
Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумавшись о том, что должно быть центром всей христианской проповеди, многие верующие дадут один и тот же ответ — в центре христианской проповеди может стоять только любовь. Но есть ли какие-то условия, которые способны сделать наше сердце любящим? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Сказав о том, что в центре христианской проповеди должна быть любовь, я уже слышу возражения, причём на первый взгляд вполне резонные. Если посмотреть на евангельские и апостольские отрывки, которые читаются за богослужением в течение года, мы далеко не в каждом из них обнаружим слово «любовь». Недавно мы говорили о смирении Лазаря, об освобождении бесноватого, вере Иаира и кровоточивой женщины... В скором времени, готовясь к Великому посту, мы будем говорить об обращении Закхея, о смирении мытаря, о покаянии блудного сына. Кроме того, сами проповеди, которые можно услышать в храмах, не всегда бывают связаны с Писанием, иногда они посвящены житию празднуемого святого, иногда каким-то приходским или общественным вопросам, в связи с которыми для верующих бывает важно услышать церковную позицию. Всё это так. И в то же время, все эти темы должны вращаться вокруг любви, потому что именно она есть сущностный признак учеников Христа. Неслучайно в послании к Коринфянам апостол Павел писал, что, если ученик не имеет любви, ни вера, ни жертвенность, ни знание чего бы то ни было, не будут иметь для него никакой пользы. Совсем не обязательно постоянно произносить слово «любовь». Порой его даже напротив, стоит приберечь для по-настоящему стоящего момента, но помнить, что цель всякого изучения богословия, как и всякой аскезы в том, чтобы стяжать любовь, совершенно необходимо.
Однако, из отрывка, который мы сегодня услышали, можно сделать важный вывод, о том, что сама любовь, к которой призываются христиане, должна обладать определёнными чертами. Отправляя ученика Тимофея в Ефес, для того чтобы он наставил местных христиан и исправил нестроения, о которых стало известно апостолу, Павел говорит, что цель увещевания, с которым едет Тимофей, — любовь. Читая это, мы, конечно, понимаем, что он имеет в виду не просто некоторые добрые отношения, которые всегда свойственны единомышленникам. Павел пишет, что эта любовь связана с определёнными качествами сердца, совести и веры. Для того, чтобы обрести такую любовь, о ней надо не просто размышлять или мечтать, к ней надо идти через аскетический и нравственный подвиг, без которого она будет лишь красивым призывом, но так и не станет подлинным содержанием жизни.
Если люди действительно стремятся жить по-христиански, они обычно знают о важности деятельной любви. Но как её обрести? Что именно делать? Во-первых, конечно, стоит помнить, что любовь — это духовный дар, который Господь желает дать каждому из нас. Мы можем желать любить, но не можем полюбить просто по собственной инициативе. И, во-вторых, надо осознать, что усвоить этот дар невозможно без стремления к другим дарам: чистоте сердца, доброму ответу совести и нелицемерной вере. Мы призваны избегать греха и в ответ на это усилие Бог очищает наше сердце, призваны жить по совести, и Господь подаёт ей утешение и покой, призваны вверять себя Ему без лицемерия и попыток выгадать удобные условия, и Он наполняет наше сердце доверием к Его промыслу. Человек, который идёт таким путём, может не говорить о любви громких слов, но она и без них наполнит его жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











