
Фото: PxHere
Канон Андрея Критского — одно из самых известных церковных произведений. Он читается в храмах дважды в год — сначала по частям на первой неделе Великого поста, затем — полностью в среду вечером пятой недели. В каноне Андрея Критского много ярких образов. Вот один из них: «яко серна от тенет, сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением».
В каноне Андрея Критского упоминается много библейских персонажей. Один из них Ефрем — сын еврейского праотца Иакова. По своему характеру Ефрем был бунтарем. Такими же были и его потомки. Они регулярно сопротивлялись воле Бога, а затем становились жертвой собственного упрямства. Упоминая Ефрема, Андрей Критский призывает слушателей канона не подражать этому библейскому герою. Ефрем в течение жизни имел репутацию хорошего охотника, но из-за горячего характера, бывало, сам попадал в расставленные ловушки. Андрей Критский сравнивает его с разбушевавшейся телицей, которая ломится напролом. А потом говорит о душе христианина и призывает ее быть похожей на грациозную серну, которая легко обходит силки и сети — ловушки расставленные охотником (дьяволом). Их (эти ловушки) в церковнославянском языке называют тенетами. Слово «тенета» попало в церковнославянский язык из древнегреческого. Там «тейно» (τείνω) значит «натягиваю», а «тенос» (τένος) — это «сухожилие, жила». В некоторых деревнях «тенётой» до сих пор называют силки для ловли небольшой дичи, а еще и паутину, которая
для мух сетью является. Интересно, что языковая связь есть между тенетой и словом интернет, которое переводится как «всемирная паутина».
Итак, запомним, что церковнославянское слово «тенета» в переводе на русский язык означает — «сети, силки для поимки животных».
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Дар жизни»

Фото: Piqsels
Сегодня мы поговорим о повести известного писателя-фантаста двадцатого века — Рэя Брэдбери. Называется она «Вино из одуванчиков». Главный герой, двенадцатилетний Дуглас, идёт с отцом и младшим братом в лес за ягодами. И вот что там происходит: «Дуглас шумно дышал. Я и правда живой, думал Дуглас. Прежде я этого не знал, а может, и знал, да не помню. Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка: тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!»
Дуглас совершил великое открытие! Мальчику понадобилось для этого двенадцать лет. Кому-то нужно будет в два раза больше. Кому-то — половина жизни. А кто-то однажды сделает это открытие, но... предпочтёт убрать его на полку, подальше, до удобного часа, сказав себе: «Вот докончу то и то, дождусь того и того, добьюсь того и того, тогда и достану свою жизнь, разверну, сдуну с неё пылинки и — заживу».
И рискует такой человек до самой смерти не понять, ради чего жил.
А можно поступить иначе. Осознать, как это сделал маленький герой повести «Вино из одуванчиков», какой неимоверный дар вложен нам в руки. И сделать всё, чтобы не растратить его впустую.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема







