Судьба библейского праведника Иосифа, описанная в Книге Бытия, полна драматических поворотов. Любимый сын Иакова, он был продан братьями из зависти в плен купцам-измаильтянам, которые вели свои караваны в Египет. На чужбине юноша по ложному навету оказался в темнице. Там же отбывал наказание главный виночерпий фараона, попавший в немилость к своему господину. Переживая о своей участи, египтянин поведал участливому чужестранцу сон. Он видел виноградную лозу с тремя ветвями, которая на глазах выросла, расцвела и стала плодоносить. Ягоды стремительно созрели, виночерпий сорвал их и выжал сок в чашу фараона. Иосиф, у которого был от Бога дар растолковывать сны, утешил египтянина тем, что сновидение его предвещает добрые перемены – через три дня виночерпий вновь будет служить фараону своим ремеслом.
Предсказание праведника сбылось слово в слово. Когда же через два года странный сон обеспокоил самого египетского царя, виночерпий вспомнил премудрого раба-иудея, томящегося в темнице, и посоветовал господину обратиться за толкованиемименно к нему. Иосиф помог и фараону вынести урок из сновидения, и с этого момента жизнь его изменилась. Как повествует Священное Писание, вскоре царь поставил иудейского праведника начальником над всею землей египетской.
В девятнадцатом веке профессор Оксфордского университета Джордж Роулинсон подверг сомнению этот рассказ пророка Моисея о праведном Иосифе. Скепсис вызвало уже то, что в повествовании упоминался виночерпий, и описывалось произрастание виноградной лозы. Ссылаясь на Геродота, как основателя древней истории, доктор Роулинсон утверждал, что египтяне стали выращивать виноград и производить вино лишь в шестом веке до Рождества Христова, во время царствования фараона Псамметиха, то есть, спустя много столетий после кончины Иосифа. Однако в середине двадцатого века ректор Австралийского института археологии Клиффорд Уилсон взял на себя труд собрать доказательства, что точка зрения английского коллеги была ошибочной.
Комментарий эксперта:
Профессор Уилсон призвал научную общественность обратить внимание на результаты предпринятых в конце девятнадцатого века исследований уникальной ступенчатой пирамиды фараона Джосера – самой древней египетской усыпальницы. Этот сложный архитектурный комплекс размерами девять на двенадцать метров в ширину и двадцать семь в высоту подарил ученым множество находок. Так, при раскопках были обнаружены фрагменты статуи фараона, на подножии которой упомянут «Имхотеп - первый после царя в Египте, наследник Бога, строитель, архитектор». В длинном списке титулов этого исторического персонажа есть и такой:«человек, добившийся своего положения собственными силами». Для Египта это было уникальным, обычно премьер-министром фараона был его сын, или другой ближайший родственник. Подобный исключительный случай, когда человек неимператорской фамилии получил от фараона власть, описан только в библейской книге Бытия – и человеком этим был Иосиф. Это позволило ученым предположить, что Иосиф и Имхотеп – это одно и то же лицо!
На внутренних стенах пирамиды были также обнаружены рисунки, запечатлевшие повседневную жизнь древних египтян. Здесь можно увидеть изображения корабельщиков, пастухов, камнетесов. А среди прочих занятий отражено выращивание винограда и его давление для производства вина!
Версия, что Имхотеп и Иосиф – это один и тот же человек, является только смелым предположением. Многие ученые склоняются к тому, что библейский праведник жил позднее талантливого египетского самородка. Тем не менее, рисунки в пирамиде Джосера наглядно показывают, что египтянам еще в третьем тысячелетии до Рождества Христова было известно винодельческое ремесло. К тому же профессор Клиффорд Уилсон приводит в своем исследовании и другие, чуть более поздние свидетельства этого факта.
Комментарий эксперта:
Сцены производства вина отражены и на стенах египетских гробниц, датированных серединой второго тысячелетия до Рождества Христова, то есть, временем, когда, вероятнее всего, Иосиф был продан в Египет. Рисунки, украшающие древние некрополи в Саккаре рассказывают о том, что египтяне давили виноград ногами.
Этот способ лишь на первый взгляд кажется примитивным. Цивилизация, владеющая технологией строительства таких сложных архитектурных конструкций, как пирамиды, без сомнения, располагала возможностями для создания специальных прессов. Однако, и современные виноделы признают, что ножное давление винограда предпочтительней механического, поскольку позволяет сохранить нераздробленными косточки, за счет чего вино получает более тонкий, деликатный вкус. Получается, что египтяне во времена праведника Иосифа не просто были знакомы с виноградной лозой, но владели тонкостями искусства виноделия.
Также нередкой находкой археологов при исследовании древнеегипетских гробниц были глиняные кувшины, просмолённые изнутри. Такой способ обработки сосудов применим для того, чтобы уберечь от порчи хранящуюся в них жидкость. Химическое исследование внутренней поверхности кувшинов выявило следы тартрата калия – то есть, винного камня, образующегося при брожении вина. Получается, что сосуды, которыми египтяне снаряжали фараонов в загробный путь, содержали именно вино, а не какой-то иной напиток.
Виноградная лоза с ягодами, виночерпий фараона – казалось бы, малозначительные детали, от которых не меняется главный смысл библейского рассказа. Однако, артефакты, добЫтые учеными, не только обогатили представления человечества о далеком прошлом, но и засвидетельствовали, что Священное писание правдиво даже в мелочах.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер