Изучать топонимику Самарской области – увлекательнейшее занятие! В краю, где переплелись исторические пути стольких народов, за каждым названием стоит множество легенд, научных гипотез и остроумных народных версий. Откуда, например, взялось такое странное наименование – Бинарадка? А между тем, в нашей губернии это имя носят целых два поселка – Старая Бинарадка в Красноярском районе, и Новая Бинарадка – в Ставропольском. Предание предлагает нам поверить в то, что первыми поселянами на севере области были три мордвина – Буян, Узюк и Бинарад. От их имен, дескать, и взяли свои названия обе Бинарадки, а также поселки Старый и Новый Буяны и село Узюково.
Существует и еще одно предположение – будто Бинарадка – искаженное «Виноградка». Но это вряд ли, все-таки лоза в наших местах – не самое распространенное растение. Про Новую Бинарадку доподлинно известно, что в ней испокон века выращивали рожь, ячмень, овес и просо. Селение всегда считалось зажиточным. К девятнадцатому веку в нем было восемь мельниц – семь ветряных и одна механическая, маслобойня, семь лавок, кожевенное и валяльное предприятия, школа, больница, и, конечно же, церковь. Перед тем, как в Новой Бинарадке появился каменный храм, здесь были деревянные церквушки, но ни одна из них не сохранилась. Известно, например, что в 1829 году новобинарадцы купили за пять тысяч рублей небольшой храм в селе Богдановка. Сруб перевезли и установили на новом месте, но простоял он недолго, поскольку уже на момент покупки ему было больше полувека.
В семидесятом году девятнадцатого столетия сельчане приступили к возведению каменной церкви в честь Казанской иконы Богородицы. Прихожане не скупились. К созданию проекта был привлечен один самых престижных самарских архитекторов – Тадеуш Северинович Хилинский. Для строительства закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». Над инженерными коммуникациями работали лучшие специалисты. Так, например, систему дымоходов и вентиляции Казанского храма и сегодня называют уникальной. Но главной гордостью новобинарадцев стала роспись храма. Имена художников не сохранились, но их произведения свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства. К тому же выяснилось, что в росписи было использовано сусальное золото – не всякий столичный храм может похвастаться такой роскошью!
Часть этих удивительных фресок сохранилась и они были отреставрированы. Возвращаются в храм и старинные иконы, написанные на Афоне и в Иерусалиме. У сельчан существовала традиция заказывать образа на монашеской горе и на Святой земле. Когда храм был разорен в тридцатые годы, эти иконы прихожане хранили в своих домах.
Именно поэтому жители села Бинарадка считают храм Казанской иконы Божией Матери очень своим, домашним.
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема