Всемирный потоп.
В 1928 году известный британский археолог Леонард Вулли раскапывал холм Муккайяр в Южной Месопотамии. В нем под многометровым слоем земли скрывались развалины одного из древнейших центров цивилизации – библейского города Ур, родины Авраама, праотца еврейского народа. Раскопки были исключительно плодотворными и интересными. После почти шести тысяч лет забвения британские археологи явили миру великолепные царские гробницы с их бесчисленными золотыми украшениями, повозками, которые доставляли умерших в потусторонний мир и скорчившимися в агонии телами придворных арфисток, возничих и воинов. Все находки свидетельствовали о высочайшем уровне мастерства древних ремесленников. Леонард Вулли решил копать дальше. После характерного для древних городов слоя мусора, состоящего из черепков и необожженных кирпичей все исчезло. Араб- землекоп крикнул из шахты, что он добрался до чистого слоя почвы. Спустившись вниз ученый с удивлением обнаружил, что чистая почва находится совсем не на той глубине, где ей полагается быть. Поэтому он приказал землекопу продолжить работу. Араб неохотно начал углублять шахту, выбрасывая на поверхность чистую землю. Так он прошел еще два с половиной метра. Казалось, что ученый напрасно упорствует, выбрасывая на поверхность все новые массы пустой породы. Участники экспедиции смотрели на Вулли с удивлением, а арабы с ухмылкой. Но вдруг перед глазами археологов вновь появились осколки и черепки расписной посуды.
Археолог еще раз спустился в шахту, осмотрел ее и, пока делал записи, пришел к совершенно определенному выводу. Однако ему хотелось узнать, что скажут об этом другие. Вызвав двух участников экспедиции, археолог изложил им суть дела и спросил, что из этого следует. Оба стали в тупик. Подошла его жена, и он обратился к ней с тем же вопросом.
— Ну, конечно, здесь был потоп! — ответила она не задумываясь.
Делать такой ответственный вывод было бы скоропалительно. Но факты говорили сами за себя. Культурный слой прерывался на три с половиной метра и не обычной «местной»землей, а наносным слоем, доставленным водой неизвестно откуда? Вулли проводил раскопки в полутора десятках километров от реки Евфрат и в трехстах километрах от Персидского залива! Решено было провести более широкомасштабные работы. Спустя год был раскопан котлован размером с современную однокомнатную квартиру. На глубине 19 метров, после развалин жилых домов и остатками керамики культурный слой оборвался, а под ним как и в соседней шахте, лежал слой ила, а еще ниже на глубине около трех с половиной метров вновь были обнаружены каменные орудия, черепки и остатки хижин.
Результаты дальнейших раскопок в Двуречье оказались сенсационными. Тот же слой водных отложений был найден на расстоянии 250 километров на месте шумерского города Киш. Спустя несколько лет следы наводнения были найдены и в районе других древних городов Ниневии, Урука и Шуруппака. Все они были расположены на значительном расстоянии друг от друга.
Если максимальная толщина слоя ила доходит до трех с половиной метров, вода должна была подниматься по крайней мере метров на семь с половиной. Во время такого наводнения на плоской низменности Месопотамии под водой оказалось бы огромное пространство — километров пятьсот в длину и сто пятьдесят в ширину.
Таким образом, археология в точности подтвердила данные, приведенные в библейском сказании о Всемирном Потопе, в котором сообщается, что вода поднялась на 15 локтей, которые в переводе на современные меры длины, равны примерно 7 с половиной метрам.
Казалось, что некое гигантское наводнение разрушило основы шумерской цивилизации. Однако через каких-то пару сотен лет на месте прежних водных заносов вновь шумели богатые города. Чем не подтверждение библейского рассказа о праведнике Ное, который спасшись от нахлынувших вод, дало начало новой цивилизации в этих краях. Был ли потоп всемирным, сказать сложно, но похожие легенды можно услышать у народов древней Индии, Ирана, у древних греков и далее – в Китае, Лаосе, на острове Фиджи и даже у североамериканских индейцев. Так что выводы делайте сами…
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых
Платья из чистого льна. Наталья Разувакина
В Переславле-Залесском есть медово-сувенирная лавочка у дороги, хозяйке которой, моя приятельнице, я помогала в качестве продавца в самый горячий сезон — летом, когда в городе много туристов и торговля идёт особенно бойко. Согласившись на новый опыт из любопытства, я оказалась за прилавком. Несколько дней стажировки с напарницей, и вот, я совсем одна. И так ловко у меня всё получается! Так красочно рассказываю я заезжим покупателям и об изделиях местных мастеров, и о сортах меда, а рыбу-ряпушку кладу на весы так, будто всю жизнь этим и занималась! Чувствую, что мне очень идёт льняной передник с вышитыми подсолнухами. Я тружусь с удовольствием.
А главное — с моим появлением в лавке вдруг стали хорошо раскупаться дорогие платья в народном стиле! Платья из чистого льна. Хозяйка рада и только руками разводит от удивления. Ты, говорит, — живая реклама! А мне приятно, да и процент с выручки идёт хороший.
В один из таких дней зашёл ко мне в лавочку ранним утром покупатель — жизнерадостный белозубый брюнет. Улыбка от уха до уха. Он направлялся из Мурманска в Москву, а к нам заехал по пути — в предвкушении яркого отпуска. Казалось, он готов был скупить всё. Глаза его горели при виде кувшинов из керамики, медных колокольчиков, пакетиков с целебными травами... А я еле успевала упаковывать товары. Мы дружелюбно общались, он делился планами и даже приглашал в гости.
И тут взгляд его упал на те самые платья. Вот бы любимую жену обновкой порадовать! Супруга, кстати, просто не пожелала идти по жаре в лавку, осталась в машине. И по телефону разрешила ему купить платье на свой вкус. А примеряла я. Мужчина смотрел восхищённо, всё повторял, что жена у него такая же высокая и стройная. Мне было приятно — и тщеславие моё расцвело пышным цветом. С трудом выбрав одно из двух приглянувшихся платьев, счастливый отпускник расстался с довольно большой суммой и поспешил к машине, держа по нескольку пакетов в каждой руке.
Я же осталась вполне довольная собой. Да вот ненадолго: обнаружила, что большая керамическая кружка, что так понравилась северянину, стоит забытой на прилавке! Упакованная! Он за неё заплатил... Выскочила на улицу — но его, конечно, и след простыл. Я расстроилась очень и очень. Выручку-то я сделала, да. Но вот настроение доброму человеку в самом начале отпуска наверняка подпортила! Как же я не заметила, не проверила, все ли покупки он забрал? Как же я позволила себе увлечься общением, растаять от комплиментов?
Ничего не оставалось делать — только тихонько молиться. Я просила Господа как-то утешить моего мимолётного знакомого, загладить последствия моего греха. Очень хотелось, чтобы улыбка на лице покупателя не сменилась выражением досады.
А ближе к вечеру он вернулся. Нет, не за кружкой. Её отсутствия он просто не заметил. За вторым платьем для жены! Решил вдруг: надо брать оба! А я обрадовалась ему, как родному. И платье продала, и кружку отдала.
Получила урок надолго: всё, что ты делаешь, нужно делать хорошо. Даже если работа временная и тебя за неё и так хвалят. Не собою любоваться надо, а о людях думать. Казалось бы — азбучные истины, но и их нам Господь напоминает, как детям... И любит нас — чад своих. Ведь и эта история закончилась просто прекрасно.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение