мельниц – семь ветряных и одна механическая, маслобойня, семь лавок, кожевенное и валяльное предприятия, школа, больница, и, конечно же, церковь. Перед тем, как в Новой Бинарадке появился каменный храм, здесь были деревянные церквушки, но ни одна из них не сохранилась. Известно, например, что в 1829 году новобинарадцы купили за пять тысяч рублей небольшой храм в селе Богдановка. Сруб перевезли и установили на новом месте, но простоял он недолго, поскольку уже на момент покупки ему было больше полувека.
В семидесятом году девятнадцатого столетия сельчане приступили к возведению каменной церкви в честь Казанской иконы Богородицы. Прихожане не скупились. К созданию проекта был привлечен один самых престижных самарских архитекторов – Тадеуш Северинович Хилинский. Для строительства закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». Над инженерными коммуникациями работали лучшие специалисты. Так, например, систему дымоходов и вентиляции Казанского храма и сегодня называют уникальной. Но главной гордостью новобинарадцев стала роспись храма. Имена художников не сохранились, но их произведения свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства. К тому же выяснилось, что в росписи было использовано сусальное золото – не всякий столичный храм может похвастаться такой роскошью!
Часть этих удивительных фресок сохранилась и они были отреставрированы. Возвращаются в храм и старинные иконы, написанные на Афоне и в Иерусалиме. У сельчан существовала традиция заказывать образа на монашеской горе и на Святой земле. Когда храм был разорен в тридцатые годы, эти иконы прихожане хранили в своих домах.
Именно поэтому жители села Бинарадка считают храм Казанской иконы Божией Матери очень своим, домашним.
Поможем медсестре из Карелии восстановиться после аварии

Врачи, медсёстры, фельдшеры и другие специалисты ежедневно стоят на страже здоровья людей. Нередко они приходят на помощь в самых сложных ситуациях и условиях. Однако бывают моменты, когда и самим медикам требуется поддержка.
Как раз для таких случаев 10 лет назад был создан фонд «ВБлагодарность». Его история началась с помощи травматологу Михаилу Абросимову, который пострадал при пожаре, спасая сына. Тогда несколько врачей объединились и открыли сбор на лечение для коллеги. Впоследствии они решили помогать и другим медикам, попавшим в беду. Так и образовался благотворительный фонд «ВБлагодарность». С 2015 года его поддержку получили 77 человек.
Недавно в фонд обратилась Анастасия Кузина, медсестра из Карелии. Медицина и помощь другим для неё — смысл жизни. Анастасия работала в инфекционной больнице, затем в отделении реанимации, а в пандемию трудилась в «красной зоне» ковидного госпиталя. Получив второе образование фельдшера, женщина планировала переехать в деревню к родителям и работать там. Но год назад она попала в аварию. Травмы оказались очень серьёзными.
Сегодня Анастасия передвигается на инвалидной коляске и всеми силами старается восстановиться. Недавно она прошла курс реабилитации и теперь может сидеть без поддержки и пересаживаться с дивана в коляску. Для дальнейшего восстановления Анастасии Кузиной необходим ещё один курс занятий в медицинском центре.
Фонд помощи медикам «ВБлагодарность» открыл сбор на реабилитацию для медсестры из Карелии. Поддержать её и познакомиться с историями других подопечных вы можете на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизненный путь Н.В. Гоголя». Вера Викулова

У нас в студии была директор Московского дома Гоголя Вера Викулова.
Накануне дня рождения Николая Васильевича Гоголя мы говорили о его жизни, об основных этапах творчества и о том, как вера и христианство нашли отражение в его произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мария Якунчикова-Вебер. «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, благодать-то какая! Я так давно не была в Саввино-Сторожевском монастыре... Хорошо здесь, на внутреннем дворе!
— Да, чудесно. И службы такие неспешные... Люблю тут бывать. И знаешь, Наташенька, эта благодатная атмосфера чувствуется даже на картинах, на которых изображён Саввино-Сторожевский монастырь. У нас в Третьяковской галерее есть несколько работ ему посвящённых. Например, полотна художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Что-то никогда не слышала имени этой художницы. Покажете что-то из её работ?
— Да, вот уже нашла для тебя фотографию одной из них в своём телефоне. Посмотри, пожалуйста. Картина называется «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь». Художница создала её в 1891 году.
— На полотне изображены несколько колоколов монастырской звонницы разной величины. Слева — крупный колокол. Он написан так, что мы видим на изображении только его половину, а вторая часть будто находится за пределами картины.
— Так художница подчёркивает его необъятный размер. Звенигородские колокола всегда славились особым благостным звучанием. В конце XIX века ансамбль Саввино-Сторожевской звонницы состоял из 19 колоколов. Главный из них назывался Большой Благовестный колокол, он весил 35 тонн и был украшен изображениями святых — преподобных Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского, святителя Николая...
— На картине мы видим лишь небольшую часть звонницы, но благодаря близкому ракурсу возникает ощущение мощи колокольного ансамбля! Кажется, вот-вот польётся с башни его радостный звон.
— А посмотри, какие дали открываются с колокольни! Это родные и любимые места художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Она родилась где-то в окрестностях Звенигорода?
— Нет, она родилась в Германии. А здесь неподалёку, в родительской усадьбе Введенское прошли детство и юность художницы. Уже взрослой, она с теплотой вспоминала годы, прожитые в этих прекрасных местах. Как девчонкой гуляла по бескрайним лугам, как с подружками бежали сюда, в Саввино-Сторожевский монастырь на службу под радостный звон, разносящийся по окрестностям с колокольни.
— Это беззаботное счастье можно испытать, пожалуй, только в юности. И похоже, Марии Васильевне удалось передать это чувство через свою картину «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь».
— Да, Наташа. С помощью переливающихся, нежных, перламутровых штрихов пастели, мягких и тонких линий художница передаёт трепетное отношение, переживание и глубокую привязанность к тому, что ей дорого: к просторам родной земли, по которой она тосковала... К небу над обителью...
— Небо на картине Мария Васильевна изобразила изумительно. Нежно голубые, бежевые и золотистые переливы красок, пушистые облака, а ближе к горизонту — яркие всполохи заката. Посмотрите, Маргарита Константиновна, и у нас с вами сейчас как раз солнце уходит за горизонт. Вспыхнули облака над землёй...Вот и день подходит к концу...
— А значит, нам с тобой пора возвращаться домой...
— Уедем — и увезём с собой в сердце благодать этого чудесного места — обители преподобного Саввы Сторожевского. Которую так тонко передала художница Мария Якунчикова-Вебер.
— Наташа, хочешь посмотреть оригинал её картины «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»? Приезжай к нам в Третьяковскую галерею через пару дней, я как раз буду работать. И мы ещё раз вместе насладимся дивными образами этой древней обители.
Все выпуски программы Свидание с шедевром