![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Есть у меня одна черта, которая одновременно и хорошая, и плохая.
Упрямый я человек. Это плохо. Но там, где моё упрямство, там же, рядом — и упорство моё. А вот это — полезное качество.
Бывает, делаю какое-то дело, уж вижу, что с самого начала не задалось, не выйдет, отступить бы — а не могу. Как телёнок, бодающий дуб — упрусь лбом, и настырничаю. В конце концов понимаю: ну никак не выйдет. Тогда только отступаю. Но сколько сил потеряно, сколько времени потрачено попусту.
Я художник, так вот, работая, порой до дыр бумагу протру, и только тогда смирюсь, пойму, что не сложилась картинка. Но ведь бывает и иначе. Бывает, что уж почти до дыр, а вдруг — возьмёт, да и выйдет работа. И тут уж, получается, не упрямство, а упорство.
А иногда так случается: рвёшься куда-то, стремишься туда попасть, и так, и эдак стараешься... Но жизнь отворачивает в сторону, будто не пускает тебя кто-то.
Так где нам нужно проявлять нашу волю, упорно идти вперёд, а где стоит на Бога положиться и смиренно принять данное?
Здесь есть какая-то тонкая грань, которую я хочу научиться различать. Строгого правила вывести не удастся, пожалуй. Но, если быть внимательным, можно уловить «подсказки». Я верю, что Ангел-хранитель всегда заботится о человеке. Вот он-то и дарит нам эти «подсказки». Так я думаю, правда-правда.
Иногда это подсказки ободряющие. Такие, когда всё ладится, и всюду тебе — зелёный свет. Поезд придёт вовремя, двери откроются прямо перед тобой, светофор и впрямь подмигивает тебе зелёным глазом. Тогда ясно, что ты идёшь, куда следует. С такими подсказками легко разобраться.
Но бывают ведь и предостерегающие подсказки.
Собралась я, к примеру, на важную встречу. То-есть, мне самой она видится важной и необходимой. А всё как-то не складывается: то уехал тот человек, с которым встретиться надо, то заболел. Потом уж договорились, я поехала на машине, да в такую пробку попала, что опять не встретились. Ещё раз договорились, уж автобусом решила ехать, стою на остановке, а его всё нет... Оказывается, отменили маршрут. Вот это и есть, по-моему, подсказки. В таком случае стоит спросить себя: а нужна ли эта встреча?
И, опять-таки — нет чёткого ответа. Потому что случалось, что я шла, невзирая на все трудности, и это приводило к добрым результатам. А ещё бывает, особенно когда человек только воцерковляется, что лукавый его доброму намерению мешает. Случается, соберёшься в храм, на литургию. И вдруг неожиданное дело явится. Ты его сделаешь, загодя, чтобы успеть-таки завтра утром в храм. А к вечеру — ребёнок засопел носом, заболевает... И тут уладишь, пролечишь, бабушку позовёшь, с сыном посидеть. Так на утро, проснёшься, а нога вдруг разболелась, старая травма почему-то проснулась. Вот тут уж, я точно знаю — нужно поскорее хромать в храм. Это неспроста, это происки врага. А против него оружие — только там, в Храме.
«Как же во всём этом разобраться?» — спросите вы.
Разобраться можно, я верю. Только для этого надо быть очень чувствительным ко всему: к тому, что внутри, в душе, к тому, что вокруг — в мире происходит.
Думаю, стоит внимательно слушать свою душу, внимательно глядеть на мир. А самое главное, наверное, вот что: стоит постоянно помнить, что мы не одни, не сами по себе. Есть у каждого Ангел-хранитель, есть Господь Бог, пекущийся о каждом из нас. Можно ведь всегда просить Бога управить дела этого дня. Называется она — «Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело». Она коротенькая, вот такая:
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих,
Бо́же, дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,
Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви,
я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Вот это, думаю, — самое главное.
Увы, я сама часто забываю о главном. Но когда помню — всё складывается, как надо. Светло и по-божески.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер