
Больше восьми столетий назад Грузией правила необыкновенная женщина – царица Тамара. Её время до сих пор называют золотым веком маленького православного государства. Летописец царицы отмечал: «Как никто не может сосчитать по одному волосы на голове, так никто не сможет описать деяния Тамары». Она жила в 12 веке и сумела построить на территории между двух морей - Чёрного и Каспийского мощное государство с высочайшим уровнем культуры.
Тамара взошла на трон, когда ей исполнилось 14 лет. Возмущению придворных не было предела. Мужчины не могли смириться с тем, что ими станет управлять женщина. «Может, она ещё в бой на врага нас поведёт?!», - шумел государственный совет. Но Тамара всё-таки была коронована на царство, мудро пойдя на многочисленные уступки придворным аристократам. О том, что их новая царица – женщина безграничной доброты и щедрости грузины узнали в день коронации. Во время торжественной церемонии Тамара раздала несметные сокровища на нужды бедняков и церкви. Юная царица пообещала подданным, что искоренит беззаконие и позаботится о благосостоянии своего народа и своей страны.
Первым шагом Тамары стал созыв духовенства для устранения непорядка в церковной жизни. Результатом было изгнание недостойных иерархов, которые пытались захватить власть и освобождение церкви от оброков и податей. Помощь, которую Тамара всю жизнь оказывала храмам и монастырям была неоценимой. Она не только поддерживала старые, но и возводила в долинах, склонах и ущельях Грузии новые соборы, а вершины гор украшала каменными крестами. Подвигом Тамары называют строительство уникального пещерного города-монастыря Успения Пресвятой Богородицы Вардзия, что растянулся на девятьсот метров вдоль Куры.
Тамара всегда помнила своё обещание трудиться на благо Грузии не покладая рук. Слово своё она держала: при ней в стране появились новые города и посёлки, прокладывались дороги, строились мосты, сооружались водопроводы, в море спускались корабли. Другим великодушным поступком Тамары было обещание уважать права сограждан. И как бы ни было сложно она не отступала от данного слова. Царица, против которой часто устраивались заговоры, никогда не мстила своим врагам. Она отменила не только телесные наказания, но и смертную казнь.
О себе Тамара говорила, что она «отец сирых и судья вдов». Правительница как могла облегчала жизнь простых людей, снижала налоги, раздавала милостыню. День, в который царица не могла помочь нищим, она считала пустым. Десятую часть государственного дохода Тамара отсылала беднякам и контролировала, чтобы не пропало ни одно зёрнышко, ни одна монетка. У царицы были золотые руки, она прекрасно шила, ещё лучше вышивала. Закончив государственные дела, Тамара бралась за рукоделие, готовые работы продавала, а деньги отправляла бедным.
Высокообразованная женщина Тамара хотела, чтобы обучение стало всеобщим по всей Грузии. Царица строила школы и высоко подняла планку уровня преподавания. Она привлекала к работе талантливых педагогов. А школьники в обязательном порядке изучали не только историю, философию, арифметику, богословие, но и астрологию, греческий и еврейский языки, и уж совсем удивительные предметы: толкование стихотворных текстов, азы вежливой беседы, сочинение стихов.
Тамара оставила по себе память не только в Грузии, но во всём мире. О благочестии царицы знал и приводил его в пример своему войску царь Иван Грозный. Великий грузинский поэт Шота Руставели знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре» посвятил именно Тамаре. О ней летописцем сказаны замечательные слова: «Три вещи отрицательно действуют на человека: высокая должность, богатство и красота. Всем этим обладала царица Тамара, и всё равно она осталась святой».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов