Москва - 100,9 FM

Тайны Библии: Калах.

* Поделиться
1365692959_5dc9

Царь Ашшурнасирапал II, совершающий возлияние. Фрагмент рельефа из дворца Ашшурнасирапала в Калахе.

Глава десятая книги Бытие повествует о жизни на земле после потопа. После перечисления детей, внуков и правнуков Ноя мы читаем такие строки: «Ассур построил Ниневию, Реховофир, Калах». Долгое время эти географические названия ученым ни о чем не говорили. Некоторые историки не придавали особого значения топонимам не нанесенным на современную карту. Однако в середине XIX века скептикам пришлось пересмотреть свое отношение к библейским текстам.

В 1839 году молодой английский историк Остин Генри Лэйярд путешествуя по Месопотамии, оказался в местечке Калах-Шергат. Внимание ученого привлекла высокая пирамидальная гора, возвышавшаяся на окраине поселения. Гора явно скрывала какую-то тайну. Из груды поросшей травой земли местами выступали остатки древних стен. Лэйярд помнил, что в Библии упоминается некий Калах. Что общего между этим библейским городом, существовавшим тысячи лет назад, и современным Калах-Шергатом? Молодой английский ученый решил изучить содержимое таинственной горы. Всего с шестью рабочими он приступил к раскопкам, еще не подозревая, что сделанные здесь открытия прославят его имя.

Уже на второй день работ археологи обнаружили несколько вертикально поставленных каменных плит. Судя по богатой облицовке стен, это был богатый, возможно царский дворец. Лэйярд отправил трех человек исследовать противоположную сторону холма, и здесь снова заступ археолога наткнулся на дворцовую стену. Она была покрыта великолепными рельефами. Вот как описывал один из рельефов сам Лэйярд.

Комментарий эксперта:

Это было изображение батальной сцены. Во весь опор мчатся две колесницы; в каждой колеснице — три воина, старший из них, безбородый (по всей вероятности, Евнух) облачен в доспехи из металлических пластинок, на голове его остроконечный шлем. Левой рукой он крепко держит лук, а правой чуть ли не до плеча оттягивает тетиву с наложенной на нее стрелой. Рядом с ним стоит возничий, с помощью поводьев и кнута он направляет бег коней, щитоносец отбивает круглым щитом, возможно, из чеканного золота, вражеские стрелы и копья. С удивлением отмечал я изящество и богатство отделки, точное и в то же время тонкое изображение как людей, так и коней; знание законов изобразительного искусства нашло здесь свое выражение в группировке фигур и общей композиции.

Работы на холме Калах-Шергат продолжались три года. Археологам удалось вызволить из небытия столицу древнего Ассирийского царства, в центре которой некогда возвышался дворец царя Ашшурнасирапала II. Именно этот царь перенес столицу Ассирии в Калах. Традиционно почти каждый ассирийский правитель, взойдя на престол, переносил столицу в новое место и сооружал себе новый дворец, стараясь при этом превзойти предшественника в пышности и величественности построек. Однако сам город существовал и за много веков до того, как стал столицей. Сегодня историки почти не сомневаются, что это и есть тот самый таинственный Калах, о котором говорится в десятой главе книги «Бытие».

Дворец Ашшурнасирапала, сооруженный в IX веке до Рождества Христова, был грандиозен. Он имел большой квадратный внутренний двор, вокруг которого располагались парадные, жилые и хозяйственные помещения. Стены многих из них были покрыты рельефами с изображениями военных подвигов царя, охоты, царских приемов.
Весной 1848 года дворец Ашшурнасирапала был практически полностью освобожден из-под земли.

Комментарий эксперта:

Некогда дворец в Калахе поражал богатством и роскошью отделки. Резные вставки из слоновой кости украшали троны, ложа, столы, кресла. Стены некоторых залов целиком были покрыты пластинками этого драгоценного материала. Каждый посетитель, вступавший в тронный зал, будь то жрец, царский придворный или посол соседней державы, проходил мимо богов и каменных плит, на которых искусный скульптор изобразил сцены, рассказывающие о смелости и ловкости царя Ассирии. Фигуры богов должны были внушать благоговение, подчеркивать силу и могущество Ассирийской империи и ее владыки, сидевшего на троне в южном конце тронного зала.

Сегодня многие раритеты из Калаха украшают залы Иракского музея древностей в Багдаде. Годы спустя в Месопотамии было найдено множество подобных скульптур и барельефов. Но для тех исследователей, которым впервые удалось обнаружить древние изваяния и отряхнуть с них пыль веков, они были волнующим открытием. Прошло совсем не много времени, и тот же Генри Лэйярд нашел второй из трех загадочных городов – Ниневию. Библейская топонимика оказалась реальностью. Более того, она помогла ученым восстановить целую эпоху в истории Ассирийской империи. Ту эпоху, о которой до того времени ничего не было известно.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Встречаем праздник
Встречаем праздник
Рождество, Крещение, Пасха… Как в Церкви появились эти и другие праздники, почему они отмечаются именно в этот день? В преддверии торжественных дат православного календаря программа «Встречаем праздник» рассказывает множество интересных фактах об этих датах.
Беседы о Вере
Беседы о Вере
Митрополит Волоколамский Иларион – современный богослов, мыслитель и композитор. В программе «Беседы о вере» он рассказывает о ключевых понятиях христианства, рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Круг вопросов, обсуждаемых в программе, очень широк – от сотворения мира, до отношений с коллегами по работе.
Часть речи
Часть речи
Чем отличается кадило от паникадила, а насельник от местоблюстителя? Множество интересных слов церковного происхождения находят объяснение в программе «Часть речи».
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.

Также рекомендуем