В начале 2014 года на экраны страны вышел фильм Алексея Германа по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Книга поднимает непростой вопрос об обратном воплощении, о том, как бы чувствовал себя человек, оказавшись на месте мудрого и милосердного Бога, хватило бы ему терпения и любви? Ведь как правило, мы мало задумываемся о том, как Богу живется с нами, что стоило вывести нас на должный нравственный и социальный уровень. Даже в тяжелой жизненной ситуации человеку более свойственно предъявлять Богу претензии, обвинять Его в том или ином несчастье. Мы даже придумали целую богословскую науку, которую назвали «теодицеей», то есть богооправданием, где, используя нравственные и житейские аргументы, пытаемся оправдать Бога перед лицом человеческого горя.
Впервые эта тема появляется в библейской книге Иова, где главный герой, ветхозаветный праведник Иов, после тяжелейших жизненных испытаний, выпавших на его долю, слышит от своих друзей слова о том, что Ему нужно проклясть Небо, так как с таким несправедливым Богом жить тяжело. И впервые, книга Иова обращается к своему читателю с вопросом, что мы знаем о судьбах Божиих и устройстве этого мира, о том, как все устроено, для того, чтобы судиться с Творцом?
Стругацкие же предприняли попытку посмотреть на привычные нам вещи с другой метафизической стороны. Нечто подобное проделывал и Клайв Стейплз Льюис в своих «Письмах Баламута», где опытный бес дает инструктаж по соблазнению людей, через что писатель показывает тончайшие духовные ошибки. «Трудно быть Богом» поднимает тему. Если можно так выразиться, «раскаивающегося Бога». Эта тема не раз встречается в Ветхом Завете. Уже в шестой главе книги Бытия читаем: «раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем» (Быт.6:6). Эта же тема повторяется в книге Царств, при описании царя Саула: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар.15:35). Даже в Евангелии можно встретить слова Спасителя о том, что по человеческой Своей природе Ему не так уж и просто с людьми. Помните в Евангелии от Матфея, когда ученики не смогли исцелить бесноватого, Господь произносит страшенные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). В своем толковании на это место святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Ужасные слова, тяжелые, слова, о которых мы мало задумываемся, но о которых задумались Стругацкие.
Повесть Стругацких, пожалуй, первая в мировой литературе попытка поразмыслить о том, каких усилий и терпения стоило Богу нравственное воспитание людей, приведение их к достойному уровню цивилизованной, культурной жизни. А чтобы тема лучше воспринималась читателем, Стругацкие ставят на место Бога ученого.
Действие книги происходит на далекой планете, в государстве Арканар, куда с земли пребывает главный герой дон Румата. Арканар пока еще очень отсталая планета, переживающая смутные и мрачные времена. Власть захватили люди, преследующие мало-мальски умных людей и всех, кто способен на нравственное чувство. Лесть, интриги, жестокость – основные характеристики жителей. Цель же экспедиции землян - наблюдать за аборигенами и ждать, пока они повернутся в сторону гуманизма, гигиены и морали. Основное требование – ни во что не вмешиваться. Поэтому благородный дон Румата вынужден пассивно наблюдать за развратом и кровавой вакханалией, в которой погибают люди, достойные иной жизни. Герой повествования осознает, насколько трудная роль у бога – терпеть, прощать и любить людей, которые пока еще безнравственные и отсталые. «Здесь нужно быть боровом, а не богом», - кричит Румата в гневе. «Подумать только! – продолжает он, - до сих пор вся Земля воображает, что самыми сложными проблемами занимается нуль-физика»… В Арканаре Румата начинает понимать, что самая сложная задача для человека – нравственная.
Конечно, у Стругацких была амбициозная задача - показать человека в роли бога. Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом. Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает фильм Германа чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего.
«Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом. Однако дон Румата абсолютный антипод Христа. Разочаровавшись в людях, дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке. Вот в чем смысл названия фильма и одноименной книги. Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира. Человеку это не возможно, Богу же возможно всё...
Алексей Юрьевич Герман снимал свой последний в жизни фильм как своеобразное напоминание о том, из какой «тени смертной извёл нас Господь» (Пс. 4:22) и насколько непостижима, по человеческим меркам, мера Его милосердия, терпения и любви.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема












