Есть у меня одна черта, которая одновременно и хорошая, и плохая.
Упрямый я человек. Это плохо. Но там, где моё упрямство, там же, рядом — и упорство моё. А вот это — полезное качество.
Бывает, делаю какое-то дело, уж вижу, что с самого начала не задалось, не выйдет, отступить бы — а не могу. Как телёнок, бодающий дуб — упрусь лбом, и настырничаю. В конце концов понимаю: ну никак не выйдет. Тогда только отступаю. Но сколько сил потеряно, сколько времени потрачено попусту.
Я художник, так вот, работая, порой до дыр бумагу протру, и только тогда смирюсь, пойму, что не сложилась картинка. Но ведь бывает и иначе. Бывает, что уж почти до дыр, а вдруг — возьмёт, да и выйдет работа. И тут уж, получается, не упрямство, а упорство.
А иногда так случается: рвёшься куда-то, стремишься туда попасть, и так, и эдак стараешься... Но жизнь отворачивает в сторону, будто не пускает тебя кто-то.
Так где нам нужно проявлять нашу волю, упорно идти вперёд, а где стоит на Бога положиться и смиренно принять данное?
Здесь есть какая-то тонкая грань, которую я хочу научиться различать. Строгого правила вывести не удастся, пожалуй. Но, если быть внимательным, можно уловить «подсказки». Я верю, что Ангел-хранитель всегда заботится о человеке. Вот он-то и дарит нам эти «подсказки». Так я думаю, правда-правда.
Иногда это подсказки ободряющие. Такие, когда всё ладится, и всюду тебе — зелёный свет. Поезд придёт вовремя, двери откроются прямо перед тобой, светофор и впрямь подмигивает тебе зелёным глазом. Тогда ясно, что ты идёшь, куда следует. С такими подсказками легко разобраться.
Но бывают ведь и предостерегающие подсказки.
Собралась я, к примеру, на важную встречу. То-есть, мне самой она видится важной и необходимой. А всё как-то не складывается: то уехал тот человек, с которым встретиться надо, то заболел. Потом уж договорились, я поехала на машине, да в такую пробку попала, что опять не встретились. Ещё раз договорились, уж автобусом решила ехать, стою на остановке, а его всё нет... Оказывается, отменили маршрут. Вот это и есть, по-моему, подсказки. В таком случае стоит спросить себя: а нужна ли эта встреча?
И, опять-таки — нет чёткого ответа. Потому что случалось, что я шла, невзирая на все трудности, и это приводило к добрым результатам. А ещё бывает, особенно когда человек только воцерковляется, что лукавый его доброму намерению мешает. Случается, соберёшься в храм, на литургию. И вдруг неожиданное дело явится. Ты его сделаешь, загодя, чтобы успеть-таки завтра утром в храм. А к вечеру — ребёнок засопел носом, заболевает... И тут уладишь, пролечишь, бабушку позовёшь, с сыном посидеть. Так на утро, проснёшься, а нога вдруг разболелась, старая травма почему-то проснулась. Вот тут уж, я точно знаю — нужно поскорее хромать в храм. Это неспроста, это происки врага. А против него оружие — только там, в Храме.
«Как же во всём этом разобраться?» — спросите вы.
Разобраться можно, я верю. Только для этого надо быть очень чувствительным ко всему: к тому, что внутри, в душе, к тому, что вокруг — в мире происходит.
Думаю, стоит внимательно слушать свою душу, внимательно глядеть на мир. А самое главное, наверное, вот что: стоит постоянно помнить, что мы не одни, не сами по себе. Есть у каждого Ангел-хранитель, есть Господь Бог, пекущийся о каждом из нас. Можно ведь всегда просить Бога управить дела этого дня. Называется она — «Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело». Она коротенькая, вот такая:
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих,
Бо́же, дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,
Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви,
я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Вот это, думаю, — самое главное.
Увы, я сама часто забываю о главном. Но когда помню — всё складывается, как надо. Светло и по-божески.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM