Ворота Хульды. В течении нескольких сотен лет у европейских археологов не было возможности сколь-нибудь серьёзно исследовать Храмовую гору, известную по Библии гак гора Мориа и расположенную в самом центре древнего Иерусалима. Связано это было с тем, что долгое время территория эта находилась под управлением мусульман. Лишь во второй половине 19-го века учёные смогли осмотреть гору и произвести ряд измерений. Более серьёзные исследования и раскопки у Южной стены Храмовой горы начались уже после 1968 года, когда эта территория оказалась в руках израильтян. Сразу несколько археологических групп начали работу на месте, святом для каждого иудея. Опускаясь все глубже и глубже в исторические пласты, археологи делали одно открытие за другим!
Комментарий эксперта:
В процессе раскопок нашим глазам открывались фрагменты мостовой, торговые лавки, бассейны для ритуального омовения. Порой складывалось впечатление, что римские воины только недавно покинули эти места. Одной из самых удивительных находок стали т.н. Ворота Хульды (названные так по имени древней пророчицы) и ступени, которые некогда вели в иерусалимский храм.
70 год нашей эры. Рассвирепевшие римские солдаты захватывают непокорный Иерусалим. В течение считанных дней город фактически стирается с лица земли. Под палящим солнцем воины непобедимой армады разрушают едва построенный храм. Только нечеловеческая ненависть могла дать силы сдвинуть многотонные каменные блоки, которые с шумом летят вниз, вдребезги разбивая мостовую. Остатки храма затем растащат на строительные материалы возводимого здесь города для отставных офицеров – Элия Капитолина. Впоследствии на месте величественного храма будет сначала помойка, потом стойбище, церковь, а затем и мусульманский храмовый комплекс. Все, что имело отношение к Иерусалимскому храму, на долгие столетия исчезнет под десяти метровым слоем мусора, земли, остатков лачуг и дворцов.
Комментарий эксперта:
Ворота Хульды были заложены во времена мусульманского владычества. Они состоят из двух и трех арок. В тройные ворота паломники входили а в двойные выходили. К воротам ведет лестница. Она не простая. Ступени специально находятся на разном расстоянии друг от друга. Поэтому по ней невозможно взбежать, а лишь медленно подняться. Мы ведь поднимаемся к самому святому месту на свете. И чтобы не делать этот подъём обыденным, даже ступени напоминали нам о святости этого места.
Ворота Хульды и ступени к ним были единственным входом в Храм. Иного способа войти в святыню не было. Открытие археологов при раскопках Храмовой Горы трудно переоценить. Учёным ещё предстоит дать исчерпывающий ответ на вопросы: где находится Комната тайной вечери, не известно, как долго не стихнут споры о месте Вознесения (Господа) и признании Храма Гроба Господня. Но отныне нет никаких сомнений, что именно на эти ступеньки в своё время ступала нога самого Иисуса.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер