В православной Церкви почитается более восьмисот икон Пресвятой Богородицы. Впрочем, при всем многообразии изображений Святой Девы их можно отнести к трем основным типам, которые появились в разные времена и в разных регионах.
Первый и наиболее ранний тип изображения Богородицы называется «Оранта». В переводе с греческого — «молящаяся». Классическим его примером является икона Знамение, где Богородица изображена по пояс с поднятыми к небу руками. Впервые молитвенные образы типа Оранта появились в римских катакомбах, погребальных подземных туннелях, в которых древние христиане собирались и молились по причине языческих гонений.
В римских катакомбах можно найти множество различных изображений, среди которых — символический рисунок молящейся души. Оно, это изображение, представляет собой фигуру молящегося человека в длинной белой одежде с воздетыми к небу руками. Жест — поднятые к небу руки — издревле обозначает молитву. Отсюда и название Оранта, то есть молящаяся душа. Со временем катакомбная Оранта трансформировалась в тип иконы Богоматери.
Еще одним не менее древним типом иконы Богоматери является «Одигитрия». Что в переводе с греческого означает «Указующая». Наиболее известным примером «Одигитрии» считается Владимирская икона, где Христос изображен сидящим на одной руке Богородицы, а другой Она указует на Своего Сына и как бы говорит, что Христос есть Спаситель мира.
Согласно Преданию Владимирскую икону написал сам апостол Лука, и она потом оказалась на Руси. Можно с точностью сказать, что «Одигитрия» как тип иконы стала очень популярной в Византии, начиная с пятого века, и с тех времен распространилась по всем Православным Церквам.
Третий тип иконного изображения Богородицы называется «Элеуса», с греческого — «милующая» или «жалеющая». С одной стороны, «Элеуса» — самый поздний по времени появления тип иконы Богоматери. На иконе данного типа Богоматерь очень ласково и нежно обнимает Своего Сына, как бы предчувствуя, что Ему предстоит умереть на Кресте за всех людей. Наиболее известные примеры Элеусы — «Донская» и «Федоровская» иконы Богородицы.
После всего сказанного остается лишь добавить — всё имеющееся разнообразие икон Богородицы базируется на трех типах Ее изображения: «Оранта», «Одигитрия» и «Элеуса».
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об отношении Христа к нераскаянным грешникам

В 7-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Об отношении Христа к нераскаянным грешникам — протоиерей Артемий Владимиров.
«Какое есть согласие, сочетание, — вопрошает апостол Павел, — между светом и тьмой, Христом и Велиаром? Никакого. Не приселиться к Нему делающий беззаконие, — говорит о святости божества святой царь Давид. Нет места дьяволу там, где присутствует Христос, самосущая истина, испущающая лучи правды и любви».
И так всякий человек, преданный греху, всякий,попирающий собственную совесть, сам бежит, как сгусток тьмы, от явления присносущного надмирного света. И эти слова Господа говорят о том, что мы призваны тянуться ко Христу, как цветы к солнцу, и, чая пришествия Спасителя, должны сами освобождаться от малейшей темноты, страстей, греховных помыслов, деянием чистых, оплакивая их в исповеди, отказываясь от них, призваны исполняться божественного света с тем, чтобы на судище Господнем прильнуть ко Спасителю, будучи веточками, привитыми к вечно цветущей лозе, воскресшему Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема