Судьба библейского праведника Иосифа, описанная в Книге Бытия, полна драматических поворотов. Любимый сын Иакова, он был продан братьями из зависти в плен купцам-измаильтянам, которые вели свои караваны в Египет. На чужбине юноша по ложному навету оказался в темнице. Там же отбывал наказание главный виночерпий фараона, попавший в немилость к своему господину. Переживая о своей участи, египтянин поведал участливому чужестранцу сон. Он видел виноградную лозу с тремя ветвями, которая на глазах выросла, расцвела и стала плодоносить. Ягоды стремительно созрели, виночерпий сорвал их и выжал сок в чашу фараона. Иосиф, у которого был от Бога дар растолковывать сны, утешил египтянина тем, что сновидение его предвещает добрые перемены – через три дня виночерпий вновь будет служить фараону своим ремеслом.
Предсказание праведника сбылось слово в слово. Когда же через два года странный сон обеспокоил самого египетского царя, виночерпий вспомнил премудрого раба-иудея, томящегося в темнице, и посоветовал господину обратиться за толкованиемименно к нему. Иосиф помог и фараону вынести урок из сновидения, и с этого момента жизнь его изменилась. Как повествует Священное Писание, вскоре царь поставил иудейского праведника начальником над всею землей египетской.
В девятнадцатом веке профессор Оксфордского университета Джордж Роулинсон подверг сомнению этот рассказ пророка Моисея о праведном Иосифе. Скепсис вызвало уже то, что в повествовании упоминался виночерпий, и описывалось произрастание виноградной лозы. Ссылаясь на Геродота, как основателя древней истории, доктор Роулинсон утверждал, что египтяне стали выращивать виноград и производить вино лишь в шестом веке до Рождества Христова, во время царствования фараона Псамметиха, то есть, спустя много столетий после кончины Иосифа. Однако в середине двадцатого века ректор Австралийского института археологии Клиффорд Уилсон взял на себя труд собрать доказательства, что точка зрения английского коллеги была ошибочной.
Комментарий эксперта:
Профессор Уилсон призвал научную общественность обратить внимание на результаты предпринятых в конце девятнадцатого века исследований уникальной ступенчатой пирамиды фараона Джосера – самой древней египетской усыпальницы. Этот сложный архитектурный комплекс размерами девять на двенадцать метров в ширину и двадцать семь в высоту подарил ученым множество находок. Так, при раскопках были обнаружены фрагменты статуи фараона, на подножии которой упомянут «Имхотеп - первый после царя в Египте, наследник Бога, строитель, архитектор». В длинном списке титулов этого исторического персонажа есть и такой:«человек, добившийся своего положения собственными силами». Для Египта это было уникальным, обычно премьер-министром фараона был его сын, или другой ближайший родственник. Подобный исключительный случай, когда человек неимператорской фамилии получил от фараона власть, описан только в библейской книге Бытия – и человеком этим был Иосиф. Это позволило ученым предположить, что Иосиф и Имхотеп – это одно и то же лицо!
На внутренних стенах пирамиды были также обнаружены рисунки, запечатлевшие повседневную жизнь древних египтян. Здесь можно увидеть изображения корабельщиков, пастухов, камнетесов. А среди прочих занятий отражено выращивание винограда и его давление для производства вина!
Версия, что Имхотеп и Иосиф – это один и тот же человек, является только смелым предположением. Многие ученые склоняются к тому, что библейский праведник жил позднее талантливого египетского самородка. Тем не менее, рисунки в пирамиде Джосера наглядно показывают, что египтянам еще в третьем тысячелетии до Рождества Христова было известно винодельческое ремесло. К тому же профессор Клиффорд Уилсон приводит в своем исследовании и другие, чуть более поздние свидетельства этого факта.
Комментарий эксперта:
Сцены производства вина отражены и на стенах египетских гробниц, датированных серединой второго тысячелетия до Рождества Христова, то есть, временем, когда, вероятнее всего, Иосиф был продан в Египет. Рисунки, украшающие древние некрополи в Саккаре рассказывают о том, что египтяне давили виноград ногами.
Этот способ лишь на первый взгляд кажется примитивным. Цивилизация, владеющая технологией строительства таких сложных архитектурных конструкций, как пирамиды, без сомнения, располагала возможностями для создания специальных прессов. Однако, и современные виноделы признают, что ножное давление винограда предпочтительней механического, поскольку позволяет сохранить нераздробленными косточки, за счет чего вино получает более тонкий, деликатный вкус. Получается, что египтяне во времена праведника Иосифа не просто были знакомы с виноградной лозой, но владели тонкостями искусства виноделия.
Также нередкой находкой археологов при исследовании древнеегипетских гробниц были глиняные кувшины, просмолённые изнутри. Такой способ обработки сосудов применим для того, чтобы уберечь от порчи хранящуюся в них жидкость. Химическое исследование внутренней поверхности кувшинов выявило следы тартрата калия – то есть, винного камня, образующегося при брожении вина. Получается, что сосуды, которыми египтяне снаряжали фараонов в загробный путь, содержали именно вино, а не какой-то иной напиток.
Виноградная лоза с ягодами, виночерпий фараона – казалось бы, малозначительные детали, от которых не меняется главный смысл библейского рассказа. Однако, артефакты, добЫтые учеными, не только обогатили представления человечества о далеком прошлом, но и засвидетельствовали, что Священное писание правдиво даже в мелочах.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер