
Есть у меня одна черта, которая одновременно и хорошая, и плохая.
Упрямый я человек. Это плохо. Но там, где моё упрямство, там же, рядом — и упорство моё. А вот это — полезное качество.
Бывает, делаю какое-то дело, уж вижу, что с самого начала не задалось, не выйдет, отступить бы — а не могу. Как телёнок, бодающий дуб — упрусь лбом, и настырничаю. В конце концов понимаю: ну никак не выйдет. Тогда только отступаю. Но сколько сил потеряно, сколько времени потрачено попусту.
Я художник, так вот, работая, порой до дыр бумагу протру, и только тогда смирюсь, пойму, что не сложилась картинка. Но ведь бывает и иначе. Бывает, что уж почти до дыр, а вдруг — возьмёт, да и выйдет работа. И тут уж, получается, не упрямство, а упорство.
А иногда так случается: рвёшься куда-то, стремишься туда попасть, и так, и эдак стараешься... Но жизнь отворачивает в сторону, будто не пускает тебя кто-то.
Так где нам нужно проявлять нашу волю, упорно идти вперёд, а где стоит на Бога положиться и смиренно принять данное?
Здесь есть какая-то тонкая грань, которую я хочу научиться различать. Строгого правила вывести не удастся, пожалуй. Но, если быть внимательным, можно уловить «подсказки». Я верю, что Ангел-хранитель всегда заботится о человеке. Вот он-то и дарит нам эти «подсказки». Так я думаю, правда-правда.
Иногда это подсказки ободряющие. Такие, когда всё ладится, и всюду тебе — зелёный свет. Поезд придёт вовремя, двери откроются прямо перед тобой, светофор и впрямь подмигивает тебе зелёным глазом. Тогда ясно, что ты идёшь, куда следует. С такими подсказками легко разобраться.
Но бывают ведь и предостерегающие подсказки.
Собралась я, к примеру, на важную встречу. То-есть, мне самой она видится важной и необходимой. А всё как-то не складывается: то уехал тот человек, с которым встретиться надо, то заболел. Потом уж договорились, я поехала на машине, да в такую пробку попала, что опять не встретились. Ещё раз договорились, уж автобусом решила ехать, стою на остановке, а его всё нет... Оказывается, отменили маршрут. Вот это и есть, по-моему, подсказки. В таком случае стоит спросить себя: а нужна ли эта встреча?
И, опять-таки — нет чёткого ответа. Потому что случалось, что я шла, невзирая на все трудности, и это приводило к добрым результатам. А ещё бывает, особенно когда человек только воцерковляется, что лукавый его доброму намерению мешает. Случается, соберёшься в храм, на литургию. И вдруг неожиданное дело явится. Ты его сделаешь, загодя, чтобы успеть-таки завтра утром в храм. А к вечеру — ребёнок засопел носом, заболевает... И тут уладишь, пролечишь, бабушку позовёшь, с сыном посидеть. Так на утро, проснёшься, а нога вдруг разболелась, старая травма почему-то проснулась. Вот тут уж, я точно знаю — нужно поскорее хромать в храм. Это неспроста, это происки врага. А против него оружие — только там, в Храме.
«Как же во всём этом разобраться?» — спросите вы.
Разобраться можно, я верю. Только для этого надо быть очень чувствительным ко всему: к тому, что внутри, в душе, к тому, что вокруг — в мире происходит.
Думаю, стоит внимательно слушать свою душу, внимательно глядеть на мир. А самое главное, наверное, вот что: стоит постоянно помнить, что мы не одни, не сами по себе. Есть у каждого Ангел-хранитель, есть Господь Бог, пекущийся о каждом из нас. Можно ведь всегда просить Бога управить дела этого дня. Называется она — «Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело». Она коротенькая, вот такая:
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих,
Бо́же, дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,
Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви,
я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Вот это, думаю, — самое главное.
Увы, я сама часто забываю о главном. Но когда помню — всё складывается, как надо. Светло и по-божески.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер